Зачем нужно российское ценовое агентство

Есть популярная игра на тимбилдингах по стратегии win-win – «Красное и черное». Либо все договариваются и выигрывают, либо нет и проигрывают. Уже год мы работаем над созданием российского ценового агентства, и это очень похоже на эту игру. А главное – кажется, что сейчас мы все в российском бизнесе ближе, чем когда-либо, к тому, чтобы договориться.

Черное – черное

Правила игры: если все ставят на красное – все выигрывают, если все на черное – все проигрывают, а если на разные цвета, то выиграет только тот, кто поставил на черное. Поэтому все начинают с того, что ставят на черное, и дружно проигрывают.

Ценовые агентства публикуют ценовые индикаторы путем сбора рыночной информации. Важной составляющей работы ценового агентства являются коммуникации с участниками рынка. Агентство собирает информацию с двух сторон – со стороны продавца и покупателя. Агентство не раскрывает данные о ценах отдельных участников – только агрегированные ценовые индикаторы.

Все хотят знать цены конкурентов, не раскрывая собственных. Все хотят получать ценовые обзоры, не работая с ценовыми агентствами. Это как ставить на черное – а вдруг все-таки кто-то поставит на красное? Поэтому все ставят на черное и проигрывают. Нет репрезентативных собственных бенчмарков для долгосрочных контрактов, и появляется арбитраж, если привязываешься к индексу чужого зарубежного региона или другому товару. Для менеджмента нет возможности отслеживать эффективность по сравнению с рынком. Появляются дисконты при экспорте. Растет стоимость кредитования из-за непрозрачности бизнеса для банков. Появляется арбитраж в налогах и пошлинах, так как регуляторам приходится считать ставки от зарубежных индикаторов. Нет возможности развивать товарное хеджирование.

Российский бизнес ограниченно работал с ценовыми агентствами. Мы привыкли использовать бенчмарки мировых агентств, рассчитывая наши цены путем нетбэка: мировая цена минус морской фрахт. Такая практика была абсолютно адекватна расцвету глобализации 2000-х. Но после кризиса 2007–2008 гг. стал усиливаться протекционизм, начались торговые войны (США – Китай с 2018 г., Австралия – Китай с 2020 г.), а пандемия еще больше нарушила связанность рынков. Рынки стали фрагментированны, цены разных регионов мира перестали коррелировать. Появились риски арбитража: в 2020 г. цены на австралийские угли упали из-за эмбарго в Китае, а цены на китайском рынке, наоборот, выросли, но именно австралийские индикаторы были в долгосрочных банковских контрактах российских экспортеров угля.

В 2022 г. к этому добавился еще и уход с российского рынка мировых ценовых агентств.

Красное – красное

С 2022 г. Газпромбанк начал реализовывать проект импортозамещения в котировках ценовых агентств. Создание ценовых бенчмарков на российском базисе поставок давно назрело. Россия – крупнейший экспортер многих сырьевых товаров, но в нашем базисе не сложилось ни одного мирового бенчмарка. У этого есть простые исторические причины. Их начали рассчитывать на базисах, удобных для агентств из развитых стран, еще во времена СССР. Даже после того как потребление сместилось в Азию, у мировых агентств не появилось бенчмарков на китайском базисе. Их развивают китайские ценовые агентства.

Газпромбанк создал ЦЦИ, задача которого – разрабатывать репрезентативные индексы цен на товары российского экспорта и внутреннего рынка. Расширение охвата российского рынка ценовыми индикаторами снизит непрозрачность и риски в финансовой системе, упростит принятие инвестиционных решений и позволит развивать новые финансовые продукты. Своевременные ценовые сигналы обеспечивают гибкость экономической системы – помогают быстрее принимать решения о рисках и инвестициях. Новый центр создан с применением многолетнего опыта Центра экономического прогнозирования Газпромбанка, а также лучших мировых практик. Процедуры работы центра соответствуют принципам Международной организации комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions, IOSCO) в отношении работы ценовых агентств. Независимая методологическая группа утверждает методологии ценовых индикаторов, контролирует их применение и собирает комментарии участников рынка. Центр будет работать в соответствии со спросом участников товарно-сырьевых рынков. В частности, обеспечение ЦЦИ Газпромбанка котировок в рублях, юанях, других дружественных валютах способствует переходу к расчетам в национальных валютах.

Ситуация с ограничениями к доступу к ценовой информации для российского бизнеса изменила его отношение к развитию собственных котировок. Готовность договариваться и ставить на красное появилась.

Наши пилотные индексы – экспортные котировки на уголь, ставки на полувагоны, метанол. Их мы публикуем начиная с 2022 г. Наши процедуры выстроены на основе мировых практик работы ценовых агентств, и это первое ценовое агентство России, которое работает на таких принципах. Газпромбанк как регулируемая организация обеспечивает управление конфликтом интересов, конфиденциальность работы с данными, независимость работы Центра ценовых индексов (ЦЦИ).

Что получает бизнес от новых индикаторов? Цель ЦЦИ – создать репрезентативные бенчмарки на ключевые товары российского экспорта, которые бы использовались в контрактах и были базисом для производных финансовых инструментов. Чем точнее индикатор, используемый бизнесом, банками, регуляторами, отражает рыночные реалии, тем меньше дисконтов и премий за риск. Россия – очень большая страна, и дифференциация цен в разных регионах слишком велика, чтобы описывать цены нетбэком по морскому фрахту.

Если вы, как в этой игре, уже начали сомневаться, не поставить ли на красное, то связывайтесь с нами, ЦЦИ или со мною лично (forecast.center@gazprombank.ru).