Москва сделала ставку на Россию

Как развитие транспортной инфраструктуры столицы стимулирует отечественную промышленность
Агентство «Москва»
Агентство «Москва»

Реализация крупных инфраструктурных проектов в Москве не только формирует новый транспортный каркас города, но и является мощным драйвером индустриально-технологического развития. Как расширение столичной транспортной системы влияет на экономику, создает новые рабочие места и способствует импортозамещению – в материале «Ведомости. Промышленность и инфраструктура».

За последние 10 лет в столице реализовано множество транспортных мегапроектов. Появились новые линии метро, включая Большую кольцевую (БКЛ), Московское центральное кольцо (МЦК), Московские центральные диаметры (МЦД), Московский скоростной диаметр, пр-т Багратиона, городские вокзалы. Произошло масштабное внедрение электротранспорта, в том числе электросудов, а также всей сопутствующей инфраструктуры.

Почти завершено создание нового транспортного каркаса из хорд и Южной рокады. В ближайшие годы в Москве будут построены еще три ветки подземки, судоверфь в Нагатинском Затоне, масштабирован речной транспорт, а МЦД продлят до соседних регионов.

Метроэкономика

С 2011 г. сеть московского метро выросла более чем в полтора раза: введено в эксплуатацию свыше 100 новых станций и 200 км линий. Это резко увеличило спрос на современный подвижной состав. К тому же требовалось значительно обновить уже имеющийся вагонный парк.

По данным московских властей, весь закупаемый состав метро производится в России. Причем на столицу приходится около 90% от всего портфеля заказов среди российских городов. Всего же Москва формирует 75% заказов отечественного транспортного машиностроения.

Формирование большого долгосрочного спроса имеет мультипликативный эффект для отрасли. Промышленность может планировать выпуск продукции минимум на 3–5 лет.

«Производство новых поездов не только позволяет улучшать транспортную систему столицы, делать поездки пассажиров еще комфортнее, но и способствует развитию отечественной машиностроительной промышленности. Московское метро обеспечивает загрузку мощностей более 360 предприятий в разных регионах страны, на которых трудится свыше 30 000 человек. Предприятия обеспечены стабильным заказом на годы вперед», – сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

Все серии подвижного состава «Метровагонмаша», поставщика вагонов для Мосметро, являются полностью отечественными разработками. Интеллектуальная собственность на технические решения принадлежит российским компаниям», – уточнили «Ведомости. Промышленность и инфраструктура» в департаменте транспорта Москвы.

«Метровагонмаш» является частью «Трансмашхолдинга» – крупнейшей в России компании по числу производимых вагонов. Предприятие в достаточно короткие сроки сумело решить проблему с заменой иностранных комплектующих, например тормозов и сцепок. Новые поезда уже практически полностью состоят из отечественных комплектующих. В марте этого года на Замоскворецкую линию вышли поезда новейшей модификации «Москва-2024». Поезд имеет новый дизайн интерьера, который выбрали сами пассажиры во время Московского урбанистического форума, USB-зарядки для удобства не только сидящих, но и стоящих пассажиров перенесли с сидений на поручни.

Развитие метро не только поглощает гигантский объем инвестиций, но и дает положительные макроэкономические эффекты – в частности, для доходов бюджета. Так, согласно расчетам, представленным мэром Москвы Сергеем Собяниным, федеральный бюджет и внебюджетные фонды получили свыше 1 трлн руб. с начала строительства БКЛ в 2011 г. – крупнейшего подземного метрокольца в мире.

Дела надземные

Существенный импульс машиностроительной отрасли придало и активное развитие МЦД – «наземного метро». По сути, речь идет о глубокой модернизации сети городских электричек и их дополнительной интеграции в московскую транспортную систему. Число станций на четырех диаметрах сейчас составляет 136.

Подвижной состав для МЦД – поезда «Иволга» производят на Тверском вагоностроительном заводе, который также входит в «Трансмашхолдинг».

«Поезд последнего поколения «Иволга 4.0» разработан российскими конструкторами и на 97% состоит из отечественных комплектующих. В его производстве задействовано 600 предприятий и 50 000 работников по всей стране. Москва занимает 1-е место в мире по темпам модернизации подвижного состава пригородных поездов, и это одна из важнейших составляющих успеха МЦД», – отметил Ликсутов.

В Минпромторге «Иволгу» назвали «одним из наиболее успешных примеров импортозамещения». Система управления и программное обеспечение «Иволги» полностью спроектированы и выпускаются в России, заверяют в департаменте транспорта.

На предприятиях «Трансмашхолдинга» налажено собственное производство тяговых электродвигателей. Сцепки и крэш-буферы изготавливаются «Транспортной техникой» в Подмосковье, тормозная система – в Нижегородской области и Пензе «Транспневматикой» и «Технопроектом» соответственно.

Инфраструктурные проекты Москвы стимулируют появление новых компетенций у отечественных предприятий в части производства и технологий. «Так, именно из-за московского проекта МЦД произошел резкий рост спроса на импортозамещение при производстве электропоездов пригородно-городского сообщения, что за несколько лет вылилось в создание и массовое производство поездов типа «Иволга 4.0», – подчеркнул директор Центра исследований «Умного города» ФГРР НИУ ВШЭ Константин Трофименко.

По оценке столичных властей, благодаря МЦД до 2035 г. в Москве будет создано до 900 000 новых рабочих мест. «Согласно совместным подсчетам с коллегами из экономического комплекса Москвы, запуск только первых двух диаметров дал городу около 238 000 новых рабочих мест. А до 2035 г. планируется организовать еще 646 000», – рассказали в департаменте транспорта.

Создание новых транспортных узлов всегда сопровождается развитием прилегающих территорий. По словам Ликсутова, в радиусе 500 м от станций МЦД количество кассовых аппаратов увеличилось в шесть раз. А это говорит о резком росте привлекательности этих территорий для малого бизнеса.

Московская электрофлотилия

В 2023 г. в столице вновь появился регулярный речной транспорт по Москве-реке. Пока действует только два маршрута, но к 2030 г. их число увеличится до семи, а количество поездок должно вырасти в семь раз. Масштабные планы транспортного комплекса рождают внушительный спрос на новый для столичного рынка продукт – электрические суда.

Москва никогда особо не ассоциировалась с судостроением, хотя в городе на протяжении почти 80 лет выпускался речной транспорт. Московский судостроительный и судоремонтный завод производил пассажирские теплоходы и другие суда. Предприятие закрылось в 2014 г. Спустя годы речное судостроение в столице возрождается. 

В районе Нагатинский Затон появится судоверфь для производства электросудов с собственным конструкторским бюро. «Потребовалось создание принципиально новых судов – городских пассажирских электросудов, имеющих ледокольный класс, – не только для отечественного, но и для мирового судостроения», – заметил Трофименко.

Запустить работу предприятия планируется уже к концу 2024 – началу 2025 г. Проектная мощность – около 20 электросудов в год. Речь идет о производстве полного цикла, включая раскрой металла, сварку секций, окраску корпуса, монтаж оборудования, комплекс испытаний и спуск на воду. По сути, с нуля будет создан целый профильный кластер.

Производство и сборку судов планируется полностью осуществлять в столице. Кроме электросудов типа «Синичка» в городе будут строиться суда «Москва 2.0» и электросуда типа «Ситивольт».

«Открытие судостроительного кластера по поручению мэра Москвы Сергея Собянина станет новым этапом развития речного электротранспорта в России. Инновационное производство полного цикла позволит на 100% обновить флот на прогулочных маршрутах столицы. В дальнейшем здесь будут создавать современные круизные электросуда. С запуском новых маршрутов и увеличением количества техники практически вся акватория Москвы-реки станет судоходной», – рассказал Ликсутов.

Более 70% оборудования будет отечественного производства. По оценке городских властей, непосредственно на верфи появится свыше 500 рабочих мест. А в целом в процесс производства комплектующих и оборудования будет вовлечено почти 50 000 работников предприятий по всей России. «В рамках производственной деятельности судоверфи в Нагатинском Затоне также будет углубляться промышленная кооперация Москвы с такими субъектами, как Калининградская, Нижегородская и Кировская области, Санкт-Петербург», – уточнил представитель Минпромторга России. Например, петербургские заводы поставят системы управления, связи и навигации, зарядное оборудование, калининградские – сварочное, а кировские – гидравлические прессы.

На судоверфи также планируется наладить производство круизных судов длиной до 90 м. Правительство Москвы рассчитывает, что обновление круизного флота поможет развитию внутреннего туризма, в частности повысит популярность речного маршрута «Московское золотое кольцо».

В ближайшие годы столица собирается закупить у верфи 40 электросудов, а в долгосрочных планах – полный переход на экологичный речной транспорт.

Багратион сделал дубль

Москва – лидер среди регионов страны по уровню развития государственно-частного партнерства (ГЧП). По концессионным соглашениям бизнес строит промышленные предприятия, дороги, социальные объекты и даже реставрирует исторические здания.

Крупнейшим проектом ГЧП стал пр-т Багратиона – дублер Кутузовского проспекта, открытый в сентябре 2023 г. 

«Концессионное соглашение о строительстве пр-та Багратиона было заключено в 2014 г. Инвестиции в проект составили 68 млрд руб.», – рассказал министр правительства Москвы, руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики Владислав Овчинский.

Проспект Багратиона – первая платная, бессветофорная магистраль в черте города. В ходе строительства было переустроено более 100 км инженерных сетей, возведен мост через Москву-реку и построена многоуровневая автомобильная развязка на МКАД. В проекте применены новые технологии безбарьерного взимания платы за проезд на базе отечественных IТ- и инженерных решений.

«Концессионное соглашение дало возможность максимально учесть интересы обеих сторон: столица приняла в собственность уникальный по масштабу и примененным технологическим решениям объект инфраструктуры, развивающий городскую дорожную сеть, а инвесторы будут получать доход от платной эксплуатации пр-та Багратиона в период действия концессионного соглашения», – отметил в беседе с «Ведомости. Промышленность и инфраструктура» директор АО «Новая концессионная компания» Денис Янев.

«Открытие проспекта Багратиона сделало поездки удобнее для жителей шести районов Москвы. Например, путь от МКАД до «Москва-сити» сократился в три раза – 15 минут вместо 45. Новая дорога разгрузила соседние магистрали, в том числе Кутузовский проспект, Можайское шоссе и проспект Генерала Дорохова», – уточнил Ликсутов.

Благодаря новой трассе улучшилось транспортное сообщение свыше 1,5 млн москвичей и жителей Подмосковья. Согласно статистике департамента транспорта, пр-т Багратиона позволил до 17% разгрузить Кутузовский проспект, Можайское шоссе – до 16%, МКАД – до 9%. Автомобилисты воспользовались магистралью уже более 5,5 млн раз – около 26 000 проездов ежедневно.

Тише едешь – здоровее будешь

Российская столица входит в число мировых лидеров по внедрению электротранспорта, в первую очередь пассажирского. Так, Москва занимает 1-е место в Европе по числу электробусов. Они тише и экологичнее дизельных автобусов, которым они приходят на смену. Количество электробусов в городе уже превысило 1650. До конца 2024 г. ожидается поставка еще около 600.

Планируется, что в 2030 г. количество электробусов в столице достигнет 5300. Москва сохранит лидерство в Европе по числу этого инновационного транспорта.

Москва закупает электробусы по контрактам жизненного цикла. Производители должны обеспечивать работу машин в течение 15 лет. В прошлом году город заключил контракты с ПАО «Камаз» и ЛиАЗом на поставку 1200 электробусов до конца 2024 г., что стало крупнейшей закупочной партией этого вида транспорта в Европе.

«Подобные контракты поддерживают российское машиностроение, обеспечивают отрасль заказами и рабочими местами на годы вперед. Новые современные электробусы позволят повысить комфорт пассажиров и снизить нагрузку на окружающую среду», – указали в департаменте транспорта.

Тренд на быстрое увеличение городского электробусного парка подкрепляется развитием промышленной и сервисной инфраструктуры. В Красной Пахре (ТиНАО) строятся самые большие в России завод по производству тяговых батарей и центр техобслуживания.

В рамках офсетного контракта – еще одного популярного у Москвы инструмента, предполагающего встречные инвестиционные обязательства заказчика и поставщика товара или услуги, – столица до 2030 г. закупит у предприятия свыше 150 000 батарей для электробусов, речных электросудов и электромобилей «Москвич» на общую сумму 172 млрд руб. По условиям трехстороннего контракта город должен возвести комплекс зданий завода, «Росатом» – обеспечить их оборудованием и организовать производственный процесс, а «Камаз» – установить продукцию на городской транспорт. Российские батареи, по прогнозам властей, будут иметь увеличенную емкость – на 30% выше, чем у китайских аналогов.

Поблизости от предприятия «Камаз» построит ремонтный завод и склад комплектующих. На нем будут обслуживать городские электробусы, автобусы и коммунальную технику. За счет повышения технической готовности парка городского транспорта возрастет количество пассажирской техники на маршрутах.

«Завод «Росатома» полностью закроет потребность столицы в тяговых аккумуляторах, городской электротранспорт получит самые современные батареи. Открытие Консолидированного центра «Камаза» ускорит ремонт и техобслуживание автобусов и электробусов. Мы сможем вводить новые маршруты и выпускать на линию больше техники. Для пассажиров сократится время ожидания на остановках», – отметил Ликсутов.

По данным департамента транспорта, завод позволит ежегодно обслуживать до 5000 электробусов и автобусов, 1500 единиц коммунальной техники и 13 000 единиц коммерческого транспорта. Благодаря строительству предприятия будет создано свыше 500 рабочих мест. Объем инвестиций в проект превысит 7 млрд руб., а ввести объект в эксплуатацию планируется до конца следующего года.

«Витязи» на улицах столицы

Несмотря на масштабирование и модернизацию других видов транспорта, Москва уделяет большое внимание развитию трамвайной сети. Сейчас в столице действует 35 маршрутов. Для некоторых районов без пешей доступности метро трамвай остается одним из ключевых видов общественного транспорта.

За последние годы трамвайный подвижной состав обновлен на 95%. С 2017 г. столицей было закуплено 500 современных трамваев отечественного производства – у «ПК Транспортные системы». Из них 464 – это трехсекционная модель «Витязь-Москва». Трамваи приобретаются по контрактам жизненного цикла, рассчитанным на 30 лет.

«Трамвай традиционно один из самых любимых видов городского транспорта у москвичей, и его популярность продолжает расти. Мы стремимся, чтобы еще больше горожан выбирали трамвай для своих ежедневных поездок. В течение нескольких лет планируем полностью обновить парк – он уже на 95% состоит из самых современных низкопольных моделей, а к 2030 г. закупим еще 200 вагонов», – рассказал Ликсутов.

Драйвер промышленности

Москва обеспечивает высокий спрос и является одним из ключевых драйверов российской промышленности, подчеркивает представитель Минпромторга. «Кооперация с субъектами Российской Федерации позволяет формировать крупнейшие точки роста отечественной промышленности, обеспечивая производителям стабильную доходность и реализацию продукции», – указали в ведомстве.

По оценке министерства, реализация крупных инфраструктурных проектов в столице дает «импульс для обрабатывающей промышленности и создает десятки тысяч рабочих мест на территории целого ряда регионов». К числу подобных проектов Минпромторг относит развитие водного и наземного транспорта, железнодорожного сообщения, а также электрооборудования и радиоэлектроники. «По итогам 2023 г. производство электрооборудования в Москве выросло более чем в 2 раза. Именно московские светильники и системы управления светильным оборудованием освещают перегонные тоннели, блоки служебных помещений, пассажирские зоны, эскалаторы, наземные участки путей и многие другие объекты», – обратили внимание в ведомстве.

Смежная высокотехнологичная продукция, производимая в столице, находит широкое применение на объектах транспорта. К ней относятся бесконтактные считыватели банковских карт, интегрированные во все турникеты метрополитена, МЦК и МЦД. Ранее производство карты «Тройка» стало полностью отечественным. «Именно на московском заводе корпусируются микросхемы для столичных транспортных карт», – добавили в Минпромторге.

«Производство карты «Тройка» и чипа к ней на 100% локализовано в Москве на МСП (компания «Микрон секьюрити принтинг». – «Ведомости. Промышленность и инфраструктура») и не зависит от внешних факторов. Важно, что и транспортная карта, и чип полностью отечественная разработка, что обеспечивает надежность и безопасность поездок наших пассажиров», – уточнил Ликсутов.

Тезис о том, что Москва является драйвером развития экономики всей страны, отчасти справедлив, считает старший директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. «Концентрация инноваций и крупных инвестиционных проектов, требующих передовых и не всегда стандартных решений, способствует развитию старых и возникновению новых производств далеко за пределами столицы», – отметила она.

Для отдельных отраслей или региональных предприятий доля заказов, связанных с развитием инфраструктуры Москвы, значительна. Например, стоимость контракта на закупку электропоездов «Иволга 4.0» для МЦД, заключенного в 2022 г., составила 57 млрд руб. Для Тверского вагоностроительного завода, крупнейшего по размеру выручки производителя подвижного состава, это внушительный объем. Выручка предприятия за 2022 г. достигла 67 млрд руб., а за 2023 г. – 91 млрд руб. За прошлый год, когда завод приступил к выпуску новых поездов, рост производства составил 20%.

Анисимова также проанализировала закупку рельсов для Москвы у Челябинского металлургического комбината, входящего в состав «Мечела». Анонсированный объем – 30 000 т рельсов более чем для 250 км путей. По ее расчетам, он может составлять примерно 20% ежегодного выпуска рельсов на предприятии. «В то же время последние два года РЖД отчитывается о закупке порядка 1 млн т рельсов ежегодно. Таким образом, в рамках отдельного предприятия закупки Москвы действительно очень значимы. В масштабах всей России это влияние хотя и велико, но все же немного размывается», – рассуждает Анисимова.

Влияние столичного инфраструктурного развития на российскую экономику и, в частности, машиностроительную отрасль увеличивается, уверен Трофименко. «Особенно в плане импортозамещения. Непрерывный рост дорожной, рельсовой инфраструктуры, искусственных сооружений в Москве порождает рост спроса на специальную строительную технику, равно как и на технику для эксплуатации данной инфраструктуры», – привел он пример.

«Транспортная инфраструктура города является важным драйвером роста транспортного машиностроения. Сумма и количество контрактов, которые заключают московские власти, опережают другие регионы в разы», – добавил профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Соколов.