Цифровизация повысит качество и безопасность дорог в регионах

Сейчас нормативам не соответствует почти половина автомобильных трасс
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Протяженность автомобильных дорог федерального и регионального значения в России, по данным Федерального дорожного агентства (Росавтодор), на начало 2023 г. составляла 567 528 км, что на 472 км больше, чем годом ранее. В то же время, согласно опубликованному летом 2023 г. рейтингу «РИА Новости», нормативным требованиям отвечает лишь чуть более 50% российских автодорог. 

Главная программа модернизации дорожного хозяйства в России – национальный проект «Безопасные качественные дороги». Объем финансирования нацпроекта только в 2024 г. составит более 600 млрд руб. Первоначальный проект был утвержден на срок до 2024 г. и предполагал обеспечение хорошего состояния дорог и сокращения числа аварийно опасных участков в регионах. В 2022 г. президент России Владимир Путин поручил продлить нацпроект до 2030 г. 

В 2022 г. правительство также утвердило пятилетний план строительства и реконструкции дорог до 2027 г., согласно которому в нормативное состояние должно быть приведено 85% дорог в 105 крупнейших агломерациях и более 50% дорог в регионах. На все мероприятия будет выделено более 13 трлн руб. Из них 5,4 трлн руб. планируется выделить из федерального дорожного фонда, 7,2 трлн руб. – из региональных фондов, 436 млрд руб. – из фонда национального благосостояния (на строительство таких трасс, как М-12 и Казань – Екатеринбург). 

В ходе поездки в Ставропольский край 5 марта Путин заявил, что задача по приведению в порядок 85% федеральных дорог «в принципе выполнена» и сейчас необходимо привести к нормативному состоянию 60% межрегиональных дорог.

Цифровизация занимает значительную часть плана мероприятий нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Она охватывает все жизненные циклы дорог – от строительства до эксплуатации. 

Цифровизация дорог прежде всего направлена на оцифровку реальных данных, а также на цифровое моделирование дорожной системы, чтобы ею можно было легко управлять, поясняет директор центра разработки Artezio (входит в группу «Ланит») Дмитрий Паршин.

Собирать цифровые данные можно за счет различных аппаратных комплексов, пригодных для постоянного сбора и передачи информации, объясняет он. Это могут быть данные о трафике, опасных ситуациях, состоянии дорожного полотна и др. «Оцифровка данных – приоритетное направление в процессе цифровизации автодорог, так как данные можно далее анализировать и автоматизировать принятие некоторых решений. От успеха этапа оцифровки зависит глубина всей цифровизации и автоматизации процессов в этой области», – рассуждает эксперт. 

Но дороги – это не только цифры и данные, но и быстрое реагирование, создание систем наблюдения и безопасности, напоминает Паршин. Часть проблем закрывают камеры наблюдения, часть еще предстоит решить за счет внедрения дополнительных аппаратных решений, отмечает он. Помимо контролирующих функций автоматизация должна учитывать и активные средства предупреждения об опасности, планирования трафика, добавляет директор центра разработки Artezio.

По данным МВД, по итогам 2022 г. в России насчитывалось 26 970 комплексов автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения (данных за 2023 г. нет). Представитель МВД уточнял, что за 2022 г. общее количество камер увеличилось на 16,9%. По данным МВД, всего в 2022 г. сотрудники Госавтоинспекции возбудили 204,1 млн дел об административных правонарушениях (+11,5 млн). При этом подавляющее количество фиксаций нарушений было совершено с помощью дорожных камер, на основе этих данных было вынесено 183,5 млн постановлений.

Камеры контроля дорожного движения, которые фиксируют нарушения правил, – один из наиболее ярких примеров применения цифровых технологий в этой сфере, такого рода решения действительно меняют отрасль, считает руководитель направления «Инфраструктурные решения» компании «Крок» Александр Сысоев. «Внедрение камер контроля дорожного движения позволило разгрузить сотрудников ДПС от выполнения рутинных задач и переключить их на более приоритетные. При этом система постоянно обновляется и помимо контроля скорости позволяет распознавать нарушения и других правил дорожного движения, таких как проезд на красный свет, соблюдение движения по полосе и т. д.», – объясняет эксперт. 

На сегодняшний день камеры умеют фиксировать около 60 видов нарушений ПДД, в том числе правил остановки, правил применения ремней безопасности или мотошлемов, нарушение водителем правил пользования телефоном, пересечение «островка безопасности», движение между полос и езду без включенных фар ближнего света или дневных ходовых огней.

Помимо камер цифровизация автодорог и отрасли в целом включает в себя целый комплекс мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения и эффективности управления транспортными потоками, продолжает Сысоев. Речь идет, например, о внедрении автоматизированных систем весогабаритного контроля, которые позволяют следить за соответствием транспортных средств допустимым параметрам без остановки и дополнительного взвешивания, говорит он. Также перспективным решением выглядят разработка и внедрение интеллектуальных транспортных систем, которые позволяют собирать, обрабатывать и распространять информацию о дорожном движении в реальном времени, продолжает эксперт. 

Одно из самых популярных направлений в цифровизации отрасли – применение беспилотных транспортных технологий для мониторинга состояния дорожного полотна и инфраструктуры, отметил Сысоев. Сканирование выполняется с помощью навесного оборудования, которое крепится к легковой машине. После обработки информации автоматически формируются данные, необходимые для ремонта. Такая система, в частности, запущена в Тюмени в конце 2022 г. Нейросеть способна выявлять четыре вида дефекта – трещины и выбоины на дорогах, отклонения в разметке и знаках. Система размещает все выявленные проблемы на виртуальной карте с указанием даты, и подрядчик их устраняет.

Дальнейшие планы по цифровизации включают расширение сети интеллектуальных транспортных систем, в том числе и видеофиксации, внедрение беспилотных транспортных средств для доставки грузов и пассажирских перевозок, перечисляет Сысоев. В числе перспективных направлений – создание цифровых моделей дорожных систем и наземных сооружений (развязки или мосты) для более удобного и оперативного решения задачи по контролю целостности таких сооружений, их модернизации и обновления, говорит эксперт. «В последние годы активно развиваются направления генеративных и поведенческих моделей в искусственном интеллекте (ИИ). Стоит ожидать внедрения этих элементов в системах аналитики дорожного движения, видеофиксации, фотофиксации», – прогнозирует Сысоев.

Оптимизация процессов проектирования и строительства за счет цифровых технологий, а также мониторинг и обслуживание инфраструктуры в режиме реального времени повышают безопасность и эффективность дорожного движения, отмечает Паршин. Использование этих наработок в регионах – вопрос времени, так как без охвата всех регионов цифровизация дорог будет менее эффективной, рассуждает эксперт.

Уже сейчас можно говорить о применении ИИ для решения важных задач по обработке данных и предупреждению проблем на дорогах, говорит Паршин. Но полная замена ДПС камерами и программным обеспечением вряд ли возможна, считает эксперт. Системы видеоконтроля законодательно не функционируют в отрыве от человека и ДПС, напоминает эксперт. Их задача лишь увеличить охват наблюдения и автоматизировать поиск наиболее явных нарушений ПДД. 

«Об отказе от ДПС можно будет говорить только в случае массового распространения автопилотируемого транспорта, когда машина будет подчиняться требованиям компьютера. В этом случае можно будет обеспечить идеальное выполнение требований ПДД и повысить цифровизацию дорог до такого уровня, когда автомобили смогут считывать и анализировать данные о состоянии дорог и трафика и учитывать их при движении», – резюмировал Паршин.