Газета «Ведомости» впервые вручила ежегодную премию «Импульс»

Жюри выбрало 13 лучших проектов развития инфраструктуры
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Газета «Ведомости» впервые вручила ежегодную премию «Импульс» в области реализации инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). Заявки на участие в конкурсе подали 57 инфраструктурных проектов из 24 регионов России. Церемония награждения победителей прошла 6 октября в отеле «Метрополь».

Зачем развивать ГЧП

Важность проектов на основе ГЧП отмечают на самом высоком уровне. Президент Владимир Путин на встрече с членами «Деловой России» в конце мая призвал развивать новые форматы ГЧП. Премьер-министр Михаил Мишустин в обращении к участникам форума «Российская неделя ГЧП» в 2023 г. заявил, что такой механизм является наиболее востребованным. «[ГЧП] позволяет эффективно взаимодействовать государству и бизнесу, оперативно решать социальные задачи, направленные на строительство новых школ, больниц, современной транспортной инфраструктуры. Благодаря концессионным соглашениям реализуются масштабные инвестиционные проекты в разных секторах, улучшается жизнь россиян», – подчеркнул премьер-министр.

По данным Аналитического кредитного рейтингового агентства, объем инвестиций в проекты на основе ГЧП, которые прошли стадию коммерческого закрытия до конца прошлого года, составил 756 млрд руб. Этот показатель стал максимальным за четыре года. Доля проектов на основе ГЧП в экономике страны еще небольшая – лишь 3,1% ВВП России, отмечал первый заместитель председателя ВЭБ.РФ, член жюри премии «Импульс» Николай Цехомский. Однако интерес рынка к ГЧП в России растет, что дает ему возможность стать новым драйвером развития промышленности, сельского хозяйства и IT-инфраструктуры.

Кто оценивал проекты

В жюри премии «Импульс» в 2023 г. вошли ведущие эксперты в реализации инфраструктурных проектов в России. Председателем жюри стал ректор Финансового университета при правительстве Российской Федерации Станислав Прокофьев. Проекты оценивали первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов, первый заместитель председателя правления ВЭБ.РФ Николай Цехомский, научный руководитель факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Михаил Блинкин, генеральный директор фонда поддержки культурных инициатив «Газпрома» Вадим Навоенко и управляющий директор InfraOne Сергей Беляков. Кроме того, в состав жюри вошли и. о. главного редактора газеты «Ведомости» Ирина Казьмина, генеральный директор «К1 концессии» Павел Овчинников, генеральный директор «Холсинка групп» (ГЧП.РФ) Виталий Нефедов, директор по проектному финансированию и ГЧП дирекции по транспорту и инфраструктуре Европейского банка развития Алексей Афанасьев и управляющий директор Ozon Сергей Беляков.

Еще один член жюри премии «Импульс», первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов, в интервью «Ведомостям» в середине июня отмечал, что объем бюджетных средств, выделяемых на развитие инфраструктуры на основе ГЧП, в 2022 г. вырос. «Рост федеральных расходов на инфраструктуру говорит о том, что основанные и на государственных, и на частных инвестициях проекты находятся в тренде политики страны, что власти считают правильным подход, при котором часть расходов финансируется из бюджета, а часть – инвесторами, где есть такая возможность», – рассказал Чичканов.

Для чего была создана премия «Импульс»

Чтобы привлечь внимание к проектам на основе ГЧП и отметить лучшие практики, газета «Ведомости» совместно с Газпромбанком и его проектом «Мегаигрок» создали премию «Импульс». Это независимая премия за реализацию социально значимых инфраструктурных проектов на основе ГЧП.

В конкурсе могут принять участие проекты, сумма капитальных затрат которых без НДС составляет более 1 млрд руб. Для проектов в отрасли коммунальных услуг этот порог снижен до 500 млн руб.

Организаторы премии разработали методику выбора лучших проектов ГЧП, которую затем проверил аудитор – компания «Деловые решения и технологии» (бывшее подразделение Deloitte в России). Лауреатов премии выбирали на основе гибкой многофакторной методологии расчета, которая учитывает различные стадии реализации инфраструктурных проектов, их отраслевую специфику и общую экономическую ситуацию оцениваемого периода. Согласно методике, 60% оценки проекта приходится на количественные показатели, автоматически рассчитываемые моделью, а еще 40% – на качественные, которые рассматривает жюри премии. Затем эти оценки объединяются для определения победителя.

В рамках премии «Импульс» три основные номинации: «Лучшее начало», «Финансовое закрытие» и «Запуск года». Все они присуждались проектам из различных областей: дорожное строительство, транспортная инфраструктура, здравоохранение, социальная инфраструктура, коммунальные услуги и промышленная инфраструктура.

Кто победил в этом году

В 2023 г. заявки на участие в конкурсе премии «Импульс» подали 57 проектов на основе ГЧП из 24 регионов – от Москвы до Якутии. Премию получили 13 проектов: шесть в номинации «Лучшее начало», четыре в номинации «Финансовое закрытие» и три – «Запуск года». 

Самый крупный проект среди победителей – строительство автомобильной дороги в обход Тольятти (бюджет – 147,6 млрд руб.) – стал лауреатом в номинации «Финансовое закрытие». В его рамках планируется сделать трассу длиной 99,3 км с мостом через Волгу, который будет частью международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай». О значимости проекта говорит и то, что в церемонии подписания концессионного соглашения о строительстве дороги в июне 2021 г. принимал участие Путин. Члены жюри премии «Импульс» выделили его из-за самого высокого показателя оптимизации маршрута (50%) при трафике 60 000 автомобилей в сутки. Также жюри отметило, что он позволит создать более 3000 рабочих мест.

Самый маленький бюджет – 1,3 млрд руб. – у проекта по созданию полигона для захоронения твердых коммунальных отходов (ТКО) с мусоросортировочным комплексом в Челябинской области. Он стал лауреатом в номинации «Запуск года». Члены жюри пояснили, что решающий фактор, обеспечивший его победу, – мощность завода: 200 000 т в год. Комплекс будет обслуживать Магнитогорский кластер, который охватывает территорию с населением более 650 000 человек, отметило жюри.

Также среди лауреатов был проект, на который из бюджета не потрачено ни рубля: все 44,5 млрд руб. вложит подрядчик. Речь о лауреате в номинации «Финансовое закрытие» – реконструкции объектов теплоснабжения в Кирове, которая полностью финансируется за счет внебюджетных средств. По мнению жюри, проект не только улучшит качество жизни людей, но и позволит сэкономить бюджетные деньги.

Что дает премия «Импульс» 

Премия «Импульс» позволяет рассказать бизнесу и людям о том, что в России сейчас идет масштабная стройка, считает начальник управления по связям с общественностью АО «Синара – транспортные машины» Екатерина Годлевская. «Такие мероприятия очень важны для стимулирования и мотивации деятельности в области ГЧП. Признание заслуг участников подобных проектов просто необходимо», – отметил генеральный директор «Саханефтегазсбыта» Виктор Лебедев. Заместитель гендиректора «Лыткаринской платной дороги» Андрей Андерсен сказал: «Премия «Импульс» для нас – это признание большого труда команды». 

Лауреаты премии «Импульс» отметили объективность оценки всех проектов. «Создание мусоросортировочного комплекса в Магнитогорске шло непросто, поскольку на всех этапах реализации проект много и несправедливо критиковали. Мы очень рады, что жюри смогло объективно и беспристрастно сделать свой выбор, отдав должное социальной значимости и реальной пользе объекта», – подчеркнул председатель совета директоров «Ситиматика» Сергей Котляренко.

Премия стимулирует ключевых игроков рынка к достижению лучших результатов, добавляет руководитель подразделения ГЧП и инфраструктуры банка Дом.РФ Любовь Бараблина. «В частности, у нас в рекордные сроки было достигнуто финансовое закрытие. Максимально эффективно, когда финансирующие организации демонстрируют такую скорость проработки социально значимых проектов».

Проекты на основе ГЧП, к которым привлекает внимание «Импульс», доказывают свою эффективность в улучшении и обновлении городской инфраструктуры, считают победители премии. «Проекты в сфере ГЧП – один из наиболее эффективных способов качественно обновить тепловую инфраструктуру. С помощью концессионных соглашений мы улучшаем городскую среду, создаем новые экономические возможности для развития», – отметил руководитель департамента схем теплоснабжения и концессий ПАО «Т плюс» Дмитрий Федоров.

«Победа в номинации для нас подтверждение того, что такие механизмы востребованны и нужны стране, особенно в сфере социальной инфраструктуры», – считает директор подразделения «Инфраструктурные облигации» АО «Дом.РФ» Александр Аксаков.