Санкциям вопреки: как промышленники пережили 2022 год
Весной этого года многим российским промышленным компаниям пришлось кардинально пересмотреть свою стратегию развития. Продолжать работать, как раньше, было нельзя: структура рынка изменилась, место ушедших конкурентов заняли новые, часть товаров стала недоступной. Под влиянием санкций нарушились и прежние логистические цепочки. Согласно оценке аналитиков, данной весной этого года, больше всего от ограничений пострадали высокотехнологичные отрасли промышленности. Также снизился индекс спроса в добывающих и среднетехнологических отраслях. Хотя еще в январе производство промышленной продукции показывало значительный рост – более 10% по сравнению с показателями прошлого года.
Несмотря на то что слово «импортозамещение» сопровождает нашу экономику с 2014 г., отечественное машиностроение все еще было сильно интегрировано в мировое сообщество, поэтому наиболее серьезное внимание импортозамещению уделили только после пакетов санкций 2022 г. Некоторые компании были частично готовы к такому исходу, начав поиск альтернативных поставщиков еще восемь лет назад, но общая тенденция такова: без потерь в короткие сроки заместить утраченные поставки практически невозможно, поэтому компании могут сталкиваться хоть и с временным, но все-таки откатом в технологиях. Ухудшение технических характеристик – наиболее опасный риск для машиностроительных компаний, поэтому первостепенная цель у представителей данной отрасли – его минимизировать.
Производители стали больше нацелены на усиление системной работы с оставшимися поставщиками и поиском новых из дружественных стран. Несмотря на внешние ограничения, у машиностроителей появились и новые возможности на внутреннем рынке – в связи с уходом с рынка зарубежных, в частности западных, производителей освободились ниши, где ранее эти компании доминировали.
Когда реальность превзошла ожидания
У введенных санкций есть и положительные последствия. Российские компании лучше справились с вопросами параллельного импорта, чем от них ожидали. Это важно для продолжения работы производства, поскольку параллельный импорт – тактический ход, который дает время для более эффективной и плавной переориентации производства и поиска новых поставщиков.
Те предприятия, которые серьезно работали с развитием альтернативных поставщиков и имели помимо иностранных производителей компонентов еще и отечественных до введения более жестких санкций, уже сейчас чувствуют себя значительно лучше, чем предсказывали аналитики весной (в частности, эксперты «РИА Рейтинг» предсказывали падение динамики производства по результатам года на 10%).
Уход с рынка части компаний из недружественных стран позволил нарастить темпы производства и найти новые возможности для сбыта там, где до этого предпочтение отдавалось зарубежным производителям. Например, в производстве и продаже горно-шахтного оборудования. По этой же причине начиная с февраля объемы заказа у некоторых машиностроителей увеличились, поэтому их линейка товаров была расширена. Такие компании завершают год с новыми продуктами и двузначными темпами роста.
Стоит сказать и об обратной стороне этой медали. Санкции ограничивают конкуренцию, и в долгосрочной перспективе это не очень хорошо, но в моменте есть освободившиеся ниши, которые нужно занимать, а затем развивать продукт и конкурировать с присутствующими игроками, в основном это китайские производители.
Где еще предстоит подстелить соломку
В 2022 г. особенно остро в отечественном производстве встал вопрос недостаточного развития производства компонентов – например, гидравлики, электроники и других комплектующих, которые раньше закупались за границей у крупных международных компаний. В России они производились в недостаточном количестве или недолжного качества, поэтому их приобретение за рубежом было обусловлено объективными причинами. В микроэлектронике всего около 5% номенклатуры, но наиболее сложной и важной, поэтому производители переключились на российские компоненты или альтернативы из дружественных стран: Китая, Турции, Индии, ОАЭ и т. д. Это должно стать стимулом роста для отечественной промышленности.
Следующее негативное следствие санкций – сужение возможностей для экспорта до перечня дружественных стран. А некоторые внешние рынки временно стали менее маржинальными или нерентабельными из-за резкого усиления курса рубля. Стоимость иностранной продукции падает, а отечественной за пределами страны растет. Особенно остро это проявляется в конкуренции с китайскими производителями, которые пользуются популярностью у некоторых клиентов: инфляция в России и укрепление рубля напрямую влияют на цену машин, в то время как цены на технику из Поднебесной не меняются, из-за чего заказчик может отдать предпочтение иностранному оборудованию. Специализация на продукции с наивысшими требованиями по качеству и производительности помогает получить преимущество перед конкурентами.
Итоги года и дальнейшие перспективы
Ограничения конкуренции, которые усилились в 2022 г., мешают стратегическому развитию бизнеса. Ведь конкуренция в целом полезна для качества продукта и долгосрочного развития, поэтому важно развивать и поддерживать ее сейчас внутри страны.
При сохранении или ужесточении санкций около 43% производителей рассматривают в качестве дальнейшей стратегии переориентацию на внутренний рынок, а еще 21% – расширение рынка сбыта в восточноазиатском регионе. Такие данные приводит «S+консалтинг». Для сохранения конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках, на мой взгляд, компаниям стоит отстраивать бизнес вокруг клиента и развивать свой продукт и сервис (обслуживание машин и оказание услуг на собственной технике). Наиболее благоприятные условия для этого могут быть обеспечены при совместной работе бизнеса и государства.
Российские промышленники в существующих жестких рамках смогли продолжить работу и найти верные стратегические и тактические решения. Кто-то смог вырасти за счет выхода на новые ниши, а кто-то сократил объемы производства, но не закрылся.