Асият Багатырова: «Ответственный бизнес должен получать преимущества»
Гендиректор АНО «Общественный капитал» – об универсальном методе оценки нефинансовых достижений бизнесаАнгелина Шувалова В последнее время бизнес все чаще берет на себя социальную нагрузку. Новая инициатива – стандарт общественного капитала – призвана оценить такие усилия компаний и предложить меры поддержки тем, кто не ограничивается погоней за прибылью. В интервью «Ведомости. Промышленности и инфраструктуре» генеральный директор АНО «Общественный капитал» Асият Багатырова рассказала о том, как работает стандарт, кто его создал и зачем он нужен.
– Мы определяем общественный капитал как вклад организации в общественные и социальные изменения, который не противоречит целям устойчивого развития ООН. Это все те полезные и ценные действия организаций и предприятий, которые направлены на устойчивое развитие страны, достижение национальных целей, определенных указом президента РФ. Мы понимаем общественный капитал шире, чем просто оценку по нефинансовым показателям.
– Оно включает все утвержденные президентом цели развития России и делится на четыре блока. Первое ключевое направление – это сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи. Это показатели, связанные с условиями труда, поддержкой семей, социальным обеспечением работников и укреплением здоровья населения в регионах присутствия организации.
Второе – поддержка реализации потенциала каждого человека, развитие его талантов. Здесь мы большое внимание уделяем безусловной инклюзивности, а также участию сотрудников в благотворительных социальных программах, которые есть в организации.
Третье направление – экологические метрики: сколько компания потребляет энергии, как сокращает выбросы, экономит ресурсы.
И наконец, четвертое направление связано с вкладом в науку, инвестиции и рост экономики.
– В первую очередь это связано с политической ситуацией. После 2022 г. значительное количество компаний реализуют множество социальных инициатив, направленных на поддержку военнослужащих, семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Наличие такого количества кейсов говорит о высокой востребованности, а значит, необходимости дополнительного стимулирования этой деятельности со стороны государства.
Асият Багатырова
Одновременно наблюдается сокращение бюджетных возможностей государства для решения социальных задач, которые не относятся к числу приоритетных. Тем не менее они также требуют внимания. Это обстоятельство подчеркивает важность стимулирования инициатив частного бизнеса в области развития социальной инфраструктуры.
Общественный капитал включает в себя не только финансовые ресурсы, но и улучшение качества жизни. Сегодня особенно актуален запрос на формирование качественной среды в регионах – как в городах, так и в селах. Общественный капитал – это не про прибыль, а про вклад.
«Действующие методики оценки не отражают всю работу, которую делают компании»
– В России действует множество рейтингов бизнеса по критериям ответственности, устойчивости и эффективности.
При этом лишь около 130 компаний регулярно в них участвуют. Вместе с тем в стране действует множество предприятий малого и среднего бизнеса (МСП), которые реализуют значимые социальные проекты, но остаются вне поля зрения существующих рейтинговых систем. Проблема в том, что действующие методики оценки не отражают всю работу, которую делают компании, включая МСП.
Наша задача – вместе с государством создать единый универсальный подход, применимый ко всем организациям, от малого бизнеса до крупных корпораций. Этот подход должен стать ключевым инструментом для объективной и прозрачной оценки вклада компаний в достижение национальных целей развития.
Кроме того, в правительстве рассматривают возможности предоставлять федеральные и региональные меры поддержки тем компаниям, которые работают в соответствии с национальными целями.
– Для успешной реализации и внедрения стандарта общественного капитала была создана автономная некоммерческая организация (АНО) «Общественный капитал». Она учреждена двумя ключевыми партнерами – правительством Москвы и Агентством стратегических инициатив.
При разработке стандарта мы активно взаимодействовали с деловыми объединениями и профильными экспертами. Председателем совета по методологии стандарта стал специальный представитель президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Борис Титов, также в совет вошли представители Сбербанка, Российского союза промышленников и предпринимателей, «Деловой России», других организаций, проявляющих активность в повестке устойчивого развития.
Совместно с ними мы провели ряд семинаров, на которых предложили свое видение методологии. Мы максимально открыли свою работу и получили обратную связь от бизнеса и экспертов, их рекомендации были учтены при разработке стандарта.
В своих подходах мы опираемся на международные практики, сертификаты, свидетельства, индексы, которые используются в передовых мегаполисах мира.
– Стандарт состоит из четырех базовых элементов. Первый – это методология оценки, т. е. это набор индикаторов, по которым мы определяем, соответствуют ли компании стандарту общественного капитала или нет. В этом контексте хочу отметить, что требования к компаниям МСП существенно мягче, чем к большому бизнесу.
АНО «Общественный капитал»
Организация, которая определяет соответствие бизнеса стандарту общественного капитала. Цель стандарта – признать и простимулировать вклад организаций в долгосрочное общественное благосостояние и социально-экономическое развитие Российской Федерации с учетом интересов общества, государства и необходимости охраны окружающей среды.
Следующий элемент – информационная платформа, через которую компании могут подать заявку и пройти оценку.
Третий элемент – это меры поддержки. Наш основной принцип заключается в том, что компания, успешно прошедшая оценку по стандарту, будет иметь право на различные меры стимулирования, которые сейчас находятся в разработке.
Последний прорабатываемый элемент – академия «Общественный капитал». Представители бизнеса смогут получать разъяснения по всем вопросам, связанным с общественным капиталом, в том числе по всем показателям стандарта. Это нужно, потому что мы работаем не только с теми компаниями, которые многого достигли в сфере устойчивого развития и регулярно публикуют нефинансовые отчеты, но и с малыми и средними предприятиями. Академия поможет их представителям понять, к чему стоит стремиться, какие кейсы и практики использовать.
«Мы создаем для компаний ориентиры»
– Среди основных задач стандарта общественного капитала мы видим создание единой национальной системы оценки вклада организаций в достижение национальных целей и формирование нового подхода к стимулированию социально ответственного бизнеса. Мы создаем для компаний ориентиры, в направлении которых можно развиваться, чтобы быть более ответственными, социальными, экологичными, устойчивыми.
Мы видим два сценария применения стандарта – национальный и международный. Сначала планируем внедрить его в регионах России – будем работать с деловыми объединениями, крупным, средним и малым бизнесом. А в будущем намерены наладить сотрудничество в этом направлении с государствами БРИКС.
– На ПМЭФе мы планируем подписать ряд соглашений с регионами, которые начнут внедрять стандарт общественного капитала бизнеса. В их числе Республика Бурятия, Краснодарский край, Липецкая, Саратовская, Сахалинская, Тюменская, Омская, Ульяновская области и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Всего рассчитываем подписать соглашения более чем с 20 субъектами Российской Федерации. Эти регионы уже готовы начать разрабатывать меры стимулирования, популяризировать стандарт, работать с деловыми объединениями.
– Ожидаем, что в ближайшее время стандарт общественного капитала будет утвержден постановлением правительства Российской Федерации. В апреле мы запустили апробацию оценки компаний по стандарту. В ней приняли участие более 25 организаций, среди которых как крупнейшие компании России, так и небольшие, но социально ответственные предприятия. Всем участникам мы направим итоговые заключения и рекомендации, которые помогут им успешно и быстро пройти оценку.
Во время апробации мы определили основные сложности и препятствия для компаний и сейчас дорабатываем методологию, чтобы сделать процесс оценки максимально понятным и простым. Для участников тестирования также были организованы индивидуальные консультации по заполнению анкет и расчету показателей.
Один из фундаментальных блоков нашей работы – разработка комплексной системы мер стимулирования, ответственный бизнес должен получать преимущества. Они будут включать информационное и консультационное сопровождение, а также меры поддержки со стороны институтов развития. По этим вопросам мы взаимодействуем со столичными корпорациями и с Московской биржей.
– Мы намерены развивать сотрудничество как на региональном уровне, так и на международной арене. Президент говорил о том, что мы открыты и тесно взаимодействуем со многими странами, в том числе не только со странами бывшего СССР, но и с Алжиром, Индией. Мы стремимся к плотному сотрудничеству с международными партнерами для выработки единых подходов к оценке устойчивого развития и возможности взаимного признания индексов.