Великая Отечественная промышленность
Как Советский Союз сохранил производственную мощь в годы войныПосле начала Великой Отечественной войны промышленность СССР столкнулась с небывалым вызовом: логистика оказалась парализована, целые отрасли фактически перешли под контроль врага. Однако невиданная по масштабам эвакуация и героическая мобилизация трудовых ресурсов позволили не только в кратчайшие сроки восстановить утраченный потенциал, но и превзойти производственную мощь гитлеровской Германии.
Предвоенный потенциал
Накануне войны Советский Союз обладал достаточно мощной промышленной базой, созданной в ходе индустриализации 1930-х. За первые две пятилетки страна совершила настоящий рывок, выйдя на второе место по объему ВВП среди крупнейших экономик мира (после США). А в начале третьей пятилетки, с 1938 по 1940 г., рост показателя превышал 15%. Были построены гиганты тяжелой индустрии – Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, автомобильные заводы в Горьком и Москве, тракторные предприятия в Харькове и Сталинграде. Однако концентрация промышленности в западных регионах страны делала ее уязвимой в случае вторжения.
Транспортная инфраструктура СССР к 1941 г. представляла собой развитую, но недостаточно гибкую систему. Пропускная способность железной дороги, которая являлась основной логистической артерией, отставала от растущих потребностей экономики. Серьезной проблемой оставалась зависимость от полезных ископаемых западных регионов, которые в случае войны первыми могли оказаться под ударом.
Масштабная эвакуация
Вторжение гитлеровцев подтвердило эти опасения. К ноябрю 1941 г. под немецкой оккупацией оказались территории, где проживало порядка 40% населения, добывалось 63% угля, выплавлялось 68% чугуна и 58% стали, производилось 60% алюминия. Были потеряны важнейшие экономические центры – Донбасс с его угольными шахтами, Криворожский железорудный бассейн, Харьковский промышленный узел. Под контролем врага оказался 41% всего железнодорожного полотна, а ключевые порты на Черном и Балтийском морях – Одессы, Севастополя, Таллина и Ленинграда – были захвачены или заблокированы.
В этих условиях советское руководство провело беспрецедентную по масштабам эвакуацию промышленности на восток. С июля по декабрь 1941 г. на Урал, в Сибирь, Поволжье и Среднюю Азию было перевезено оборудование почти 2600 крупнейших предприятий, для чего потребовалось задействовать 1,5 млн железнодорожных вагонов. Вместе со станками эвакуировались рабочие, служащие и члены их семей – всего около 18 млн человек.
Особое значение имело спасение оборонных заводов. Харьковский паровозостроительный завод был частично перебазирован на площадку Уралвагонзавода в Нижний Тагил, где развернулось производство легендарных Т-34, а частично – на площадку Челябинского тракторного завода, образовав вместе с ленинградским Кировским заводом мощный танкостроительный комплекс, получивший прозвище «Танкоград». Авиационные предприятия из Москвы и Воронежа разместились в Новосибирске и Куйбышеве.
Процесс эвакуации сопровождался огромными трудностями: не хватало подвижного состава, станки на открытых платформах приходили в негодность, эшелоны неделями стояли на узловых станциях, пропуская поезда, которые ехали на фронт. На новых местах часто не было подготовленных помещений, поэтому оборудование приходилось устанавливать прямо под открытым небом. Острейшей проблемой стала нехватка электроэнергии. Несмотря на все это, уже к середине 1942 г. большинство эвакуированных заводов возобновили работу, что стало настоящим промышленным подвигом.
Военные рельсы
Одновременно с эвакуацией шла коренная перестройка всей экономической системы. Государственный комитет обороны (ГКО) взял под жесткий контроль ключевые отрасли промышленности, перепрофилировав гражданские предприятия на выпуск военной продукции. Например, часовые заводы стали производить взрыватели для снарядов, а текстильные фабрики – обмундирование. Для ликвидации «снарядного голода» в 1942 г. более 1100 предприятий гражданского сектора занялись производством боеприпасов.
Рабочий день на заводах был увеличен до 12–14 часов, а выходные отменены. В таких условиях советская промышленность не только восстановила утраченные объемы производства, но и достигла невиданных ранее показателей. Особенно впечатляющих успехов удалось добиться в танкостроении. Если в 1941 г. СССР выпустил 1800 танков за первое полугодие, то уже в 1943 г. такое же число выпускалось за месяц. Один только Уралвагонзавод за время войны произвел 25 914 боевых машин – больше, чем все немецкие танковые заводы вместе взятые.
Не менее впечатляющими стали достижения в авиационной промышленности, которая понесла значительный урон в начале войны. К 1944 г. советские заводы выпускали уже по 3200 самолетов ежемесячно, превосходя объемы немецкого производства сразу на треть. В результате штурмовик Ил-2, прозванный «летающим танком», стал самым массовым боевым самолетом в истории авиации: с 1941 по 1945 г. в небо поднялось 36 090 машин этого типа. Лишившись ключевого судостроительного комплекса в Ленинграде, который оказался в блокаде, руководство СССР сумело наладить производство на верфях Севера, Дальнего Востока и Каспийского моря, где за годы войны было построено 54 подводных лодки, 19 миноносцев, 38 тральщиков и более 1000 катеров.
Важную роль сыграла перестройка транспортной системы. Были построены новые стратегические линии, такие как Волжская рокада – железная дорога вдоль левого берега Волги длиной 978 км, обеспечившая эвакуацию и снабжение войск во время Сталинградской битвы. Транссибирская магистраль приобрела особое значение для переброски войск с Дальнего Востока. А одной из самых героических страниц в истории военной логистики стала Дорога жизни через Ладожское озеро, по которой в блокадный Ленинград поступило свыше 1,2 млн т грузов.
За годы войны гитлеровцы разрушили 31 850 промышленных предприятий, но к 1945 г. Советский Союз не только оправился от понесенных потерь, но и значительно превзошел промышленный потенциал гитлеровской Германии. Этот результат стал возможен благодаря жесткой централизации управления через ГКО, невероятному героизму рабочих и инженеров, эффективному использованию поставок по ленд-лизу, а также беспрецедентной мобилизации всех ресурсов страны.
Опыт военных лет коренным образом изменил экономическую географию СССР. Урал и Сибирь превратились в новые промышленные центры страны, а выкованная в горниле сражений производственная система стала основой для восстановления и развития советской экономики.