Как российская алюминиевая отрасль лучше конкурентов подготовилась к энергопереходу

Для борьбы с глобальным потеплением миру необходимо наращивать производство зеленого алюминия
Зеленая энергия ГЭС обеспечивает российской алюминиевой отрасли одно из важных конкурентных преимуществ
Зеленая энергия ГЭС обеспечивает российской алюминиевой отрасли одно из важных конкурентных преимуществ /«Русал»

Российская алюминиевая промышленность занимает одну из лидирующих позиций в мире, сочетая значительные объемы выпуска металла с экологичностью производства и высокой конкурентоспособностью продукции на мировом рынке.

Советский Союз был мировым лидером по производству алюминия, а «крылатый» металл – одним из символов индустриального величия страны. Россия по выпуску алюминия сейчас третья: в начале тысячелетия благодаря «экономическому чуду» далеко вперед ушел Китай, а в последние годы на второе место вышла Индия. Но в условиях глобального энергоперехода и зеленой повестки лидерство определяется не просто объемами выпуска. Ведущую роль российской алюминиевой промышленности в мире обеспечивают в сочетании с объемами выпуска экологичность производства, низкий углеродный след производимого металла, сильные позиции на мировых рынках. Китай, США и страны Ближнего Востока с переменным успехом пытаются перенять опыт отечественной алюминиевой отрасли и ее ключевые решения. При этом недружественные страны вводят ограничения в отношении поставок российского металла.

Самый зеленый

Российский производитель алюминия «Русал» является ведущим в мире производителем зеленого алюминия. В июле 2024 г. один из ключевых мировых поставщиков услуг по сертификации – компания TÜV Austria подтвердила, что весь выпускаемый «Русалом» алюминий (3,8 млн т в 2023 г.) является зеленым. Зеленым, или низкоуглеродным, признается металл, выбросы парниковых газов при производстве 1 т которого составляют менее 4 т в СО2-эквиваленте.

Для сравнения: в среднем в мире при производстве 1 т алюминия в атмосферу выбрасывается 11,4 т углекислого газа. У ряда производителей, например китайских, из-за использования угольной генерации выбросы могут достигать 15 т и даже 20 т СО2 на 1 т металла.

Для низкоуглеродного алюминия «Русала», выпускаемого под брендом Allow, этот показатель составляет 2,3 т, а для металла, производимого по технологии инертного анода (Allow Inerta), – 0,01 т.

Фундамент зеленого российского производства был заложен еще в СССР: построенные в Сибири крупнейшие алюминиевые заводы страны – Иркутский (заработал в 1962 г.), Красноярский (1964 г.), Братский (1966 г.), Саяногорский (1985 г.) – получают электроэнергию от сибирских рек, что исторически обеспечивает российской алюминиевой промышленности низкий углеродный след.

Основатель «Русала» Олег Дерипаска также всегда делал ставку на возобновляемые источники энергии, в частности гидроэнергетику, развивая алюминиевое производство в тесной интеграции с энергетической компанией «Эн+». В 2006 г. «Русал» запустил первый построенный после распада СССР алюминиевый завод – Хакасский, который получает энергию от Саяно-Шушенской ГЭС. В 2007 г. «Русал» совместно с «Русгидро» дали старт уникальному проекту БЭМО – параллельному строительству Богучанского алюминиевого завода и Богучанской ГЭС. Первая очередь завода введена в эксплуатацию в 2019 г. В 2021 г. «Русал» ввел в эксплуатацию еще один новый завод на гидроэнергии– Тайшетский.

Строя новые заводы, «Русал» закрывал производства, работающие на ископаемом топливе. Была остановлена выплавка металла на Надвоицком, Богословском и Уральском алюминиевых заводах. При этом предприятия продолжают успешно работать: на мощностях первого ведется производство бытовых радиаторов, два других остались производителями глинозема.

Мир против углеродного следа

Китай, достигший невообразимых объемов производства (более 41 млн т в 2023 г.), в последние годы пытается «озеленить» отрасль. Ведь по некоторым экспертным оценкам, алюминиевые заводы Поднебесной выбрасывают в атмосферу больше СО2, чем вся Австралия. В качестве одной из мер правительство Китая запретило наращивать объем производства свыше 45 млн т в год.

Чтобы снизить углеродный след, ряд китайских производителей приняли решение перенести 6,5 млн т алюминиевых мощностей с промышленного севера в юго-западную провинцию Юньнань, где находятся гидроэлектростанции. Но этот регион уже несколько лет страдает от засухи, и ГЭС работают не на полную мощность. В связи с этим релоцированные заводы вынуждены сокращать производство почти вдвое от изначальных планов, что приносит производителям убытки.

Производство зеленого алюминия начали развивать и США. Правительство страны в марте 2024 г. выделило компании Century Aluminum $500 млн на строительство первого в стране алюминиевого завода на возобновляемых источниках энергии. Мощность предприятия составит 650 000 т алюминия в год. Завод планируется разместить в бассейнах рек Огайо и Миссисипи. Но есть высокий риск, что у местных ГЭС не хватит резерва мощности для обеспечения предприятия энергией, сообщало Reuters.

На производство зеленого алюминия готова тратить бюджетные деньги и Канада. Провинция Квебек выделит $113 млн горнорудному гиганту Rio Tinto на создание опытного производства алюминия по технологии инертных анодов, которая позволяет при выплавке алюминия из глинозема (оксида алюминия) выделять в атмосферу кислород вместо парниковых газов. Технологию инертных анодов первым разработал «Русал»: в 2017 г. компания первой в мире запустила опытное производство на электролизерах с инертными анодами.

Консолидация отрасли

Советская алюминиевая отрасль работала на внутренний рынок, страна, по сути, сама потребляла весь выплавляемый объем «крылатого» металла (на пике – порядка 3 млн т). По этому пути сейчас идут страны-лидеры Китай и Индия: они сами потребляют производимый металл, Китай к тому же является крупным импортером первичного алюминия.

Модель плановой экономики, схлопнувшись в начале 1990-х гг., могла сыграть злую шутку и с алюминиевой отраслью. Внутреннее потребление алюминия практически в одночасье упало вдвое. Но алюминиевые заводы сумели быстро наладить экспортные поставки, поэтому производство сократилось незначительно. Саяногорский алюминиевый завод (САЗ) в 1994–1995 гг. по инициативе возглавившего его Олега Дерипаски даже реализовал уникальный инвестпроект: построил фольгопрокатный завод «Саянал», который и сейчас остается крупнейшим в России и странах СНГ производителем фольги.

Дерипаска также стал инициатором объединения алюминиевой отрасли, которая прошла в несколько этапов. В 1997 г. была создана компания «Сибирский алюминий», в которую помимо САЗа и «Саянала» вошли другие перерабатывающие предприятия и первый глиноземный завод. Так появился первый в России вертикально-интегрированный алюминиевый холдинг.

На следующем этапе консолидации в 2000 г. была создана компания «Русский алюминий», в ее состав вошли в том числе советские гиганты – Красноярский и Братский алюминиевые заводы. «Русский алюминий» вошел в мировую тройку крупнейших производителей.

В 2007 г. в результате третьей, самой масштабной консолидации была создана компания «Русал» в нынешнем виде. Она объединила все алюминиевые и глиноземные заводы, бокситовые и нефелиновые рудники России, а также иностранные активы, благодаря чему стала крупнейшим в мире производителем алюминия. В 2008 г. «Русал» выплавил 4,4 млн т алюминия, что стало абсолютным рекордом для России и СССР. Новые рекорды отложил на будущее американский ипотечный кризис, переросший в глобальный экономический, а затем – период низких цен на алюминий и период антироссийских санкций.

Глобальный производитель

Сформировавшееся в 2000-е гг. российское лидерство в отрасли было основано не на крупном домашнем и закрытом рынке – как у нынешних Китая с Индией. Дерипаска с самого начала выстраивал компанию как глобального игрока, работающего на высококонкурентных рынках во всех частях света, успех которого основан на инновационных продуктах и инвестициях в развитие. По этому образцу сейчас развиваются ведущие западные конкуренты – Rio Tinto, норвежская Hydra, производители с Аравийского полуострова. Правда, по объемам выпуска алюминия все они сильно отстают от «Русала».

Американская Alcoa – мировой лидер отрасли уже далекого прошлого – конкуренцию проиграла и резко снизила выпуск первичного алюминия. Американская алюминиевая отрасль ушла с ведущих ролей на мировом рынке из-за высокой себестоимости продукции. США производят всего 750 000 т алюминия в год, а потребляют свыше 4 млн т. Решение американского правительства выделить бюджетные деньги на новый завод Century Aluminum продиктовано еще и соображениями национальной безопасности. США хотят положить конец тотальной зависимости от импорта такого стратегического материала, как алюминий.

Нефть в обмен на алюминий

Алюминий является продуктом сложной переработки (из бокситов производится глинозем, из него – металл) с высокой добавленной стоимостью. Поэтому наличие современного производства и хорошие позиции на рынках сбыта делают оправданным импорт сырья из Африки, Южной Америки и Австралии.

Концентрация добавленной стоимости в России входит в число приоритетов «Русала». В 2004–2018 гг. компания инвестировала в крупные бокситовые и глиноземные активы в Гайане, Австралии и Гвинее, в результате сырье с других континентов транспортируется в Россию для переработки. Алюминиевая отрасль едва ли не единственная стратегическая отрасль России, которая импортирует сырье, перерабатывает его и экспортирует продукт высокого передела.

В 2000-х гг. важным игроком на глобальном алюминиевом рынке стал Ближний Восток. Страны региона начали массированно инвестировать в развитие алюминиевого производства для диверсификации своих экономик, которые традиционно основаны на углеводородах. Это произошло несмотря на отсутствие в регионе существенных запасов бокситов: ближневосточные производители, как и «Русал», активно импортируют сырье.

Лидер по производству алюминия среди стран региона – ОАЭ. Производство алюминия появилось в Эмиратах в конце 1970-х гг. За 30 лет годовые объемы выпуска выросли со 130 000 до 1 млн т. Но уже к 2023 г. производство достигло 2,7 млн т, страна стала одним из крупнейших производителей в мире.

Второе место по объему производства «крылатого» металла на Ближнем Востоке занимает Бахрейн. Выпуск алюминия в стране начался в 1971 г., за 30 лет он увеличился до 500 000 т. Затем рост производства ускорился: в 2018 г. выплавка металла составила 1 млн т, в 2023 г. выпуск достиг 1,6 млн т.

Новые заводы арабских стран (ориентированные на экспорт мощности создали также Катар, Саудовская Аравия и Оман) привели к снижению показателей устаревших предприятий из США и стран Европы. Западные государства являются крупными импортерами и переработчиками алюминия.

Государственные инвестиции в период высоких нефтяных цен позволили арабским странам в сжатые сроки пойти по пути российской алюминиевой промышленности. Это не только создание современных производств, инвестиции в сырьевые активы в Африке и Австралии и завоевание экспортных рынков, но также усиление через консолидацию: в 2013 г. два производителя из ОАЭ – Emal и Dubal – объединились в компанию Emirates Global Aluminium. Также арабские страны стремятся развивать зеленые технологии, инвестируя в солнечную энергетику, переработку вторичного алюминия и технологию инертного анода.

Элемент технологического суверенитета

По совокупности характеристик (объем производства, экологичность, технологии, позиции на премиальных рынках сбыта) российская алюминиевая промышленность занимает одну из лидирующих позиций в мире.

Россия гарантированно обеспечена стратегическим металлом и имеет возможность спокойно наращивать его потребление. Минпромторг России в 2016 г. принял и регулярно обновляет программу стимулирования потребления алюминия в стране.

Алюминий жизненно важен для народного хозяйства в целом и для ряда критических отраслей в частности и поэтому является частью технологического суверенитета или, как определяет это конгресс США, «элементом национальной безопасности».

«Нам нужно достичь технологического суверенитета в сквозных сферах, которые обеспечивают устойчивость всей экономики страны, – это средства производства и станки, робототехника, все виды транспорта, беспилотные, авиационные, морские и другие системы, экономика данных, новые материалы и химия»,– говорил президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию в феврале 2024 г.

Потребление алюминия во многом является индикатором экономического и промышленного потенциала страны, так как алюминиевая отрасль, будучи высокотехнологичной, помогает развитию базовых секторов промышленности и способствует обеспечению технологической независимости России, отмечал в феврале на выставке «Россия» вице-премьер Денис Мантуров. Посещая «Саянал» в июне, он заявил, что объем переработки первичного алюминия к 2030 г. должен вырасти более чем вдвое до 2,5 млн т в год.

«Алюминий применяется в инновационных отраслях – например, в производстве электромобилей, высокоскоростного транспорта, в аддитивных технологиях. В традиционные отрасли металл приносит более эффективные, энергосберегающие и экологичные технологии», – замечает директор «Русала» по сбыту в России и странах СНГ Игорь Игнашов.

Металл будущего

По прогнозу Всемирного банка, рост потребления алюминия к 2050 г. вырастет до более чем 100 млн т в год. Этот металл является наиболее востребованным в абсолютных объемах в ходе энергетического перехода – транзита от ископаемых источников энергии к возобновляемым как способа замедлить глобальное потепление. Поэтому алюминий называют «зеленым металлом», «главным металлом зеленого перехода» и «металлом будущего».

Основной рост глобального спроса на алюминий Всемирный банк связывает с развитием солнечной энергетики и технологий сохранения энергии (батареи для различных видов транспорта, например). В России тоже появляются такие проекты, но в ближайшие годы потребление будет расти за счет традиционных отраслей – строительства, упаковки, транспортировки энергии, говорит Игнашов. «Сейчас наиболее наглядно меняет нашу жизнь применение алюминия в строительстве, где современные дизайнерские решения при возведении высоток, использование панорамного остекления, создание уникальных конструкций зданий невозможны без этого металла», – отмечает он.

«Ассоциация «Европейский алюминий» также четко указала на роль алюминия как ключевого металла зеленого перехода. Энергосберегающие решения, более длительное, чем у стали, использование, возможность переработки – эти и другие факторы выделяют роль алюминия», – говорит исполнительный директор Института экономики роста им. П. А. Столыпина Антон Свириденко.

Западные рестрикции

В 2022–2024 гг. недружественные страны ввели ряд ограничений против алюминия российского происхождения отрасли. США ввели заградительные пошлины на российский металл, ЕС запретил ввоз некоторых высокомаржинальных алюминиевых продуктов (например, катанки), Лондонская и Чикагская биржи металлов запретили торговлю российским алюминием. Эти действия выдавливают «Русал» с премиальных рынков. Хотя сама компания не находится под санкциями, часть ее иностранных глиноземных активов была экспроприирована. Перестройка каналов поставки сырья и каналов сбыта продукции сопряжена с серьезными финансовыми потерями для компании.

«Стратегическая важность алюминия объясняет столь пристальное санкционное внимание к российской алюминиевой отрасли», – считает Свириденко.

Для обеспечения сырьевого и технологического суверенитета отрасли «Русал» в 2023 г. принял решение о реализации крупного проекта – строительстве Ленинградского глиноземного завода. Инвестиции в проект составят 400 млрд руб.

«Крайне важно сохранить и развивать стратегическую отрасль России, которая после распада СССР была возрождена за счет частных средств. Ее успехи приумножили результаты советского периода, а перспектива использования новых материалов, развития в России машиностроения, роста строительства, бытового потребления в контексте указов президента о национальных целях предопределяют необходимость стабильных поставок алюминия», – заключает Свириденко.