Востребованность специалистов в транспортном инжиниринге в России выросла на 23%

Это происходит на фоне активного развития транспортной отрасли и дефицита кадров в ней
Молодых инженеров ждут предприятия, связанные как с эксплуатацией транспортных средств, так и с их конструированием и производством /Кирилл Зыков / Агентство «Москва»

Число вакансий по направлению «Транспортный инжиниринг» в январе – июле 2024 г. в России выросло на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как подсчитали аналитики платформы по поиску работы HeadHunter (hh.ru) для «Ведомостей», число вакансий возросло с 781 до 962. 

Вместе с количеством вакансий выросли и зарплаты специалистов. Если в январе – июле 2023 г. начинающий специалист в среднем по России мог получать от 41 100 руб., то спустя год он может претендовать на 53 300 руб. (т. е. оклад увеличился на 30%). Выросла зарплата и у опытных специалистов: с 70 400 руб. в 2023 г. до 95 200 в 2024 г. (+35%).

Кадровый дефицит отрасли 

В октябре 2023 г. министр науки и высшего образования Валерий Фальков сообщил, что на 2023/24 учебный год транспортные вузы – 194 университета и филиала – получили 26 472 бюджетных места. Но, несмотря на то что каждый год около 30 000 специалистов выходят на рынок труда, транспортный инжиниринг испытывает определенный дефицит кадров. 

Профессор кафедры Э-2 МГТУ им. Н. Э. Баумана, директор Научно-образовательного центра «Поршневое двигателестроение и спецтехника» Дмитрий Онищенко отмечает, что для развития транспортной инфраструктуры в России необходимо значительное число специалистов. По его словам, скорость появления новых технологий во всех видах транспорта сейчас очень высока. На это должна реагировать и система высшего и среднего профессионального образования, говорит эксперт.

По его мнению, вузам необходимо переходить на специалитет: требования к специалистам от разработчиков и производителей различных транспортных систем и дорожной инфраструктуры возрастают и четырех лет для подготовки специалиста недостаточно. «Уровень компетенции должен быть выше с учетом знаний новых технологий, переходных процессов к новому технологическому укладу и т. д.», – отмечает Онищенко, добавляя, что вузам также стоит переходить на проектное образование.

Онищенко также указывает на необходимость распространить российскую инженерную культуру в другие страны. Это позволит студентам укрепить профессиональные, личные и культурные связи. 

«Транспортная отрасль очень важна: президент поставил сразу несколько задач, которые связаны с Северным морским путем, усилением нагрузки на Байкало-Амурскую магистраль и т. д.», – заключил он.

С Онищенко соглашается руководитель отдела организации и управления учебным процессом Передовой инженерной школы электротранспорта Московского политеха Дарья Хамдамова. По ее словам, профессия инженера долгие годы не была востребована, так как присутствовало много иностранных технологий, которые нуждались в освоении, а не в изначальной разработке. Сейчас же ситуация изменилась и в этом есть существенный плюс, указала она. 

Где можно получить образование

Получить профессию инженера по обслуживанию транспорта можно в нескольких десятках вузов России. Например, в Москве можно подать документы в Московский политехнический университет на направление «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Для поступления нужно сдать три экзамена: русский язык, профильную математику, а также на выбор физику или информатику. Еще одно направление с аналогичными ЕГЭ – «Логистика, инжиниринг и эксплуатация транспортных систем».

Специалистов по этому направлению обучает и другой столичный вуз – Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет. В вузе отдельно функционирует структурное подразделение Центр автомобильно-дорожного инжиниринга. Основные направления работы центра – инжиниринг, промышленный дизайн и внедрение цифровых интеллектуальных технологий на отечественные предприятия. На базе центра можно пройти программы повышения квалификации в сфере цифровых технологий в области машиностроения наземных транспортных и технологических машин, строительно-дорожного комплекса.

Крупнейшим профильным вузом для этого направления является Российский университет транспорта (РУТ), который также известен как Московский институт инженеров транспорта. Одно из предлагаемых направлений – «Планирование и эксплуатация городских транспортных систем». Как указано на сайте вуза, партнерами программы являются департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, Московский метрополитен, «Мосгортранс» и др. Студентов обещают научить разрабатывать городские транспортные проекты, моделировать пассажирские и транспортные потоки, а также выявлять проблемы и узкие места в транспортной инфраструктуре.

В региональных вузах образование по аналогичным специальностям можно получить во Владивостокском госуниверситете, Сибирском федеральном университете, Нижегородском государственном инженерно-экономическом университете и др. Обучение варьируется по времени от четырех лет на бакалавриате до шести на специалитете. 

Где можно найти работу

Возможные места для дальнейшего трудоустройства выпускников – предприятия, связанные как с конструированием и производством транспортных средств, так и с их эксплуатацией, рассказал «Ведомостям» заведующий кафедрой транспорта Политехнического института СФУ Евгений Воеводин. 

Подобные предприятия есть во многих регионах России. Например, в Московском регионе работают «Метровагонмаш» (входит в «Трансмашхолдинг»), Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод («Мосгортранс»), а компания «Синара – транспортные машины» планирует строительство предприятия по производству поездов для высокоскоростных магистралей.

Есть подобные предприятия и в других регионах. Например, по словам Воеводина, в Красноярске функционирует машиностроительный завод «Борус», который производит грузовую и специальную технику, а с недавних пор еще и вахтовые автобусы. Имеется и ряд менее крупных предприятий по выпуску транспортных средств, а также дилерские центры крупнейших зарубежных и отечественных производителей, добавляет он.

Кто сможет обеспечить технологическое будущее транспорта

По словам директора Высшей инженерной школы РУТа Бориса Игольникова, технологическое будущее транспорта в России должны обеспечить специалисты, которые глубоко понимают процессы и особенности работы отрасли. Они также должны владеть IT-технологиями – уметь обрабатывать большие объемы данных и разрабатывать на их основе решения, а также владеть инженерными навыками – способностью создавать технологические инструменты.

«Все эти компетенции мы развиваем на образовательных программах, таких как «IT-сервисы и технологии обработки данных на транспорте», «Цифровая инженерия транспортных процессов», «Системы мобильной связи и сетевые технологии на транспорте». Они специально созданы для подготовки кадров под индустрию 4.0 в транспортной сфере», – указал он. 

Игольников добавляет, что студенты начинают с профессиональных дисциплин и лишь затем переходят к общеобразовательным. Это помогает быстрее погружаться в профессию. По IT-направлению студенты уже к концу второго курса владеют необходимыми инструментами для успешной работы благодаря таким дисциплинам, как «Проектная деятельность», где они учатся работать в команде и управлять проектами.