Железные дороги в поиске кадров
Компании отрасли хотят преодолеть кадровый голод через расширенные льготы и бесплатное корпоративное обучениеСитуация с кадрами в транспортной отрасли дошла до критической точки, заявил 16 ноября на XVII Международном форуме «Транспорт России» заместитель гендиректора ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Дмитрий Шаханов. Железнодорожная отрасль, по его словам, испытывает особенно острую потребность в специалистах со средним профессиональным образованием.
Причинами кадрового голода он назвал сокращение трудоспособной доли населения и реальный рост объема производства, связанный с импортозамещением. Проблему нехватки специалистов Шаханов предложил решать в том числе с помощью привлечения на работу иностранных граждан и осужденных к принудительным работам. По его словам, компания уже начала взаимодействие с Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН). «Рассматриваем возможность трудоустройства осужденных.
Это те осужденные, которые осуждены к принудительным работам. Понимаем все риски этого источника, безусловно», – отметил топ-менеджер. Шаханов пояснил, что такой вариант может подойти для восполнения дефицита кадров в труднодоступных районах Забайкальского края. Привлечение иностранных граждан тоже имеет ряд проблем, одна из которых – перерасчет заработной платы в рубли, заключил он.
Ситуация в транспортной отрасли
Сейчас, по оценке Минтруда, больше всего сотрудников на российских предприятиях требуется в обрабатывающем производстве, строительстве и транспорте. Об этом 21 сентября на расширенном заседании президиума Госсовета заявил министр труда и социальной защиты Антон Котяков. Министр при этом отметил, что спрос на рабочую силу будет расти до 2030 г. Наибольшая потребность, по его словам, будет в обрабатывающем производстве – почти 800 000 рабочих мест, в сфере транспортировки и хранения – 400 000, здравоохранении и социальных услугах – 285 000.
Согласно опросам Института Гайдара, дефицит кадров на начало III квартала 2023 г. испытывали 42% российских компаний. В частности, о нем заявили 22% предприятий пищевой промышленности, 32% – химической, 42% предприятий машиностроения. По данным августовского опроса членов ассоциации «Промжелдортранс» (объединяет более 150 организаций промышленного железнодорожного транспорта), более 85% предприятий железнодорожной отрасли испытывают дефицит кадров рабочих профессий. Больше всего не хватает монтеров железнодорожного пути – так ответили 25% респондентов, составителей поездов – 23,8%, слесарей по ремонту подвижного состава – 20% и машинистов – 16,3%.
Кто учит железнодорожников?
Кадры для транспортной сферы в основном готовят подведомственные Минтрансу вузы и их филиалы – техникумы и колледжи. Лидерами по числу транспортных учебных заведений являются ЦФО – 25 во главе с Российским университетом транспорта (РУТ, он же МИИТ), СФО – 21 во главе с Иркутским государственным университетом путей сообщения (ИрГУПС) и СЗФО – 16, среди которых лидирует Петербургский государственный университет путей сообщения. По данным министерства, в них обучаются 256 167 человек, из них 147 034 человека получают высшее образование и 109 133 студента – среднее профессиональное образование. Всего насчитывается 19 вузов с 86 филиалами. Федеральному агентству железнодорожного транспорта (Росжелдор) отдельно подведомственны восемь институтов путей сообщения, которые расположены в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Омске, Новосибирске, Иркутске и Хабаровске.
По данным Минобрнауки, в транспортных вузах проходят обучение 16% всех студентов в России. 30 октября глава министерства Валерий Фальков на совместном заседании коллегий ведомства и Минтранса заявил, что в 2023 г. на рынок труда было выпущено более 30 000 специалистов в сфере транспорта. Замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев тогда пояснил, что не менее 77% молодых специалистов, выпустившихся из транспортных вузов в текущем году, по предварительным данным, уже трудоустроены.
Как можно привлечь кадры в отрасль
Представитель РЖД рассказал «Ведомости. Промышленности», что компания предлагает сотрудникам бесплатное обучение профессии в 67 учебных центрах по всей стране, а также широкий набор льгот, в том числе на проезд, медицинское обслуживание, корпоративную ипотеку со ставкой от 2%, детские сады и школы для детей, а также отдых в собственной сети санаториев и др.
Представитель монополии также отметил, что РЖД не менее двух раз в год индексируют зарплату работников. «В этом году это сделано уже трижды, совокупный размер индексаций в 2023 г. составил 7,5%, что соответствует прогнозу роста потребительских цен Минэкономразвития», – отметил он.
Особенно острая потребность в кадрах, по словам представителя РЖД, наблюдается в восточных регионах страны, где проходит Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Это Иркутская область, Бурятия, Забайкальский край, Якутия, Амурская область, Хабаровский край. Здесь РЖД предлагает решать проблему дефицита кадров повышенными зарплатами и корпоративной поддержкой, которая включает обеспечение работников жильем. «Машинисты и помощники машиниста локомотива, которые решат перевестись с других дорог на Забайкальскую, Восточно-Сибирскую или Дальневосточную железную дорогу, могут единовременно получить 250 000 руб.», – пояснил он.
Представитель пресс-службы «Трансконтейнера» (входит в группу компаний «Дело») рассказал «Ведомости. Промышленности», что особенный дефицит кадров наблюдается среди специалистов-производственников. Основной объем текущих вакансий приходится именно на производственный персонал, рабочие профессии, пояснил он. «Трансконтейнер» решает кадровый вопрос за счет сотрудничества с учебными заведениями среднего профессионального и высшего образования, отметили в компании. «Самый простой и традиционный инструмент для привлечения необходимых сотрудников – финансовый. В 2023 г. прошло уже два повышения заработной платы», – добавил он.
В 2022 г. компания также разработала для сотрудников программу по повышению рождаемости, поддержке материнства и детства. Работники, имеющие детей, получают дополнительную поддержку в виде компенсации детского сада, путевок в детские оздоровительные лагеря, особых условий медицинского страхования. А сотрудницы, планирующие пополнение в семье, – различные доплаты и гибкий режим работы в период беременности. Кроме того, запущена программа выплаты работникам в размере 1 млн руб. при рождении третьего и последующих детей, заключил он.
Транспортная отрасль страны действительно испытывает кадровую уязвимость, подтверждает «Ведомости. Промышленности» заместитель директора центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Инна Лола. Сейчас больше всего от дефицита специалистов страдают компании, оказывающие услуги в сфере перевозки грузов, поясняет она.
По мнению президента Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павла Иванкина, дефицит кадров в железнодорожной отрасли в первую очередь наблюдается в строительном направлении и связан с расширением БАМа и Транссибирской железнодорожной магистрали (Транссиб). По словам Иванкина, проблема с кадрами также связана с тем, что далеко не все специалисты готовы работать в сложных погодных условиях Сибири, а молодежь не хочет работать по таким специальностям, как машинист электровоза или монтер путей. «Молодежь, которая все же приезжает в Сибирь, сталкивается с отсутствием социальных условий: им негде провести вечер, практически нет интернета. Это сильно влияет на трудоустройство», – заключает эксперт.