Путь на Восток

За счет чего РФ сохранила высокий уровень добычи и экспорта в ТЭК в условиях санкций
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Российская нефтегазовая отрасль успешно переориентировала поставки энергетического сырья на Восток. Планомерно развиваются новые месторождения, что укрепляет роль Москвы в качестве ключевого игрока на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Азиатский ориентир 

Россия вышла на первое место по импорту нефти в Китае и Индии, а в структуре российского экспорта поставки в эти страны составили 80% в июле 2023 г., подсчитали специалисты Международного энергетического агентства (МЭА).

В июле Россия экспортировала в Китай 8,07 млн т нефти, или 1,9 млн барр./сутки, говорят данные таможни КНР. По сравнению с июнем показатель сократился на 23,2%. Тем не менее с начала 2023 г. поставки российского топлива в Пекин увеличились более чем на четверть (25,2%) и перешагнули отметку в 60,6 млн т. Таким образом, Москва заняла лидирующую позицию по экспорту нефти в КНР, опередив Саудовскую Аравию. Для сравнения: за весь 2022 год РФ поставила в Поднебесную 86,25 млн т нефти.

Также Россия стала ключевым партнером по поставкам для Индии. По данным отчета ОПЕК, в июне 45% всего импорта Индии в сегменте нефти приходилось на Россию. Москва планомерно наращивала экспорт сырья в страну на протяжении года. Согласно статистике Резервного банка Индии (аналог российского Центрального банка), в 2022/23 финансовом году импорт российской нефти увеличился в стоимостном выражении в 14 раз: с $2,2 млрд до $31,02 млрд. Всего, по данным индийского регулятора, за это время страна купила у России 50,84 млн т нефти.

Для России сотрудничество с восточными импортерами становится все выгоднее. Так, скидка на нефть марки Urals постепенно снижается и уже превысила установленный странами G7 и Евросоюза потолок в $60 за баррель, напоминает в разговоре с «Ведомости. Промышленностью» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Более того, учитывая ослабление рубля, отрасль зарабатывает на экспорте сырья больше, чем ранее прогнозировали нефтяники, отметил эксперт.

В сфере поставок природного газа также наметилась положительная динамика в переориентации торговых потоков на Восток. В конце июля 2023 г. «Газпром» установил новый суточный рекорд по прокачке газа через магистраль «Сила Сибири». По оценкам главы холдинга Алексея Миллера, в 2022 г. компания регулярно поставляла топливо сверх контрактных объемов. Как отметил вице-премьер Александр Новак, за прошлый год по магистрали были прокачаны в Китай рекордные 15,5 млрд куб. газа.

В январе Россия стала лидером (2,7 млрд куб. м) по поставкам газа в Китай. В феврале нынешнего года Россия обсудила с Казахстаном строительство нескольких газопроводов, в том числе для экспорта в Поднебесную. К 2025 г. объемы поставок планируется нарастить до 38 млрд куб. м в год.

К 2030 г. объемы поставок российского газа в КНР достигнут не менее 98 млрд куб. м в год и 100 млн т сжиженного природного газа (СПГ), заявил президент России Владимир Путин на китайско-российских переговорах весной 2023 г. Россия является стратегическим поставщиком в Китай нефти, природного газа, в том числе СПГ, угля и электроэнергии, добавил он.

Таким образом, к 2030 г. поставки только в Китай составят 65% от объема, который получали страны ЕС в 2021 г. По данным аналитического центра «Европейский совет по международным отношениям» (ECFR), всего Россия поставляла на Запад 155 млрд куб. м газа.

Повышение прокачки газа на азиатские рынки во многом становится возможным за счет разработки национальных месторождений. По оценкам «Газпрома», наибольший прирост добычи за 2022 г. показали Тамбейское и Песцовое месторождения в ЯНАО и Чаяндинское в Республике Саха (Якутия). Кроме того, благодаря геологоразведочным работам было открыто Сеяхинское месторождение в ЯНАО на суше полуострова Ямал и 25 новых залежей на ранее открытых месторождениях в ЯНАО, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Томской области и Красноярском крае.

Технологическое замещение

С момента первых санкций против российских нефтегазовых компаний им удалось достичь значимых успехов в импортозамещении. Доля отечественного оборудования на производствах нефтегазового сектора ежегодно увеличивается. Помимо перехода на отечественные разработки, снизить влияние санкций и обеспечить дальнейшее развитие отрасли призвана Энергетическая стратегия РФ до 2035 г., принятая правительством в 2020 г. В документе в качестве стратегических целей ТЭКа значатся содействие социально-экономическому развитию России, укрепление и сохранение позиций в мировой энергетике. Кроме того, согласно стратегии, в ближайшие 12 лет в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне планируется создать нефтегазовые минерально-сырьевые центры и нефтегазохимические комплексы, построить транспортную и сопутствующую инфраструктуру для экспорта энергоресурсов в страны АТР.

Впрочем, до истечения сроков текущей стратегии в Минэнерго задумались о разработке нового документа на более длительный срок. По словам главы Минэнерго Николая Шульгинова, министерство собирается завершить подготовку стратегии до 2050 г. до конца этого года. Потребность в ее доработке появилась в результате изменений как на внешнем, так и на внутреннем рынках, уверен Юшков. В новой стратегии должны появиться пункты о том, как будет происходить переход России с западных на восточные рынки, каких шагов в этом направлении власти ожидают от компаний, будут ли нефтегазовые холдинги экспортировать объемы газа в европейские страны, откажется ли РФ от зеленой возобновляемой энергетики, как будет происходить газификация по стране, а также должны быть прописаны и идеи по импортозамещению оборудования, отметил эксперт.

«В энергетике изменилось с 2020 г. буквально все. Задача правительства – выработать систему и выделить задачи, исполнение которых они ожидают от нефтегазовых компаний, предложить какие-либо стимулы отрасли для прогресса. По сути, стратегия – это соглашение между бизнесом и государством, реалистичный документ, а не прогноз или ожидания властей по развитию ТЭКа», – добавил Юшков.

В новых условиях

По итогам 2022 г. объем инвестиций в основной капитал в нефтегазовом секторе вырос более чем на 20% до 4,26 трлн руб., подсчитали специалисты агентства InfoLine. Вложения в добычу нефти и газа увеличились на 10%, в объекты транспортировки нефти, газа и продуктов переработки – почти на 60%, в производственные мощности по переработке нефти и газа – на 4,2%.

Цифры говорят о том, что эффект от введенных санкций постепенно ослабевает, а нефтегазовая отрасль демонстрирует высокую адаптивность к новым вызовам. Поэтому для государства важно минимизировать ручное управление в сегменте в будущем, в том числе и через изменения налогового законодательства и контроля за капиталом, считают аналитики «БКС мир инвестиций».

Отметим, что с начала 2023 г. власти увеличили налоги для нефтяных, газовых и угольных компаний. Речь идет о выплатах на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а также о налоге на прибыль для производящих и экспортирующих СПГ компаний, который повысили с 20 до 34%. Кроме того, с 1 сентября изменилась формула выплат нефтяникам в рамках демпфера, выплаты по нему сократились вдвое. По оценкам правительства, благодаря этому казна получит дополнительно 1,08 трлн руб. в этом году, 1,13 трлн – в 2024 г. и 1,19 трлн – в 2025 г. 

Однако нельзя сказать, что власти не поддерживают отрасль. Так, в 2019 г. ввели НДД, стимулируется добыча ТРИЗ, также в Госдуме лежит несколько законопроектов. Один разрешит экспортировать СПГ с месторождений в Арктике. Другой обнулит НДПИ при добыче газа на Ямале и Гыдане, если из него будут делать водород и аммиак.

Тем не менее в условиях ограничений роль инвестиционных вложений заметно возрастает, уверен директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. По его словам, нефтегазовой отрасли важно поддерживать производство на прежнем уровне, а лучше его расширять, чтобы был запас по мощности месторождений в будущем. Ресурсная база должна оставаться на высоких уровнях, а для этого нужны постоянные вложения, уверен эксперт.

Между тем российский ТЭК подстраивается под новые условия, экспорт нефти, нефтепродуктов и угля полностью развернулся на азиатские рынки, добавил Юшков. В долгосрочной перспективе Россия и без санкций уходила бы из Европы, так как европейцы не раз заявляли об отказе от ископаемого топлива. Для отрасли в ближайшие годы важно развивать новые логистические пути доставки в страны АТР. Но для этого нужны дополнительные инвестиции, что должно быть прописано в новой энергетической стратегии, полагает Юшков.