Конопля ложится на бумагу
Новое сырье для производства целлюлозыНАСТОЯЩАЯ СТАТЬЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РЕКЛАМОЙ РАСТЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХ НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА ЛИБО ИХ ПРЕКУРСОРЫ, И ИХ ЧАСТЕЙ, СОДЕРЖАЩИХ НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА ЛИБО ИХ ПРЕКУРСОРЫ.
Первый посев
В 2015 году предприниматель Евгений Скигин решил вернуть на российский рынок почти забытую культуру – техническую коноплю, которая когда-то была распространена так же, как лен, но при этом более универсальна. Он основал группу компаний «Коноплекс», которая специализируется на выращивании и глубокой переработке конопли (сейчас, по данным компании, совладельцем «Коноплекса», с долей 50% является Роман Белоусов).
Евгений Скигин подчеркивает: «Выращивание и переработка технической конопли – это высокозатратный бизнес с долгим сроком окупаемости, однако в перспективе есть возможность закрыть многие потребительские запросы товарами и продуктами на основе этого промышленного растения. Кроме того, посевы конопли не позволяют почве истощаться, а цветки этого растения производят большое количество пыльцы, тем самым сохраняя биоразнообразие».
Первой продукцией «Коноплекса» стали конопляное масло и неориентированное грубое волокно, а также рубленая костра, часть стебля, которая также используется в производстве различных материалов. ГК «Коноплекс» – одна из крупнейших компаний на российском рынке, специализирующаяся на производстве и переработке конопли. Объем посевных площадей в Пензенской области достигает 3 тыс. гектаров, а линейка продовольственной продукции за восемь лет развития компании значительно расширилась и продолжает пополняться новыми позициями.
Съедобное и несъедобное
Одним из перспективных направлений в «Коноплексе» считают производство продуктов питания. В 2020 году компания запустила производство масла холодного отжима из конопляного семени в технопарке «Отвель» в Пензенской области. Компания также производит и реализует муку, протеин, очищенные и неочищенные конопляные семена. Все это используется в пищевой промышленности и при изготовлении кормов для домашних животных.
По данным компании NeoAnalytics, до 54 % выращенной в России конопли используется для производства продуктов питания.
Еще пару лет назад конопляное масло было экзотикой, знакомой только любителям ЗОЖ из крупных городов. Маркетплейсы относились с недоверием к продукции из конопли и не брали ее на реализацию. Однако в последнее время ситуация изменилась. По словам владельца московского магазина HempCult, спрос на конопляное масло, макароны из конопляной муки, сладости из зерен постоянно растет.
Один из самых распространенных пищевых продуктов из конопли – масло холодного отжима, оно появилось в ассортименте крупных торговых сетей. Но цена на этот продукт для массового спроса пока еще довольно высока: около 600 руб. за 250 грамм.
Упаковочные материалы на основе натуральных волокон льна, джута, хлопка, рами и конопли разлагаются в природе и не загрязняют планету. Мировое производство пластиков переориентируется на более безопасную продукцию.
По данным отраслевого портала «Рослёнконопля», в 2016 году в мире произвели 964 тыс. тонн биоразлагаемых и 3192 тыс. тонн неразлагаемых пластиков, а в 2021 году мировой объем производства биопластиков превысил уже 1200 тыс. тонн.
Рецепты композитов с использованием конопляной пеньки разрабатывают в РГАУ – МСХА имени К. А. Тимирязева. Например, заменяют в составе пластиковой массы стекловолокно на конопляное. Замены оборудования или клеящих веществ при этом не требуется. Такой пластик подходит для производства деталей авиатехники, катеров и яхт, автомототехники, деталей для легковых автомобилей, бытовых изделий. В Европе, например, конопляная костра, побочный продукт производства конопляного волокна из стебля, уже используется в композитных материалах для автомобиле- и самолетостроения.
Костра вообще очень ценное сырье. Из нее изготавливают мебельные плиты, гранулы для строительства автомобильных дорог, воздушные и водяные фильтры, сорбенты, в том числе активированный уголь, наполнители композиционных материалов, биоэтанол, порох и взрывчатые материалы, ее используют как мульчу в садоводстве и виноградарстве или подстилку для животных на фермах.
По словам Евгения Скигина, культивирующего идеи осознанного и социально ответственного бизнеса, «костра – абсолютно экологичный компонент, так как во время роста конопли поглощается больше углекислого газа, чем высвобождается при производстве материалов из нее. Посевы данного агрорастения предотвращают эрозию почв, а цветки конопли производят большое количество пыльцы, тем самым сохраняя биоразнообразие. В основе переработки промышленной конопли – эффективная работа с почвами при минимальной нагрузке на природу и максимальной эффективности для человека. Именно поэтому костробетон (бетон из промышленной конопли) – строительный материал, ограничивающий негативное влияние на окружающую среду с отсутствием углеродного следа».
Строительные блоки из арболита, в которые добавлена костра конопли, становятся более легкими и при этом значительно более плотными, чем при использовании других органических материалов, например древесной щепы.
Конопляная костра содержит 45‒58 % целлюлозы, которую можно использовать для изготовления упаковки и качественной белой бумаги, а также применять в химическом, текстильном и парфюмерно-косметическом производстве.
Будущее на бумаге
Наиболее перспективным направлением Евгений Скигин считает как раз производство целлюлозы. 30 декабря 2020 года ГК «Коноплекс» заключил с Минпромторгом России концессионное соглашение. По условиям государственно-частного партнерства, компания инвестирует 2 млрд руб. в год в создание и развитие производства целлюлозы объемом от 4 тыс. тонн в год.
Бумагу из конопли изготавливали еще в средние века, однако постепенно перешли на древесину: производство оказалось значительно дешевле. Со сменой приоритетов и технологий ситуация меняется.
«Технологическая схема производства целлюлозы из конопли аналогична процессу ее производства из древесной щепы, но не требует окорки и измельчения бревен. Конопляное волокно экономически выгодно использовать для специальных бумаг: банкнот, гербовых документов. Костру целесообразнее пускать на производство картона, одноразовой бумажной или целлюлозной упаковки», – поясняет кандидат химических наук, доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры химии РГАУ – МСХА имени К. А. Тимирязева Сергей Белопухов.
При этом бумагу из конопли можно повторно перерабатывать до восьми раз, тогда как бумага из древесины выдерживает не больше трех циклов переработки. Производство в итоге получается более экологичным.
Евгений Скигин подчеркивает: «Российские предприятия часто обвиняли в том, что наши ESG-стратегии не более чем красиво написанные программы. Но в России много областей, где действуют принципы устойчивого развития. Одним из лидеров является агропромышленный комплекс. Особенно интересно производство материалов из промышленной конопли, экологически чистой и устойчивой культуры».