Андрей Пантелеев: «У нас создана экосистема для развития бизнеса и широкая линейка мер поддержки»

Андрей Пантелеев
Андрей Пантелеев /Пресс-служба TNF

В преддверии форума TNF-2023, который пройдет с 18 по 21 сентября, Андрей Пантелеев, заместитель губернатора Тюменской области и один из организаторов мероприятия, рассказал об уникальности площадки, роли региона в ее создании, ожидаемых результатах форума, а также об экосистеме комплексной поддержки нефтегазовой отрасли.

– Сегодня Тюменская область является одним из крупнейших центров сосредоточения компетенций в части нефтегазодобычи и нефтесервиса, причем в последние годы количество предприятий, оказывающих услуги компаниям ТЭК, растет. Как регион привлекает инвесторов?

– Исторически в Тюменской области накоплены огромные компетенции в сфере нефтесервиса. В этом году мы отмечаем знаменательную дату – 70-летие открытия Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. С середины ХХ века в наш регион со всей страны съезжались ученые и исследователи, геологи и буровики, многие другие специалисты. Именно в этот период в Тюмени появились крупнейшие на тот момент государственные НИИ и промышленные объединения, ориентированные на ТЭК.

За годы области удалось не просто сохранить, но и прирастить отраслевые компетенции. Огромную роль в этом сыграла целенаправленная работа региональных властей по созданию благоприятных условий как для привлечения крупных корпораций, так и для развития малых и средних нефтесервисных и научно-исследовательских предприятий.

Наша задача – обеспечить максимально комфортную среду для сотрудничества, сократить дистанцию между заказчиками и поставщиками. Мы считаем, что вокруг главной отрасли в регионе должно аккумулироваться множество других направлений, и чем больше возникнет точек пересечения интересов, тем больше будет новых продуктов и решений, конкурентоспособных на мировом уровне.

Большая работа проведена и по локализации в Тюменской области подразделений добывающих компаний и лидеров нефтесервисного рынка. Для нас важно, чтобы, выбирая, где сегодня разместить свой научный или образовательный центр, исследовательский институт, промышленную площадку или испытательный полигон, крупные корпорации делали выбор в пользу нашего региона. Для этого мы и создали экосистему, позволяющую оказывать комплексную поддержку как крупным инвесторам, так и малым и средним инновационным и производственным предприятиям.

В этой экосистеме несколько компонентов. Есть Тюменский технопарк, занимающий второе место в рейтинге фонда «Сколково», большинство его резидентов связаны с нефтегазовым машиностроением и сервисом в этой сфере. Есть индустриальные парки, где предприятия могут арендовать землю или производственные помещения на льготных условиях. Сейчас, например, идет проектирование крупнейшего в стране промышленного технопарка ДСК-500, который будет ориентирован в том числе на нужды нефтесервисных предприятий. В нем разместятся и научно-исследовательские институты, и центры коллективного использования оборудования, и испытательные центры. Кстати, создание испытательных полигонов – отдельная задача, которую надо решать в рамках страны. Ведь мало произвести оборудование – его нужно где-то опробовать, а делать это на реальном производственном объекте слишком дорого. Используем мы и такой инструмент поддержки технологического предпринимательства, как субсидии на НИОКР.

Научное ядро всей этой экосистемы – Западно-Сибирский межрегиональный научно-образовательный центр. И есть еще один уникальный компонент – Нефтегазовый кластер, который сегодня объединяет более ста предприятий из 20 регионов страны.

– Какие задачи выполняет кластер и как построена работа с ним?

– Эта ассоциация ‒ не только центр отраслевой экспертизы, но и основной, скажем так, инструмент сборки кооперационных цепочек в нефтегазовой сфере. Тем самым он решает сразу несколько задач: обеспечение сбыта для малых и средних предприятий, создание условий для интенсивного технологического развития отрасли.

Кластер помогает компаниям, так называемым финишерам, находить поставщиков комплектующих, чтобы быстро и эффективно производить высокотехнологичную продукцию. Кроме того, он обеспечивает сбыт продукции этих финишеров крупным корпорациям. А третья функция, которая ранее была менее востребована, а сейчас выходит на первый план, – это поиск, подбор и экспертиза отечественных решений, отвечающих на технологические вызовы компаний-недропользователей.

Таким образом, задачи инвестиционной политики региона полностью совпадают с задачами ассоциации. Мы заинтересованы в расширении кластера, в поиске новых предприятий, способных стать эффективными участниками кооперационных цепочек, в том, чтобы эти предприятия, в особенности финишеры, концентрировались в Тюменской области. И чтобы они помогали тем, кто уже здесь работает, создавать конкурентоспособные продукты и услуги.

При этом кластеру выгодно собирать всю цепочку в регионе, потому что, как я уже говорил, у нас создана экосистема для развития бизнеса и существует широкая линейка мер поддержки.

– Мы с вами беседуем в преддверии форума TNF, организатором которого как раз выступает Нефтегазовый кластер. Какую роль играет это мероприятие в развитии экосистемы комплексной поддержки нефтегазовой отрасли?

– Форум, выросший из отраслевой конференции, стал для Тюменской области, а затем и для кластера главным и наиболее эффективным инструментом в выполнении задач, о которых мы говорим. Ведь сегодня TNF – это не трехдневная история, работа на этой площадке ведется круглогодично. Так, Технологические дни нефтедобывающих компаний проводятся не только в рамках собственно форума, но и в течение всего года, равно как и мероприятия по отдельной отраслевой проблематике, например, в мае прошел саммит по гидроразрыву пласта. Это позволяет кластеру сфокусироваться на стоящих перед отраслью вызовах, находить и отбирать в масштабах всей страны те решения, которые помогли бы на них ответить. Наша задача – прийти к следующему форуму с конкретными предложениями для нефтегазовых компаний, создать условия для того, чтобы разработчики технологий презентовали их потенциальным заказчикам, а те, в свою очередь, помогали провести опытно-промышленные испытания.

На форуме подводятся итоги работы и одновременно дается старт ее продолжению в следующем году. Результативность же участия в форуме для отдельных компаний зависит непосредственно от них. Максимальную пользу извлекают те, кто готовится к этому мероприятию заранее.

– Как изменился статус самого форума за эти годы?

– TNF уже давно вышел на федеральный уровень. Более того, в какой-то момент стало понятно, что и отраслевые рамки нужно расширять, поэтому теперь это не нефтегазовый, а промышленно-энергетический форум. Формально этот переход был закреплен в 2022 году распоряжением правительства РФ, в котором обозначен статус форума и утвержден ежегодный формат его проведения. Таким образом, форум получил поддержку на уровне нескольких министерств и ведомств, сохраняя при этом связь с регионом. В его подготовке участвуют Минэнерго, Минпромторг, по мере необходимости мы коммуницируем и с коллегами из Минцифры, поскольку со стороны предприятий ТЭК есть большой запрос на информационные технологии.

Сегодня TNF из локального инструмента, созданного для решения региональных задач, превратился в крупнейшего в стране межотраслевого интегратора в интересах ТЭК. Эта площадка объединяет руководителей крупных энергетических компаний, отраслевых экспертов и представителей профильных министерств, производственников как со стороны корпораций, так и со стороны независимых компаний, исследователей и практиков, разработчиков IT и представителей технологических центров крупных корпораций.

При этом мы не снимаем с себя ответственность за то, как будет развиваться TNF. Совместное участие региональных и федеральных органов власти в организации форума подчеркивает некий правильный тренд на децентрализацию нагрузки. Мы понимаем, что в части развития промышленного производства, импортозамещения и достижения технологического суверенитета профильные министерства отвечают за всю страну. И наша логика такая: если регион может взять на себя определенную зону ответственности, разделить ее с отраслевиками, с коллегами из министерств, то это обязательно нужно делать. Хотим экономического прорыва в стране – значит, должны быть максимально полезными ей, интегрировать усилия, доверять друг другу.

– Если сравнивать TNF с другими федеральными конгресс-площадками, в чем его особенность?

– В отличие от крупнейших экономических форумов страны – ПМЭФ и ВЭФ, TNF решает максимально практические задачи. Да, всегда есть сессии и пленарные заседания, где рассматриваются общие векторы развития ТЭК, осмысляется его роль в экономике страны. Но даже эти стратегические блоки ориентированы на то, чтобы помочь потенциальным партнерам найти друг друга.

Основная же часть секций посвящена предметным вопросам взаимодействия участников нефтегазовой отрасли и промышленных предприятий, научно-исследовательских и IT-организаций. Именно здесь происходит практическое развертывание, «распаковка» тех инициатив, которые рождаются в Санкт-Петербурге или Владивостоке. Здесь они обретают форму реальных документов – договоров, дорожных карт. И именно здесь налаживаются партнерские связи.

– Несмотря на то, что статус форума изменился и он позиционируется как межотраслевой, мы все равно в большей степени говорим о нефтегазодобыче. Насколько это корректно?

– Практически любое технологическое решение для ТЭК требует участия специалистов из других сфер. Известный факт: одно рабочее место в нефтегазовом секторе создает до десятка рабочих мест в смежных отраслях, при этом ТЭК генерирует самую большую долю ВВП. Кроме того, существует тренд на мультидисциплинарность в науке, в инженерии. Инновации рождаются на стыке областей знаний.

В сегодняшней ситуации количество технологических вызовов в нефтегазодобыче существенно возросло, но каждый такой вызов – это еще и возможность в том числе для других отраслей. Это не всегда возможно сделать на уровне одной компании. Поэтому форум еще и решает задачу консолидации запросов недропользователей. И мы видим, что возникает объединение крупных отраслей, как когда-то это произошло с кооперацией в оборонно-промышленном комплексе.

– В этом году основная тема форума – технологический суверенитет, при этом в программе отражены международные аспекты и ожидается приезд иностранных делегаций. Какие вы видите задачи в международном сотрудничестве и на какие результаты рассчитываете?

– Мы ждем на форуме делегации из дружественных стран – Белоруссии, Китая и Узбекистана. Нельзя произвести импортозамещение и достичь технологического суверенитета в одну минуту. Нам требуются партнеры, чтобы в условиях санкций заместить оборудование и технологии, которые в силу понятных причин стали для нас недоступными. Совместно с партнерами из дружественных стран мы ищем такие решения, и делаем это на взаимовыгодной основе.

Например, сегодня мы прорабатываем новые меры поддержки для участников Нефтегазового кластера, локализованных на территории региона: планируем полностью взять на себя их расходы на регистрацию бизнеса в Узбекистане, Казахстане, Армении, Арабских Эмиратах. В Узбекистане создается индустриальный парк с промышленно-складскими помещениями, которые можно будет использовать для реализации продукции.

Активно взаимодействуем с компаниями из Белоруссии и ожидаем усиления сотрудничества. Ведем переговоры с китайскими компаниями о локализации их подразделений в нашем регионе:  речь идет и о тех, кто уже работает в нашей стране, и о тех, кто только собирается это делать.

Конечно, есть мнение, что иностранные игроки могут захватить ниши, интересные отечественным предприятиям. Но их появление – это возможность держать руку на «технологическом пульсе», не тратить время на изобретение того, что уже есть, а работать на опережение, интегрироваться в существующие производственные цепочки. Мы видим в таком объединении больше плюсов, нежели рисков, и хотим, чтобы Тюменская область не осталась в стороне, если на российский рынок придут новые зарубежные инвесторы. Преимущества для потенциальных иностранных партнеров тоже очевидны: благодаря деятельности Нефтегазового кластера у них здесь значительно больше точек контакта с добывающими компаниями.

Развитие международного сотрудничества нужно еще и для того, чтобы создать условия для вывода продукции предприятий кластера на зарубежные рынки. Такая практика уже есть, и ее нужно расширять.

– До форума осталось две недели, наверняка уже понятно, какие на нем будут подписаны документы. Можете назвать важные для региона проекты, которые получат дополнительный импульс к развитию?

– Мы обязательно подпишем ряд соглашений, но давайте не будем торопить события. Точно могу сказать одно: векторы нашей инвестиционной политики неизменны, мы системно, шаг за шагом, будем решать ключевые вопросы, в том числе связанные с расширением межотраслевого взаимодействия и обеспечением технологического суверенитета.