Реклама ООО «ЭджЦентр» Erid:LdtCKV52b

Суверенная доставка контента

Зачем нужна национальная сеть CDN-сервисов
Андрей Гордеев
Андрей Гордеев

В нашей стране может быть создана национальная система доставки контента (Content Delivery Network, CDN). Такую рекомендацию приняла в конце марта группа по анализу проектов в области связи и цифрового развития экспертного совета «Единой России» по законотворческой деятельности. А это значит, что удастся снять зависимость от иностранных игроков рынка CDN, а также повысить скорость отдачи контента для всех россиян.

Трафик выходит в кэш

Создание единой национальной CDN обсуждалось в конце марта в ходе заседания группы, в котором участвовали как депутаты Госдумы, так и представители крупных IT- и телекомкомпаний: МТС, «МегаФона», «Билайна», «EdgeЦентр», «Ростелекома» и т. д. Заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин на встрече с представителями бизнеса отметил, что результаты создания национальной системы доставки контента почувствует на себе каждый российский пользователь интернета: доступ к отечественным цифровым площадкам должен стать более быстрым и качественным. «Скорость передачи такого тяжелого материала, как видео, зависит от сетей доставки сигнала и распределенной системы CDN на территории России. Такими ресурсами сегодня обладает YouTube. Очевидно, что сервис плотно интегрировался в цифровую инфраструктуру нашей страны, в том числе этим объясняется его популярность, ведь ни один российский аналог не может похвастаться такими мощностями», – сказал парламентарий.

По словам участников встречи, на заседании говорили о том, что регулятором единой CDN станет Минцифры, сеть создадут на базе имеющихся игроков рынка, которые готовы войти в такой консорциум. В пресс-службе министерства отметили, что Минцифры знает об активности компаний по созданию CDN-сетей на территориях с самым высоким трафиком, государственное финансирование CDN-инфраструктуры не планируется.

Для того чтобы понять важность использования собственных систем доставки контента, давайте разберем, что такое CDN и для чего эти сети используются. Если коротко, контент-провайдеры используют CDN, чтобы увеличивать скорость загрузки аудио-, видео-, игрового, программного контента и любых других цифровых данных. Например, чтобы смотреть фильмы онлайн в UltraHD (формат ультравысокой четкости с разрешением 3840 х 2160 пикселей) без зависаний, требуется очень быстрое время отклика сервера, на котором он хранится. Классическая схема доставки контента работает так: когда пользователь вводит адрес сайта или кликает на поисковой выдаче, браузер обращается на сервер, где хранятся данные страницы. Далее сервер обрабатывает запрос и формирует пакет запрошенных данных, который отправляется обратно пользовательскому браузеру.

То есть чем дальше географически находится сервер от пользователя, тем, как правило, дольше идет сигнал из-за необходимости «общаться» с большим количеством маршрутизаторов по пути к нему.

CDN меняет эту схему. Между конечными пользователями и сервером с контентом добавляются серверы для кэширования страниц или части цифровых данных. Эти промежуточные звенья между исходным сервером и конечным пользователем хранят и передают друг другу информацию для ускорения загрузки. Поэтому, если житель Петропавловска-Камчатского хочет зайти на московский сайт, он зайдет на страницу моментально, так как получит ранее закэшированные данные от ближайшего к нему сервера сети доставки контента, например серверов, которые располагаются во Владивостоке, Хабаровске и Южно-Сахалинске. Чаще всего серверы CDN стоят у провайдеров и подключаются к широкополосному интернету напрямую, без лишних посредников.

Наличие развитой CDN, позволяющей сделать загрузку моментальной, – не роскошь, а необходимость. Google приводил статистику, что 53% пользователей покидают сайт, если он загружается дольше 3 секунд. При этом за последние три года средний размер веб-страницы (в мегабайтах) вырос более чем втрое.

Чужие среди своих

На сегодняшний день в России услуги быстрой доставки контента оказывают как международные компании, так и отечественные игроки. CDN также могут быть общедоступные и частные. «Общедоступным сервисом может воспользоваться любой желающий, оплатив услугу CDN, тарифицируется количество доставленного пользователям трафика, – поясняет руководитель по стратегической передаче данных блока по операторскому бизнесу «Билайна» Константин Колесов. – Частные решения предназначены только для обслуживания собственных нужд конкретного сервиса, и посторонний им воспользоваться не может ни за какие деньги».

К общедоступным зарубежным сервисам можно отнести Akamai, Cloudflare, которые все еще имеют серверы внутри России, к российским – «EdgeЦентр», Ngenix. Частным является, например, Google global cache, предназначенный для распространения трафика YouTube. По словам Константина Колесова, лидером по объемам переданных данных в глобальном масштабе является Akamai, а лидером по количеству клиентов – CloudFlare.

До прошлого года список иностранных IТ-гигантов, которые предоставляли свои услуги CDN-серверов российским компаниям, был шире. В том числе к ним относились Netflix и Microsoft. Однако иностранцы расторгли заключенные контракты и убрали из России ускоряющие загрузку контента серверы. «Стоит иметь в виду, что многие пользовались именно решениями иностранных игроков, – отметил гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. – Уход иностранцев побудил отдельных российских игроков создавать собственные CDN-сети». Например, VK начала переговоры с крупными операторами связи по поводу установки кэширующих серверов на их сетях, чтобы ускорить загрузку видеоконтента. CDN позволит VK подготовиться к скачку трафика в случае отключения YouTube, хотя в самой компании ранее отмечали, что CDN нужна из-за растущей популярности сервисов компании. Трафик «ВКонтакте» в 2022 г. вырос более чем вдвое.

Одна на всех

«Можно однозначно говорить, что России важно иметь собственные сервисы доставки контента для обеспечения технологического суверенитета, так как CDN нужна для любого интернет-сервиса, имеющего значительное количество пользователей или работающего для пользователей из разных городов», – уверен Константин Колесов. Создание собственных российских CDN необходимо, но, вероятно, не следует объединять всех имеющихся игроков в одну сеть, полагает Денис Кусков, чтобы это не повлияло негативно на конкуренцию и, как следствие, на качество сервиса.

Генеральный директор «EdgeЦентр» Михаил Шурыгин отмечает, что по замыслу депутатов национальная сеть доставки контента будет представлять собой консорциум крупнейших российских CDN-провайдеров, который определит стандарты и правила, предъявляемые к CDN, для обеспечения доставки контента для отечественных сервисов и государственных структур. «Мощности крупнейших российских CDN-провайдеров клиенты смогут использовать совместно», – пояснил он.

Технически это может быть реализовано, продолжил Михаил Шурыгин, с помощью хостинга DNS (система доменных имен) и в «EdgeЦентр» есть такая возможность. «DNS-записи можно настроить так, чтобы разным пользователям отдавались разные ответы на основе геоданных – таким образом, пользователей, например, из Санкт-Петербурга, Москвы, Казани можно направлять на одну CDN, а пользователей Екатеринбурга, Новосибирска или Барнаула – на другую, – пояснил эксперт. – Так бизнес сможет распределять трафик и получать максимум сетевых мощностей от разных провайдеров». При этом мы умеем делать пробы и определять ближайшую к пользователю DNS-зону, продолжил эксперт, это позволяет эффективнее доставлять контент, используя в том числе ресурсы других операторов. «Например, у нашей компании есть клиенты, которые хотят распределять нагрузку между несколькими CDN-провайдерами», – резюмировал он. 

Присутствие западных поставщиков облачных и CDN-решений на российском рынке создает угрозу национальному цифровому и информационному суверенитету. Используя нелегальные зарубежные сети доставки контента (CDN), отечественные организации рискуют скомпрометировать свои данные, которые в дальнейшем могут быть украдены и переданы злоумышленникам. Так как компании вынуждены загружать сертификаты шифрования (SSL) в свои рабочие аккаунты, что ставит под угрозу безопасность обмена трафиком, потому что третьи лица вне РФ могут получить к нему доступ. Отдельные риски связаны с неконтролируемым распространением контента, в том числе запрещенного. При обнаружении такого контента на ресурсе, который использует иностранную CDN, будет невозможно заблокировать его точечно. Придется блокировать весь ресурс (или большой пул IP-адресов), что создает проблемы для компании – владельца ресурса, который раздается совместно с нелегальным контентом и вызывает негатив у пользователей. Более того, иностранные поставщики не подчиняются российскому законодательству, они могут безнаказанно игнорировать требования Роскомнадзора и других российских ведомств. Мы считаем создание технологического консорциума из существующих провайдеров одним из приоритетных проектов, без которого невозможно достичь цифрового суверенитета. Благодаря такому проекту будет проще контролировать работу коммерческих поставщиков из недружественных стран, и он даст толчок к развитию инфраструктурных ИТ-проектов. Компании, отказывающиеся подчиняться законам РФ, должны быть полностью исключены из российского рынка. Создание такого консорциума не требует инвестиций со стороны государства, так как будет создан на базе имеющихся операторов. Это позволит сделать рынок более прозрачным и безопасным для потребителей, а сам проект принесет пользу и создаст здоровый микроклимат.

Михаил Шурыгин
генеральный директор «EdgeЦентр»

Взгляд в будущее

Пока сроки создания отечественной системы доставки контента не называются, она существует только в планах. Поэтому отдельные участники рынка осторожно комментируют ее перспективы. Так, в «МегаФоне» сообщили, что сейчас отсутствует четкое описание идеи и определения национальной сети доставки контента, поэтому оценивать инициативу сложно.

«CDN в России – это сформированный зрелый рынок с небольшим количеством профессиональных российских компаний, которые уже покрывают потребность любого заказчика – как государственных организаций, так и крупного бизнеса. Развитие этого рынка должно соответствовать принципам конкуренции и финансовой эффективности», – подчеркнули в «МегаФоне».

По мнению Константина Колесова, техническая реализация, необходимые меры и плавность перехода на национальную CDN зависят от целей, сроков и финансирования. «Можно просто воспользоваться существующими российскими CDN, а можно строить сеть с нуля, и тут успех мероприятия будет зависеть от очень многих факторов, – продолжил он. – Сложившийся рынок доставки цифрового контента позволяет решить любую существующую задачу, единый российский сервис может быть нужен в случае формулирования новых требований к доставке интернет-трафика».

В то же время, по мнению Михаила Шурыгина, национальная сеть CDN после ее появления сделает рынок более регулируемым. «Оказывать услуги CDN на территории России после создания национальной сети смогут только игроки, которые входят в этот консорциум, – рассуждает Михаил Шурыгин. –  Участие в консорциуме по факту будет сертификацией на оказание услуг, плюс потребуется выполнить ряд требований: защита от DDoS-атак, защита от подмены контента и т. д.». 

Для тех компаний, которые используют ведущие российские CDN-сервисы, ничего не изменится, продолжил эксперт, они смогут продолжать пользоваться услугами своего текущего провайдера или перейти на национальную CDN: использовать несколько сетей из тех, которые будут входить в национальную сеть, и балансировать между ними трафик. Иностранные компании также смогут пользоваться национальной сетью доставки контента. «Более того, мы считаем, что совместно должны развивать эту сеть и продвигать ее в дружественные страны», – резюмировал Михаил Шурыгин.

АРХИВ