Онлайн-встречи по-нашему
Отечественные системы видеоконференций выходят на связь
Бизнес продолжает искать полноценную замену иностранным сервисам видеоконференц-связи. Как подготовиться к переходу и быстро перезапустить процессы, если западный вендор ограничил доступ к платформе, разбираем на примере металлургической компании ЕВРАЗ.
Входящий вызов принят
До февраля 2022 г. российские IT-компании шли двумя путями. Одни разрабатывали облачные и локальные решения видеосвязи под задачи заказчиков. Другие, в числе которых и «Контур», создавали сервисы для собственных нужд, использовали только внутри компании. После того как западные поставщики систем видеоконференц-связи (ВКС) объявили об уходе из страны, IT-разработчики стали выводить на рынок свои сервисы. Кроме того, появилось несколько стартапов, пробующих силы в создании ВКС.
«При работе над Контур.Толком мы что-то взяли из уже существующего опыта у других ВКС-решений, что-то сделали по-своему, — рассказывает Павел Скрипниченко, руководитель проекта Контур.Толк. — Если велосипед изобретен, его не стоит изобретать заново. Но на него можно внимательно посмотреть и сделать более комфортным для пользователей».
Хотели постепенно, пришлось сразу
Для российских игроков, которые не относятся к объектам критической инфраструктуры, до 2022 г. переход на отечественное ПО не был приоритетной задачей.
Как рассказал Андрей Орлов, директор дирекции IT-инфраструктуры и АСУ ТП (автоматизированная система управления технологическим процессом) ЕВРАЗа, по этому принципу работала и металлургическая компания. «Мы выбирали лучшие в своем классе решения на рынке с учетом стоимости владения: если это было отечественное ПО – ставили российское, если нравились иностранные решения – внедряли их», – пояснил Орлов.
Процент отечественного ПО был невелик, и в ЕВРАЗе не стремились нарастить его искусственно. Когда появились задачи импортозамещения, проделали огромную работу по классификации информационных систем и оборудования, поставляемого как российскими, так и иностранными вендорами.
«Мы оценивали критичность решений для производственных и бизнес-процессов. Искали ответы на вопросы: "Что произойдет, если тот или иной вендор прекратит все контакты с нами? Что сломается? Когда и как именно?" Исходя из ответов выработали стратегию замещения каждой позиции программных средств (или целой области софта), разработали конкретные действия, чтобы начать процесс замещения уже сейчас или быть готовым к этому в любой момент», – вспоминает специалист.
Система видеосвязи – а ЕВРАЗ использовал преимущественно иностранный сервис – не была в числе приоритетов на замещение. «Но в 2022 г. стало очевидно, что разработчик продлевать нам лицензию не будет, поэтому мы начали изучать российских игроков», – вспоминает Андрей Орлов.
Оценивали несколько сервисов, в том числе «Контур.Толк». При этом сразу отказались от идеи локального ВКС-решения, так как это требовало бы капитальных вложений. К тому же такие решения неудобны для компании с разветвленной филиальной сетью, ведь они занимают внутренние каналы передачи данных, требуют дополнительного распределения вычислительных мощностей.
«Мы создали матрицу требований к ВКС с разной степенью значимости – от «критичного» до «неплохо бы». Всего около 40 позиций. Наметили целевые группы пользователей – 50 сотрудников компании из разных подразделений в ходе тестирования проводили встречи в новом сервисе ВКС. После окончания тестового срока каждый работник ставил в матрице свои оценки системе ВКС. По результатам подсчета оценок выбор остановили на «Контур.Толке»», – делится опытом Андрей Орлов. Тестирование новых сервисов в крупных структурах занимает минимум 2–3 месяца. Но тестирование «Контур.Толка» в ЕВРАЗе завершилось примерно за месяц.
Сделав свой выбор, в ЕВРАЗе решили сначала перевести на новый сервис ВКС «особо чувствительные точки», а затем поэтапно «погружать» остальные подразделения.
Но надежды на плавный переход не оправдались. «В ноябре 2022 г. иностранный разработчик отключил нашу лицензию в одностороннем порядке, – вспоминает Андрей Орлов. – Без ВКС-системы мы остаться никак не могли, но специалисты "Контура" совместно со специалистами ЕВРАЗа одним днем перевели всех сотрудников компании на "Толк"». Тем, кто пользовался системой видеосвязи чаще других, установили десктопную версию, остальные могли заходить в конференции через браузер по ссылке. «Как только в компании были готовы к масштабированию, мы расширили доступ, – отметил Павел Скрипниченко. – За один день в "Толке" зарегистрировалось более 7000 сотрудников».
Сейчас в «Контур.Толке» работники ЕВРАЗа проводят до 100–150 встреч одновременно. «Не скрою: далеко не все прошло гладко. Не сразу решился вопрос с проведением конференций на несколько тысяч участников, – рассказывает Андрей Орлов. – Были некоторые сложности и с производительностью, однако все оказалось решаемо и удачно решается».
Специалист отметил, что сервис ВКС за время использования усовершенствовался. Так, звук в сервисе был даже лучше, чем у предыдущей платформы, но качество видео отставало. Сейчас и звук, и видео на высоком уровне. IT-специалисты ЕВРАЗа еженедельно встречаются с представителями «Толка», обсуждают список пожеланий. Система видеосвязи меняется под задачи конкретного клиента, становится еще удобнее.
Кто остается на связи
Не все российские компании заменили иностранные сервисы ВКС отечественными. «Прошло несколько волн импортозамещения, – рассказывает Павел Скрипниченко. – В первую волну попали те, кто переходил на российское ПО до 2022 г. или сразу после ухода иностранных сервисов. Вторая – те, кто не планировал менять поставщиков решения видеосвязи, но был вынужден это сделать под влиянием действий западных вендоров. Третья волна – это те, кто работает по все еще действующим лицензиям иностранных поставщиков».
Андрей Орлов рекомендует последней группе не затягивать переход на российские решения, поскольку поведение «партнеров» становится непредсказуемым, в любой момент сервис могут отключить. «И лучше заранее подготовиться к такому сценарию», – заключает Орлов.
Реклама. АО «ПФ «СКБ Контур», ОГРН 1026605606620, kontur.ru, 16+.