Пищевая паранойя. Когда увлечение ЗОЖ перестает идти на пользу
В борьбе за здоровье принято исключать из меню продукты, которые в той или иной степени подпадают под определение «вредные». Но важно вовремя остановитьсяМногие наверняка слышали про такие психические расстройства, как приступообразное переедание, нервная булимия и нервная анорексия. Людей, страдающих этими заболеваниями, объединяют общие ядерные признаки – сверхценность формы тела и стремление ограничить питание ради красоты и привлекательности. При нервной анорексии ограничения в еде могут сочетаться с вызыванием рвоты или приемом препаратов, усиленными тренировками. При нервной булимии к этим симптомам добавляются бесконтрольные приступы переедания, после которых человек переживает чувство стыда и отвращения к себе. Приступообразные едоки ограничивают питание, периодически сильно переедают, но никогда не вызывают у себя рвоту, не занимаются усиленными тренировками, поэтому часто страдают лишним весом.
Перечисленным выше расстройствам пищевого поведения (РПП) подвержены люди обоих полов и любого возраста. К счастью, благодаря просветительской работе психологов и врачей все больше и больше людей признают, что голодание во имя фигуры не является нормой. Заметив снижение веса и скудное питание у близких, родственники выражают тревогу, уговаривают обратиться за помощью. Про РПП стали говорить чаще и подробнее в СМИ и на просветительских сайтах, посвященных вопросам здоровья. Однако еще не «каждого врага» можно узнать в лицо.
Невидимый враг
В 1997 г. американским врачом Стивеном Братманом было впервые описано новое РПП – орторексия. Доктор был членом и одним из основателей коммуны-экопоселения, где все жители питались экологически чистой едой. Диета поселенцев становилась все «здоровее», а точнее, строже и ограниченнее, что со временем сказалось на их самочувствии. Симптомы нового РПП доктор Братман описал на собственном опыте в книге «Пристрастие к полезным продуктам: как преодолеть одержимость правильным питанием» и дал название своему недугу: «орто» в переводе с греческого – правильный, «рексия» – еда.
В отличие от булимии и анорексии орторексию до сих пор не включили в официальные международные классификации болезней МКБ (Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, автор – Всемирная организация здравоохранения) и DSM (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, публикуется Американской психиатрической ассоциацией). Далеко не все специалисты знают о существовании такого диагноза. Однако последние 25 лет орторексия активно изучается. Кто же такие орторексы и чем они отличаются от булимиков и анорексиков?
Очень многие, присмотревшись, найдут орторекса в своем окружении. Такой человек знает все последние новости о здоровом питании, внимательно отслеживает ЗОЖ-блоги в соцсетях. Он в курсе, где поблизости от дома или работы можно купить семена чиа или органическую крупу киноа, умеет печь безглютеновый хлеб и правильно вымачивать листья салата, чтобы очистить их от пестицидов. С ним можно часами говорить о правильном питании, пользе и вреде тех или иных продуктов, но пообедать вместе проблематично – вне дома поклонник здорового питания есть боится, потому что не может проконтролировать состав блюд.
Такие люди не стремятся к идеальной фигуре и весу. Во главу угла ставятся польза или предотвращение вреда от той или иной пищи, а какой у них размер одежды, им не важно. В качестве диагностических критериев специалисты выделяют озабоченность здоровым питанием, навязчивое чтение текстов по диетологии и ограниченный жесткими правилами скудный рацион. Самооценка орторекса завязана исключительно на питании. Если он питается «чисто», все полезное купил, правильно приготовил и съел – он молодец и умница. Если в меню затесался «вредный» продукт – приступ тревоги и отвращения к себе неминуем. Единственный способ спастись – еще больше внимания уделять выбору продуктов. В результате значительная часть времени уходит на планирование приемов пищи, поиск безопасной еды и ее правильное приготовление.
Поскольку диагноз не включен в классификации, невозможно точно определить степень распространенности орторексии. Однако, по данным разных исследований, обобщенных американской Национальной ассоциацией расстройств пищевого поведения (NEDA), от 21 до 57,6% популяции демонстрирует орторексическое поведение, у женщин его можно наблюдать вдвое чаще, чем у мужчин.
Еда как яд
Орторексы называют «вредными» целые пищевые группы. В мясе антибиотики и гормоны, в рыбе ртуть, в овощах пестициды, в крупах глютен, в молоке лактоза, сахар – яд, соль – еще больший яд. И лактоза, и глютен абсолютно безопасны для здоровья большинства людей и ограничиваются только по рекомендации врача при наличии непереносимости вследствие довольно редких заболеваний. Но зачастую озабоченные питанием люди ставят себе диагнозы сами, не советуясь с врачами. Они уверены, что, исключив те или иные продукты, смогут отказаться от услуг медиков на долгие годы. В реальности при столь селективном подходе скудный рацион орторексов никак нельзя назвать здоровым. И именно пищевые дефициты, а не избыточное потребление «вредных» продуктов наносит ущерб организму. Не случайно официальные рекомендации институтов питания разных стран предлагают не исключать, а, наоборот, добавлять в рацион больше овощей и фруктов, орехов и семечек, круп и зерновых, молочных продуктов, разнообразных видов мяса, рыбы и даров моря.
Орторексия очень опасна. У человека могут возникнуть проблемы с соматическим здоровьем и опасное снижение веса, как при нервной анорексии. В списке долгосрочных последствий орторексии, приведенном на сайте NEDA, указаны снижение внимания и памяти, падение рабочей эффективности, заболевания почек, сердечно-сосудистой системы, нарушения менструального цикла и проблемы с фертильностью у женщин. Еще одно неприятное последствие – социальная изоляция. Орторексы не могут питаться в ресторанах и гостях, они носят еду с собой в коробочках или едят исключительно дома, торопясь прибыть к столу вовремя, бросив все дела. Орторексы неизбежно испытывают стресс, затрачивая колоссальное количество энергии на беспокойство о еде, злятся на близких, если они их не поддерживают, испытывают отвращение к себе в моменты отступления от правил в рационе, стремятся наказать себя за недоста- точно здоровое питание. В самых тяжелых случаях у орторексов могут быть даже мысли о самоубийстве и самоповреждения.
Как решать проблему
Человеку, заметившему у себя симптомы орторексии, рекомендуется пересмотреть отношение к питанию и развенчать многочисленные мифы о еде. Можно обратиться к подтвержденной научной информации. Например, прочитать рекомендации на сайте ВОЗ или книги – доказательного врача-диетолога Елены Мотовой «Еда для радости. Записки диетолога», психолога Светланы Бронниковой «Интуитивное питание». Для начала не полностью исключать, а ограничивать «вредные» продукты, вызывающие тревогу. Вообще, имеет смысл специально употреблять «страшную» еду небольшими порциями несколько раз в неделю. Начать с наименее тревожащих блюд, постепенно увеличивая разнообразие рациона. Напоминать себе, что от одного эпизодически съеденного бургера или пакетика чипсов здоровье не пострадает, и беспокойство о еде от таких приемов пищи будет постепенно уходить. Если не получается самостоятельно поменять рацион, необходима помощь специалиста. Орторексия – не забавная причуда, а довольно опасное состояние, которое требует своевременного лечения у врача-психотерапевта, врача-диетолога или клинического психолога, обученного специальным протоколам помощи таким пациентам.
Швейцарскому алхимику и врачу Парацельсу, жившему в XVI в., приписывают известную цитату: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным». Орторексия как нельзя лучше иллюстрирует эту мудрость и позволяет увидеть, как слишком много заботы о правильном питании приводит к ухудшению психического и физического здоровья.