Привести в чувства: как снизить стресс сотрудников в непростые времена
Пошаговый план действий, которые помогут подчиненным успокоиться и взять курс на спасение компании в условиях неопределенностиСтрах и тревога – две базовые эмоции, которые охватывают очень многих, даже, казалось, сильных духом людей, когда они оказываются в условиях высокого уровня неопределенности. Эмоции – результат работы нашего мозга и реакции тела.
Эмоции являются по своей сути продуктом мысли. Будучи электромагнитной волной, мысли дают сигнал телу и активируют выработку гормонов. А гормоны, в свою очередь, запускают эмоции, подтверждая мозгу, что оно, тело, чувствует то, что думает мозг.
Многие, вероятно, слышали, что когда человек в сильном стрессе или истерике, один из вариантов привести этого человека в чувство – дать пощечину, то есть неожиданно воздействовать физически. Здесь важно понимать смысл и механизм воздействия этой «отрезвляющей» или приводящей в сознание «пощечины». В ситуации стресса мозг необходимо как можно чаще переключать на другую деятельность, на другие мысли, на новые действия. Только это остановит дальнейшую эскалацию стресса, снизив уровень страха и тревоги.
Такой «пощечиной» в бизнесе могут стать, например, совместные «брейн-шторминги» в направлении разработки разных, даже порой нереальных или сумасшедших идей по выходу из сложной ситуации. Когда мозг сотрудников сфокусируется на выработке идей и решений, которые могут повлиять на ситуацию, они переключатся на другую деятельность, на созидание. Сотрудники хотя бы на время перестанут «гонять» в голове разные негативные мысли, ведущие их к стрессу, почувствуют надежду, понимая, что именно можно сделать, как действовать, чтобы помочь и себе, и бизнесу.
Что может сделать руководитель, чтобы помочь сотрудникам снизить стресс в сложных ситуациях и войти в ресурсное состояние?
Сначала руководителю важно успокоиться самому. Он должен быть спокоен и уверен прежде, чем пойдет к сотрудникам, так как настрой очень быстро считывается. Спокойствие, фокус на логику и здравый смысл здесь и сейчас – залог правильного настроя, который нужно нести своим подчиненным.
Нужно собрать всех своих прямых подчиненных и провести с ними ряд встреч в стиле brainstorm (разработка сценариев и решений).
Примерный план встречи:
Соберите все мобильные телефоны в отдельный ящик, создайте правило, что никто не смотрит в телефон во время разговора.
Задайте всем, включая себя, вопрос: Какие самые плохие и хорошие сценарии развития могут возникнуть для компании/бизнеса, индустрии в результате этой ситуации помимо закрытия компании (закрытие компании – это отдельно стоящий, и один из самых негативных исходов, поэтому, чтобы нивелировать заранее страх и другие эмоции, возьмите на себя озвучивание этого в самом начале)? Накидайте разных идей. Вариантов должно быть несколько, они должны быть реалистичные и, конечно, разные. И вот список из 4-6 вариантов готов.
Обсудите все вместе, «что необходимо будет делать, когда это случится», и какой должен быть общий план-подход по каждому сценарию. Какие ресурсы понадобятся.
Отправьте своих подчиненных к их командам, чтобы они разработали видение плана действий на каждый сценарий. Ваши подчиненные также должны быть в ресурсе, идя в свою команду с этими сценариями.
Соберитесь снова со своей командой и соедините вместе все планы по каждому варианту. Детально, подробно.
Распределите между департаментами ответственность по КТО, ЧТО, КАК и КОГДА во времени по каждому варианту исходов.
Встречайтесь если не каждый день, то через день, чтобы в текущем времени, имея новые вводные по ситуации, корректировать сценарии и действия.
Когда ситуация стабилизируется, определитесь вместе с командой, какой из сценариев, который вы заранее предварительно разработали, наиболее рабочий и эффективный в текущей ситуации.
Начните действовать по разработанному плану.
Это поможет руководителям и сотрудникам переключиться, так как эти встречи будут проводиться часто. Действия введут людей в ресурс и дадут им веру в то, что вы справитесь как бизнес и как команда. Люди получат понимание не только возможных сценариев, но и того, что конкретно вы будете делать. Это также поможет сотрудникам почувствовать себя нужными и полезными, подготовив всех заранее к возможно непростым управленческим решениям. Все это поможет значительно снизить стресс и пройти через непростые времена, готовясь к конкретным действиям, а не переживая ежедневный стресс без какой-либо надежды.