Читайте также
Павел Чинарев: «Я главный антагонист России»
Ольга Сутулова: «Сценарий мне прислали в зашифрованной папке»
Развод по-турецки и погружение в мир Льва Толстого: пять сериалов июля

Риналь Мухаметов: «Было интересно побыть франтом»

Актер рассказал о сериале «Чистые», роли Курта Кобейна в создании его героя и записи альбома
Алексей Орлов / Ведомости
Алексей Орлов / Ведомости

На сервисе Wink идет откровенная детективно-историческая драма «Чистые» – необычная история про куртизанок в Санкт-Петербурге начала XX в. Одну из главных ролей в проекте сыграл Риналь Мухаметов. Он рассказал «Ведомости. Городу» о «конвейерном» кино, желании сыграть в «Божественной комедии» и записи нового музыкального альбома в стиле лапидарного электронного поп-рок панка

– Время действия «Чистых» – начало XX в., но пороки и поступки людей смотрятся современно. Как считаете, с чем это связано?

– Мое главное открытие на сегодня заключается в том, что мы не меняемся, к сожалению. И сериал «Чистые» грустное тому подтверждение. Мы придумываем прекрасные вещи в области технологий, культуры, искусственного интеллекта, меняются мода, тенденции, события, но чувства и эмоции людей остаются прежними.

– Значит ли это, что люди по своей природе порочны? Могут ли они измениться?

– Не знаю насчет возможности измениться, но мы должны попытаться это сделать. Высший пик эволюции случится тогда, когда люди совершат ребрендинг своих чувств и поймут, что истинная ценность жизни заключается не во власти, деньгах, а в самом человеке. Мы должны научиться быть внимательнее друг к другу, слушать и слышать других, доверять и любить.

И наш проект – про людей с чистыми помыслами, которые должны творить грязные вещи. Кажется, что чистые и наивные с виду люди оказываются ужасными монстрами. Я думаю, так устроена жизнь. И тут дело за человеком – что выбираешь ты? Либо ты поддаешься своей природе, либо работаешь над собой и стремишься измениться к лучшему. Это сложно, но возможно.

Алексей Орлов / Ведомости
Алексей Орлов / Ведомости
– Как вы для себя определяете, что вы можете доверять человеку и верить тому, что он делает и говорит?

– Хороший вопрос! Интуитивно. Есть какое-то природное чутье, которое реагирует на правду или ложь. Но не всегда я бываю прав в своих оценках людей. Иногда промахиваюсь, но чаще в хорошую сторону. Сомневаешься, а человек оказывается прекрасным. Я стараюсь быть оптимистом.

– Что вас заинтересовало в проекте «Чистые» и вашем герое?

– Мой герой Дмитрий заинтересовал своей неопределенностью в плане характера – он не хороший и не плохой. Он не жадный и не щедрый, не богатый и не бедный. Он не подходит под стереотипы и шаблоны.

В моем герое есть что-то от Курта Кобейна – он такой же поэтичный, у него есть этот легкий вечный дурман от жизни, желание быть свободным и непосредственным, независимо от статуса и денег. Дмитрий находится в состоянии этакого нервоза в отношении той стороны жизни, с которой ему приходится сталкиваться и которая кажется ему грязной – а для него это власть и деньги.

Еще понравилось, что Дмитрий в сценарии был написан особым, поэтичным слогом. Вообще весь проект не про «сегодня», здесь нет прямолинейных социально-бытовых диалогов. Текст более литературный в своей подаче, и это меня пленило. Сразу появляется магия, поэтичность, которая тянет за собой метафизичность. Это позволяет тебе мечтать – за это я и ценю искусство, оно превращает знакомые вещи во что-то новое, невесомое и неизведанное.

– У вас есть любимая историческая эпоха?

– Наверное, барокко, все, что связано с XVIII в., все эти кружева, вензеля. Еще Серебряный век мне импонирует. Это время, наполненное полетом мыслей, чувств, идей, мифами и сказками. Воздух был заряжен чем-то новым.

Интересен авангард – в механике творцы находили чувства и эмоции. За набором линий и геометрических фигур может скрываться изображение человека или корзины с фруктами. Искусство дает возможность самому воображать, узнавать образы. Мне нравится нетипичное искусство.

– В «Чистых» как будто нет полностью положительных героев. Если вы играете такого персонажа, как оправдываете его или объясняете поступки? Ведете какой-то внутренний диалог?

– Дмитрия я оправдываю тем, что он, как любой человек, имеет право на ошибку, совершает их, но пытается исправить. Объясняет это, наверное, своей любовью. В одной из сцен он признается, что раньше не испытывал крепких, сильных чувств, но не договаривает, что начинает их испытывать.

В Стеше (одна из героинь-куртизанок в исполнении Дианы Милютиной. – Прим. «Ведомости. Город») вначале он первым делом видит возможность стать счастливее, а не богаче и успешнее.

Алексей Орлов / Ведомости
Алексей Орлов / Ведомости
– Каково было снова поработать с Федором Бондарчуком, который сыграл одну из главных ролей в этом проекте? У вас уже сложился настоящий тандем – в чем разница работы с ним как с режиссером или актером?

– Мне не хватило – у нас было только одно пересечение на площадке. Но всегда интересно встретиться, поговорить, обменяться информацией. Совместная с Федором Сергеевичем работа – это всегда интересно и весело, что для меня важно.

Тандем сложился прекрасный, но я почему-то не замечаю этой разницы. Многое зависит от настроения, конечно, моего и Федора Сергеевича, но в целом вся работа происходит с каким-то дружеским вниманием. Я очень ценю эти моменты.

– Расскажите о «Чистых» с визуальной точки зрения – в проекте очень красивые костюмы, антураж. Каково было сниматься в таких костюмах и обстановке? Помогает ли это в процессе вхождения в роль?

– Это большой труд гримерного и костюмного цехов. Приятно было примерить на себя костюмы этой эпохи – это некий панцирь, портал в пластику того времени. Мне это очень помогает перевоплотиться на площадке. Когда надеваешь такие вещи, они влияют на тебя, это перетекает в пластику не только тела, но и речи.

Гримеры, правда, расстроились, что в случае с моим героем мы отказались от усов. Но все равно был создан такой флер мачизма, щегольства. Было интересно побыть франтом.

Биография

Риналь Мухаметов родился 21 августа 1989 г. в поселке Алексеевское, в Татарстане. В 2012 г. окончил Школу-студию МХАТ, курс Кирилла Серебренникова. Был одним из ведущих актеров труппы «Гоголь-центра». Играл в постановках «Спасти орхидею», «Сон в летнюю ночь» и не только. Прославился благодаря блокбастерам Федора Бондарчука «Притяжение» и «Вторжение», где перевоплотился в пришельца Хэкона. Сыграл в фильмах «Без меня», «Временные трудности», «Холодное танго», «Битва», а также в сериалах «Оптимисты», «Оффлайн», «Пищеблок-2», «Чистые» и др. Попечитель фонда «Подари жизнь». Пишет и выпускает музыку под псевдонимом RINAL. В 2021 г. выпустил сингл «Силуэт», который стал саундтреком сериала Happy End. Тогда же состоялся релиз одноименного сольного альбома и клипа «Запах эвкалипта». На сцене Риналь выступает в московском кабаре Crave в шоу Crave Airlines.

– Вы как-то говорили, что всегда хотели стать комедийным артистом. Что сложнее – рассмешить или растрогать зрителя? И почему так?

– Мне комедии всегда нравились больше, чем драмы. Для меня было неожиданно, что в кино я зашел именно через драматические роли, а комедийные пришли чуть позже.

Насчет того, что сложнее: и то и другое – дар, навык и опыт. А самому мне больше нравится, когда зрители грустят и улыбаются одновременно. Это высший пик всего и вся. Это лирично и романтично.

– Есть ли мысли вернуться на театральные подмостки?

– После «Гоголь-центра» это сложно. Но я рад и пребываю во вдохновенном трепете от того, что оказался в доме, именно доме, а не просто театре, под названием Crave.

Проект Crave Airlines стал открытием для меня и друзей. Он сделан в жанре кабаре, это развлекательно наполненное шоу. Я рад, что оно не совсем плоское – местами есть о чем задуматься, и это оказалось очень интересным опытом. Вне Crave я пока возможность работы в театре не рассматриваю. Но все зависит от предложений – пока не было таких, которые бы бросили мне вызов.

– Каким должен быть проект, чтобы вы заинтересовались в нем?

– Давно мечтаю исполнить роль лермонтовского Демона, сделать что-то по «Божественной комедии» Данте или по мифам про Аида и Персефону. Возможно, нечто фэнтезийное, философское, что-то из Стругацких. Я люблю, когда идет смешение мифологии, философии, фэнтези и притом обсуждаются насущные социальные темы, но они подпитаны поэтичностью и метафоричностью.

– Какое место в вашем творчестве сейчас занимает музыка? Есть планы на запись или выпуск нового альбома?

– Занимает место под солнцем. Я планирую выпустить альбом, который будет поделен на две части, – это своего рода эксперимент с разными звукорежиссерами, музыка будет с разным характером. Музыка для меня – авторский поиск, проба. Свой стиль описываю как лапидарный электронный поп-рок панк. Это название заставляет улыбаться, но в нем считывается характер. Для меня этот новый альбом – соревнование с самим собой. Точно могу сказать, что новая пластинка будет лучше того, что я уже выпускал.

– Вы говорили, что после 1980-х годов в музыке люди стали делать конвейерный продукт. Нет ли такого же ощущения в кино?

– В 1970–1980-х гг. было больше экспериментов. Конвейерными были 1990-е гг., но потом наступило новое тысячелетие, 2000-е гг., – я, кстати, заметил, что на стыках эпох случается самое интересное. Тогда и произошел рассвет хорошей рок-музыки с отличными текстами. Тогда возникли «Агата Кристи», Земфира (признана в России иноагентом) и другие прекрасные группы и исполнители. Кино сейчас и правда стало похоже на конвейер, но с точки зрения того, что появилось очень много нового контента. И тут вопрос к потребителю – что он выбирает.

– Какие проекты у вас сейчас в работе?

– Могу сказать про два потрясающих комедийных авантюрных эксперимента. Я обожаю такое – пан или пропал. Это проекты Павла Тимофеева «Качели» и Романа Прыгунова «Красная Поляна». Еще в работе детективная психологическая история «Похищение» Кирилла Плетнева. Плюс я продолжаю выступать с шоу Crave Airlines и готовлю EP (мини-альбом от английского Extended play. – Прим. «Ведомости. Город») примерно из 14 композиций.

Самое популярное
Культурный город
Билет в пару кликов: в Москве упростили посещение культурных мероприятий
Городские власти прислушались к пожеланиям жителей столицы
Городская недвижимость / Мнение
Офис как актив
Почему важна мультиформатность в новых бизнес-центрах
Наш город
Вишневый сад по-новому: на севере Москвы благоустроили парки и скверы
Общественные пространства преобразились в Коптеве и Тимирязевском районе
Свободное время
Заливное, икра и подарки: где и как провести праздничную ночь
В новогодних программах столичные рестораны сочетают традиции и креатив
Наш город
В Москве появился новогодний поезд, а медведи впали в спячку – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Москва 2030 / Мнение
Синергия красоты
Как городские фестивали влияют на экономику столицы
Москва 2030
«Зима в Москве»: в каких благотворительных акциях могут поучаствовать горожане
Добрые дела найдутся для каждого, кто готов помочь
Москва 2030
Развлечения с пользой для здоровья: в Москве открылись катки и лыжные трассы
Власти города уделяют большое внимание развитию инфраструктуры для массового спорта, говорят эксперты
Москва 2030
Столичному бизнесу предложили конкурсы и гранты на новогоднее оформление
Призовой фонд главного конкурса на лучшее оформление составляет 700 млн рублей
Наш город
Алексей Фурсин: «Вопрос о сокращении ДШИ у нас в повестке никогда не стоял»
Руководитель департамента культуры Москвы опроверг слухи о сокращении детских школ искусств
Наш город
Деловой подход: в Москве прошел конгресс по бизнес-туризму стран БРИКС
Участники Meet Global MICE Congress: BRICS Edition поделились впечатлениями о мероприятии
Свободное время
Отели, кафе, экскурсии: что советует туристам ИИ-помощник на Russpass
Сервис начал предлагать путешественникам индивидуальные рекомендации
Свободное время
Куда пойти в выходные 21–22 декабря
Самые интересные события в Москве
Культурный город
В Москве состоялся концерт Аиды Гарифуллиной
Оперная певица выступила на сцене Большого зала Московской консерватории имени П. И. Чайковского
Наш город
Департамент культуры Москвы опроверг информацию о закрытии школ искусств
В ведомстве сообщили о планах развивать и модернизировать детское допобразование