Елена Царева: «Препятствий для выхода наших вин на международную арену нет»

Директор по стратегическому развитию направления b2c Simple Group – об импортозамещении в отрасли
SimplePrivé
SimplePrivé

В январе – марте в России произвели 12,4 млн декалитров вина, что на 11,6% больше, чем за аналогичный период 2024 г., писала в конце апреля «Ведомости. Аналитика» со ссылкой на данные Минсельхоза. Лидерами среди регионов стали Краснодарский край и Крым, на которые пришлось более 60% от всей выпущенной в стране продукции. Елена Царева, директор по стратегическому развитию направления b2c Simple Group, основательница премиального винного сервиса SimplePrivé, рассказала о развитии виноделия в России, перспективных нишах для отечественного продукта и о тренде на безалкогольное вино.

«С погодой, увы, ничего не сделаешь»

– Что сейчас происходит на рынке отечественного виноделия? Растет ли выпуск продукции?

– Да, выпуск винодельческой продукции, конечно, растет. Усилия правительства направлены на то, чтобы увеличить этот рост, расширить площади, предназначенные для виноделия, стимулировать производство. Каждый год мы наблюдаем рост в декалитрах. Но свои коррективы вносит погода: например, у винодела может быть прекрасный урожай, который в последний момент вдруг превратится в ничтожно малый. С этим, увы, ничего нельзя поделать.

Важно понимать, что виноделие – это игра в долгую: сначала виноградники нужно засадить, потом вырастить виноград, ухаживая за ним, и лишь спустя минимум четыре года будет понятно, какое вино получится. К сожалению, у виноделов сохранилось не так много исторических документов, из которых можно узнать, какие сорта высаживались на тех или иных территориях, поэтому сегодня все производители находятся в состоянии эксперимента и на личном опыте изучают, какой виноград проявит себя лучше всего.

– Какие регионы и виноделы формируют отрасли?

– Традиционно, конечно, основные регионы – это Краснодарский край и Крым: здесь сосредоточено наше виноделие. Сейчас развивается также Ростовская область, но это уже зона рискованного, северного виноделия. Среди известных отечественных виноделов, на мой взгляд, можно отметить такие бренды, как «Галицкий и Галицкий», «Усадьба Мезыбь», «Сикоры», «Скалистый берег», «Шато Талю», «Усадьба Дивноморское». Это самые передовые хозяйства на сегодня – лидеры нашего виноделия.

– Как изменился рынок российского вина за последние три года? Можно ли сказать, что внешние ограничения пошли нам на пользу и насколько они в целом затронули отрасль?

– Из России ушло много брендов и представительств, которые работали здесь годами. Виноделам стало сложнее (и дороже) покупать и оплачивать новое оборудование, саженцы. А ведь виноделие постоянно требует новых технологий. Но с точки зрения потребителя рынок не так сильно изменился, потому что прямых ограничений на импорт у нас нет.

Рынок – это живая структура: бизнес не останавливается, работа продолжается, отечественное виноделие развивается. Со стороны покупателей к нему есть интерес, что стимулирует производителей преодолевать преграды. Многие процессы усложнились, но рынок заинтересован в том, чтобы российского вина стало больше и оно становилось еще более качественным.

– Насколько успешно для отечественных потребителей и ресторанов российский продукт заместил зарубежный?

– Сегодня 20% от винной карты каждого ресторана должны составлять российские вина. Но отечественных вин, особенно высокого уровня, на текущий момент не хватает. На рынке присутствует большой дефицит качественного вина, которому доверяет потребитель. Главный дефицит – это шампанские и игристые. Они требуют длительной выдержки, да и сама технология отличается. Эти вина сейчас очень востребованы у потребителей, поэтому многие хозяйства, даже те, кто исторически не делал игристых вин, пытаются их производить. Уже есть интересные бренды, и мы с нетерпением ждем, когда появятся новые винтажи, новые урожаи игристых, чтобы потребитель мог их попробовать и оценить.

«Даже один гектар винограда стоит дорого»

– Французские и итальянские вина во всем мире уже стали брендом сами по себе. Есть ли у российского вина шанс встать с ними в один ряд для международных потребителей?

– Французскому виноделию уже много столетий, а итальянское очень сильно развивается последние 100 лет. Еще есть более молодые в этом плане испанцы, американцы, Австралия, Новая Зеландия. Каждый из этих производителей уже смог завоевать свое место на рынке. Но, конечно, для международного рынка мы еще очень молоды.

Сначала нашим виноделам нужно выбрать терруар (продукт, выполненный из сырья, выращенного в определенной местности. – «Ведомости. Город») и сам виноград, дождаться, чтобы лоза стала взрослой. Множество факторов должны совпасть в идеальной точке, должен пройти не один год и даже не одно десятилетие. Плюс пиар и маркетинг для того, чтобы выйти на международную арену. Тут можно вспомнить историю о том, что «Супертоскану» (общее название красных тосканских виноградных вин, исторически нетипичных для региона. – «Ведомости. Город») сделал популярной успех у журналистов: именно их поддержка вызвала повышенный интерес к такого рода винам.

Так что у нас должна быть большая информационная база. Потому что на сегодня российское вино, особенно автохтонных сортов, таких как «Красностоп золотовский», для международного рынка – это экзотика, вызывающая интерес. Нужно его правильно подогревать.

– Есть ли у отечественного вина потенциал как серьезного экспортного продукта?

– С точки зрения закона препятствий для выхода наших вин на международную арену нет. Поэтому, думаю, постепенно российское вино займет достойное место на мировом рынке. Но пока отрасль бурно и активно развивается, гораздо проще продавать продукт здесь, на российской территории. Когда объем производства увеличится, наше вино сможет заявить о себе в мире – конкурентные преимущества у нас есть.

Елена Царева

Работает в Simple Group с 2002 г. За этот период создала и возглавила первый в отрасли отдел по работе с частными и корпоративными клиентами SimplePrivé. Он представлен не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и по всей России. В подразделении трудится более 250 сотрудников.
Ключевые проекты:
2003 – первое участие в кампании En Primeur
2010 – запуск интернет-витрины SimpleWine
2011 – запуск мобильного приложения iSimple (сейчас SimpleWine)
2019 – создание премиального винного сервиса SimplePrivé
2023 – запуск мобильного приложения Fine & Rare Wine

– Достаточную ли поддержку оказывает государство нашей винной отрасли? И должно ли государство вообще вмешиваться в эту сферу?

– Я считаю, что государство вмешиваться должно, потому что сельское хозяйство – очень затратная и рискованная отрасль. Можно вложить колоссальные средства в производство и в выращивание винограда – и лишиться урожая просто из-за погоды и особенностей климата. Даже один гектар винограда стоит дорого, а ведь 30 или даже 50% саженцев рискуют не прижиться. Государство уделяет серьезное внимание отрасли и постепенно ее усиливает, чтобы помочь тем людям, которые решили заниматься виноделием, достичь серьезных, стабильных результатов. В 2022 г. был запущен федеральный проект, стимулирующий развитие виноделия и виноградарства в стране. Это важная инициатива, которая продолжается и сегодня. Она помогает виноделам получать субсидии и финансовую помощь. Кроме того, появилась новая форма собственности – крестьянско-фермерское хозяйство. Она может использоваться в виноградарстве и помогает получать определенные льготы, гранты, налоговые послабления.

Есть также и косвенные меры, которые влияют: так, в прошлом году пошлины на вина из недружественных стран были подняты в два раза. Это открывает дорогу отечественным производителям. Уже несколько лет на самом важном нашем российском мероприятии – Петербургском международном экономическом форуме – есть кластер «Виноград», где представлены все российские виноделы. Они получают прямой доступ к участникам события: могут поделиться своей историей, представить свой продукт, завязать деловые связи, показать свои возможности и потенциал. И такой кластер появился не только на международном, но и на других форумах, которые проводятся в России.

Еще один принципиальный, на мой взгляд, момент – различные ярмарки, фестивали, конкурсы и рейтинги. Для тех, кто интересуется вином, это очень важно.

И конечно, стоит упомянуть развитие винного туризма, которое также поощряется государством. Людям нравится путешествовать, общаться с виноделами, пробовать продукцию. Да, пока гостиничный и ресторанный секторы на винодельнях у нас не так развиты, как в Европе, но виноделы стараются предоставлять туристам возможность приехать, познакомиться с хозяйством, посетить виноградники и погреба, провести дегустацию, поговорить с владельцами и энологами. Так в том числе формируется культура потребления вина.

«Тема вина сегодня на пике интереса»

– Интересуются ли инвесторы российским виноделием и, если да, существует ли портрет такого инвестора?

– Российское виноделие становится частным, и, безусловно, интерес к нему постоянно растет. Инвесторы – это чаще всего люди, которые уже добились серьезных успехов в других областях бизнеса и испытывают интерес непосредственно к вину, потому что вино – предмет неутилитарный: это и история, и культура, и сельское хозяйство, и даже наука. Виноделие – не бизнес, а служение: настоящий винодел готов всецело посвятить себя любимой теме.

– Насколько в России сформирована винная культура? Что нужно делать, чтобы люди отдавали предпочтение качественному продукту?

– Я считаю, что русский человек очень быстро учится. Можно говорить о том, что исторически у нас больше развито потребление, например, водки и других напитков, но тема вина сегодня на пике интереса. Все больше людей задумываются о том, что вино не просто напиток, который мы употребляем с едой. За ним история, люди и культура. Очень важно развивать знания о культуре потребления вина. У нас в винотеках Simple Wine проходят регулярные дегустации, на которые можно записаться, чтобы послушать рассказ про каждое вино. Мы много времени и сил уделяем такому просвещению. И наша целевая аудитория постоянно расширяется: людей, которые интересуются хорошим продуктом, с каждым годом становится все больше.

– Как будет развиваться российское виноделие в ближайшие 5–10 лет? Есть ли тенденции?

– Российское виноделие будет развиваться стремительно, а качество вина станет расти очень быстро. Появятся и новые хозяйства, и признанные звезды. Произойдет более серьезное расслоение на массовый и топовый сегмент. Будет расти интерес к шампанскому, и я уверена, что у нас скоро появится очень достойный продукт. Кроме того, есть мировой тренд на безалкогольные вина: на него российским производителям тоже стоит обратить внимание. Интерес к этому продукту только растет, и эта тенденция, очевидно, сохранится.-

Самое популярное
Другие города
Архитектурный дайджест: больница-сад, платный балкон в Вероне и колоссы Мемнона
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Наш город
Мороз и солнце: синоптики предупредили о резком похолодании в Москве
В столичный регион на неделе придут холода и безоблачная погода
Другие города / Мнение
Побережья будущего
Почему нужно обучать молодых архитекторов проектировать пространства у воды
Свободное время
Лучшие катки Москвы: покататься на коньках зимой 2025–2026 с ценами и адресами
Главные места для катания на коньках для взрослых и детей
Наш город
Город для людей: что такое урбан-психология и как она влияет на человека
В России развивается новая дисциплина, изучающая взаимоотношения человека и городской среды
Горожане / Мнение
Гений места
Как известные личности создают городские бренды
Городская недвижимость
«Вавилонская башня»: как офисы справляются с множеством резидентов
Владельцы БЦ для этого стали чаще привлекать партнерские УК
Наш город
Дожди, гололедица и холод: какая погода ожидается в Москве на выходных
Новый циклон, пришедший с северо-запада, принесет морозы в столичный регион
Наш город
Андрей Лихачев: «Будущее жилья – там, где технологии встречаются с комфортом»
Генеральный директор «Рублево-Архангельского» – о создании качественной городской среды при помощи инноваций
Свободное время
Прогулки, SPA и тишина: где встречать Новый год в Подмосковье
Обзор готовых программ для отдыха за городом
Свободное время
Рождественские фестивали и смена ритма: куда пойти в выходные 20–21 декабря
Только интересные события в Москве
Культурный город
Не ремейк, а киноквест: каким получился новый «Шурик»
Новогодний музыкальный фильм ТНТ, вместивший около 70 отечественных звезд, вышел на большие экраны
Наш город / Мнение
Зимняя мобильность
Как выстроить единую систему комфортной среды для семей зимой
Свободное время
Какие отели выбрать для празднования Нового года в Москве
В центре внимания – готовые сценарии для идеального торжества
Культурный город
От Малевича до Шагала: пять самых известных шедевров Новой Третьяковки
Работы русских авангардистов, представленные в здании на Крымском Валу