Как бывший социальный работник из Югры зарабатывает миллионы на продаже пирожков
Чтобы не скучать на пенсии, бывший соцработник Елена Шемякина из Югры решила стать предпринимателемВ 2019 году Елена Шемякина от скуки приобрела франшизу «Любимая пекарня» и открыла свою первую точку по продаже свежей выпечки. Сейчас Елена Шемякина развивает уже две пекарни с выручкой 14 млн руб. и планирует масштабировать сеть до пяти точек в Когалыме, а после открыть заведение в Москве.
До старта предпринимательской карьеры 15 лет я проработала соцработником. За это время смогла дорасти до должности руководителя Управления социальной защиты населения города Когалым (ХМАО), но в 2018 г. ушла с госслужбы. У меня случилось профессиональное выгорание, и я решила выйти на пенсию в 50 лет. На Севере женщины могут так сделать, если у них есть двое детей.
Сидеть дома без дела мне не хотелось, поэтому в 2019 году я открыла мини-пекарню на первом этаже жилого дома под брендом «Любимая пекарня». Идея для бизнеса подвернулась случайно, еще в 2010 г. в отпуске в Барселоне. Там меня впечатлили небольшие придомовые пекарни, где была вкусная и свежая выпечка по доступной цене. Такие заведения пользовались большим спросом у туристов и местных жителей. Чтобы купить свежеиспеченный круассан, нужно было отстоять очередь. Я подумала, как было бы здорово открыть такую мини-пекарню в Когалыме, чтобы жители дома могли спуститься за хлебом прямо в тапочках. Но тогда я была увлечена построением карьеры в госсекторе. Реализовать эту затею удалось лишь на пенсии.
Развивать собственный проект я решила по франшизе, так как у меня не было бизнес-опыта, а с пекарским делом была знакома на бытовом уровне: пекла дома пироги. Из нескольких франчайзинговых компаний выбрала бренд «Любимая пекарня». Их условия понравились мне больше всего. Стоимость франшизы составляла 250 000 руб., а ежемесячные роялти – 3%. Компания помогает выбрать наиболее привлекательное место для будущей точки и необходимое оборудование, обучает персонал, а также предоставляет юриста и технолога. Например, юрист от франчайзи занимается подготовкой документов для налоговой, консультирует, если в пекарню приходит Роспотребнадзор и помогает в решении других юридических вопросов. Хотя технолог занимается разработкой меню для пекарни, партнеры также могут внедрять в заведения собственные рецепты выпечки. Все это значительно упрощает ведение бизнеса, создается ощущение, что ты не один.
Первую пекарню открыла в жилом доме, в помещении площадью 79 кв. м, разместила склад, прилавки, печь, кофемашину и зону с двумя столиками, чтобы посетители могли перекусить прямо там. Запуск первой точки обошелся мне в 2,5 млн руб. Эти деньги ушли на покупку франшизы и оборудования, ремонт и аренду помещения для будущей пекарни, закупку сырья и т. д. Большую часть средств я взяла в кредит, а так же воспользовалась городской программой для малых предпринимателей, которая предоставляет 250 000 рублей на запуск и развитие социально значимых проектов. Мой бизнес как раз попадал в эту категорию.
Бизнес с препятствиями
Будучи новичком в бизнесе, я не раз попадала в трудные ситуации и совершала ошибки. Например, при запуске первой пекарни мне попались недобросовестные строители. Они попросили деньги за свою работу вперед, а после оплаты испарились.
Открытие общепита в жилом доме нужно согласовывать с его жильцами. Но жители дома, в котором я собиралась открыть пекарню, переживали, что в их квартирах будут запахи и заведутся насекомые. Мне пришлось приложить немало усилий, чтобы их переубедить. Я обошла каждую квартиру, познакомилась с собственниками и рассказала им, как будет работать заведение. Это подействовало, и жители согласились.
У нас в городе нет профессиональных учебных заведений, где готовят пекарей. Это осложняло поиск людей в команду. Первое время из-за нехватки специалистов мне часто самой приходилось готовить выпечку и вставать за кассу. Но позже благодаря помощи знакомых удалось найти сотрудников в том числе из соседних городов. Сейчас в первой точке работают три человека: продавец, кухонный работник и пекарь, во второй – два сотрудника: продавец и повар. У всех специалистов фиксированная заработная плата, также они получают 3% от продаж и премию в конце месяца, если перевыполняют план продаж. Это стимулирует персонал продавать больше выпечки.
Успех заведения зависит от настроения его сотрудников. Свою команду я прошу приветливо встречать посетителей. Клиент всегда чувствует, когда работа выполнена с любовью и заботой, и ему хочется вернуться. Кроме того, я уверена, что тесто все чувствует, поэтому его нужно замешивать только в хорошем настроении. Иначе оно не поднимется. Эту гипотезу мы проверили на собственном опыте.
Но самым сложным испытанием для меня оказалась пандемия, которая началась спустя три месяца после открытия пекарни. Когда объявили режим самоизоляции, мы еще не успели встать на ноги. Пекарня работала на вынос, но люди боялись выходить из дома даже в магазин. При этом каждый месяц нужно было платить 250 000 руб. за аренду помещения. Арендовать коммерческое помещение в Когалыме стоит дороже, чем в спальном районе Москвы. Тут мне пригодились навыки коммуникации и умения договариваться с людьми, которые удалось выработать за время работы социальным работником. Собственник помещения пошел на уступки и снизил стоимость аренды до 170 000 руб., а также предоставил рассрочку по платежам. После отмены режима самоизоляции дела стали налаживаться. Засидевшиеся дома люди стали приходить в пекарню, чтобы побаловать себя свежей выпечкой и сладостями. Уже в конце лета 2021 г. выручка пекарни в месяц стала приносить 700 000 – 800 000 руб.
А в январе 2022 г. я открыла вторую точку уже в отдельном помещении, рядом с городским рынком. Она чуть меньше по площади – 58 кв. м., и ассортименту. Запустить вторую пекарню было легче: я учла свои ошибка и понимала, на чем можно сэкономить. Например, часть оборудования взяла бывшим в употреблении: морозильник, фритюрницу, тележку для противней. Вместо двух холодильников взяла один, но больше по размеру. У него две секции и двери-купе. Два холодильника для первой пекарни обошлись мне почти в 100 000 руб., а за двухдверный холодильник я отдала всего 25 000 руб. В общей сложности на открытие второй пекарни я потратила около 1 200 000 руб. Часть вложений составили собственные накопления, часть я взяла в кредит, к тому же смогла договориться со строителями о рассрочке платежей на 3 месяца. Сейчас по кредиту мне осталось выплатить 150 000 руб.
В борьбе за гостя
Когда я открывала первую точку, у нас в городе уже работала пара заведений похожего формата. Чтобы выделиться среди конкурентов, я сделала ставку на рецепты с местными продуктами. Например, мы печем пироги с брусникой и черникой, которую закупаем у хантов. Также мы не используем усилители вкуса и добавки. Начинали с 80 позиций в меню, сейчас в нашей продуктовой линейке около 200 наименований – это батоны, багеты, сладкие и сытные пироги, традиционные удмуртские пирожки кокроки, а также манты, пельмени, хинкали и вареники ручной лепки. Вторая точка в среднем приносит 700 000-800 000 руб. в месяц.
В общей сложности оба заведения посещают до 400 человек в день. В привлечении клиентов нам помогают «сарафанное радио» и рекламные флаеры. Выручка с двух точек за 2022 год составила около 14 млн руб.
Мы продаем хлеб, но зарабатываем на пирожках, которые приносят 80% выручки. Хлеб – не высокомаржинальный продукт, его наценка составляет максимум 1-2%. Наценка на пирожки и кондитерские изделия примерно составляет 10-15% от всех затрат на производство.
Мои пекарни – это не только бизнес, но и социальный проект. Все-таки 15 лет работы в социальной службе не выкинешь. Мы участвуем в городских социальных акциях, например, бесплатно передаем хлеб и выпечку ветеранам, инвалидам и малообеспеченным семьям.
Рискнуть репутацией и деньгами
Открывать бизнес в 50 лет было страшно. Я боялась, что останусь без денег и мне нечем будет выплачивать кредит. Еще был страх не оправдать чужие ожидания. Город у нас маленький, и все знали меня благодаря службе в Управлении социальной защиты. Не хотелось упасть в грязь лицом. Но дети поддержали меня в моем начинании и сказали: «мама, надо пробовать». Сейчас я уже в меньшей степени переживаю о том, что думают обо мне другие люди.
За время развития собственного проекта я научилась идти на риск и быстро находить выход в сложных ситуациях. Например, в день открытия первой точки у нас сломался тестомес. Без него пекарня работать не может. Передо мной стоял выбор: ждать, когда оборудование починят по гарантии, и перенести открытие пекарни на другой день или быстро найти специалиста с улицы, который сможет отремонтировать тестомешалку за несколько часов до открытия. Будучи наемным сотрудником, я бы выбрала первый вариант, но когда ты предприниматель, тебе приходится рисковать.
В этом году я хочу открыть еще одну пекарню и пельменную в единственном торговом центре в городе «Галактика». Моя цель – увеличить сеть до пяти точек в Когалыме и открыть еще одну поближе к столице. Мой сын уже присмотрел место для пекарни в Мытищах. Но пока это все в планах.