Магия на экране: как булгаковская мистика превратилась в банковскую рекламу
Рассказываем, что было за кадром нового ролика ВТБ по роману «Мастер и Маргарита»В имиджевой кампании «ВТБ ‒ это классика» – новая серия. На этот раз авторы обратились к знаменитому произведению Михаила Булгакова. В минутном ролике оживает один из самых ярких эпизодов романа – сеанс черной магии в театре Варьете. Булгаковская фантасмагория, однако, получает современное звучание и иное развитие событий. Режиссеру-постановщику ролика Климу Шипенко вместе с командой удалось не только передать атмосферу мистической сцены, но и наполнить ее новыми смыслами, создавая по-настоящему завораживающее зрелище.
«Человечество любит деньги…»
Имиджевая кампания, объединенная единой концепцией «ВТБ – это классика», стартовала в сентябре 2024 г. На сегодня уже вышли ролики по мотивам произведений Пушкина, Достоевского, Гоголя, Тургенева, Грибоедова, Чехова, Островского, Ильфа и Петрова. Размышляя о том, как изменилась бы жизнь литературных героев, если бы в их время банк уже существовал, представитель ВТБ Дмитрий Брейтенбихер переносится в сюжет и помогает главным героям не совершать ошибок. Тем самым меняет знакомое всем окончание классических произведений на позитивное.
Выбор романа для очередного ролика кампании автор концепции Яна Завьялова, шоураннер, соавтор сценариев креативной кампании «ВТБ ‒ это классика», объясняет тем, что «Мастер и Маргарита» ‒ одно из самых ярких и известных произведений русской литературы XX в. «Нам было интересно попробовать вступить с ним в диалог», – отмечает она.
Знаменитый эпизод в театре Варьете, который лег в основу ролика, к тому же напрямую связан с темой финансов. Сначала все по классическому сюжету: дождь из купюр, дамский магазин с бесплатными нарядами… Но после появления банкира, который объясняет преимущества вкладов и кешбэка, Воланд и его свита решают: там, где есть ВТБ, нечистой силе делать нечего.
«Мы переосмыслили символы классического романа и адаптировали их под современность, ‒ объясняет Шипенко. ‒ Деньги могут легко превратиться в бумажки без грамотного подхода, а бутик бесплатной одежды отсылает к импульсивным покупкам, которые легко теряют смысл без мудрого распоряжения средствами».
Рассказывая о работе над роликом, Завьялова цитирует Воланда: «Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Обыкновенные люди…» Как отмечает Завьялова, сама суть банковской деятельности – решение этой «вечной проблемы» легальным путем.
Как в кино
Ролик создавался с тщательностью, достойной полнометражного кино. «Наши художники начали работу над костюмами и декорациями примерно за месяц, тут и произошла настоящая магия, ‒ делится подробностями Шипенко. ‒ В павильоне появился величественный фасад Варьете, а роскошные дамские платья засверкали миллионами страз». При этом режиссер подчеркивает, что перед командой стояла непростая задача: «Мы делаем не прямую экранизацию, а рекламный сюжет, где нужно емко передать узнаваемые образы. Нам нужны были актеры, которые передадут характер персонажей, а не просто внешнее сходство».
Создатели ролика не побоялись мистической ауры, окружающей практически все экранизации «Мастера и Маргариты». История знает немало странных совпадений: например, во время съемок фильма Юрия Кары 1994 г. в саду «Эрмитаж» прорвало трубу, что едва не уничтожило отснятый материал.
К вопросу о мистике Шипенко относится с иронией: «Думаю, хорошая подготовка и сплоченность смогли уберечь нас от всей «чертовщины». Гораздо больше режиссера-постановщика волнует другое: чтобы посмотревший ролик зритель сделал правильные выводы. «Классика вечна и всегда современна, ‒ считает Шипенко. ‒ Даже злые силы отступают перед силой рационального выбора банковских решений, в которых нет магии, но есть надежность». Завьялова добавляет: «Мне как творческому соавтору хотелось бы, чтобы зритель удивлялся и искренне ждал финала с мыслью: «Что они еще придумали?».
Именитые мастера
С такой же внимательностью к деталям сняты и другие ролики имиджевой кампании. Секрет качества прост: режиссерами-постановщиками выступают именитые мастера российского кино. Помимо Шипенко в создании серии участвовали Сарик Андреасян, Антон Мегердичев, Игорь Гринякин.
По словам Завьяловой, к созданию роликов подходят как к короткому метру: «Все принципы большого кино с кастингом, тщательным подбором сеттинга и костюмов соблюдаются. Поэтому нам важно работать с режиссерами, зарекомендовавшими себя в полнометражном кино».
Станет ли «ВТБ ‒ это классика» классикой российской рекламы? «Классика в буквальном переводе с греческого значит «образец», ‒ философски замечает Завьялова. ‒ Мы как авторы делаем все для образцового качества проекта, но станет ли он классикой в традиционном понимании, покажет время».
Пока же можно констатировать: банк создал уникальный формат, где реклама перестает быть просто инструментом продвижения и превращается в повод для культурной дискуссии.