Аэротакси, парки на крышах и коливинги по интересам. Какие технологии изменят жизнь москвичей
«Человек постепенно реализует сценарии научно-фантастических фильмов»В ближайшие десятилетия в Москве электро- и гиперкары будут выполнять функции такси и каршеринга, курсируя в беспилотном режиме. Жилые комплексы начнут строить по принципу маленьких городов, а москвичи поселятся в коливингах по интересам.
Умный город
В скором времени Москва начнет выстраиваться по принципу smart city (умного города). Жилые и инфраструктурные зоны станут образовываться вокруг различных точек притяжения. Речь идет не про торговые или гастрономические центры, а про специальные площадки с активностями для горожан. Одним из первых примеров может стать реконструкция дома культуры в Ватутинках, в котором кроме культурно-досугового центра создадут концертный и спортивный залы, а на территории разобьют небольшой сквер.
Также появятся центры компетенций, которые станут своеобразными коливингами для сообществ по интересам. Там можно будет жить, исследовать, производить, учиться и обмениваться опытом. Например, первая сеть коливингов в Москве – Colivium – полностью укомплектованное пространство, в котором живут близкие по духу профессионалы. В стоимость аренды уже включены места для работы, еженедельная уборка и коммунальные платежи. Также в Москве строится AFI Tower – первый в России коливинг-небоскреб высотой в 53 этажа. В нем предусмотрены залы для занятий йогой, тренажерные залы, спа-зоны, прачечные и парикмахерские.
Транспорт
Человек постепенно реализует сценарии научно-фантастических фильмов: к услугам москвичей будет не только беспилотное, но и аэротакси. В России уже есть тестовые зоны, где применяются такие инновации. Например, компания «Яндекс» запустила свой беспилотный сервис наземного такси в техногородке Иннополис еще четыре года назад. А в прошлом году начала тестировать беспилотники в Москве в окрестностях станций метро «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк». Правда, пока, согласно текущему законодательству, пассажира в салоне автомобиля должен сопровождать инженер-испытатель. Беспилотным транспортом в «Яндексе» занимается отдельная компания Yandex Self-Driving Group (Yandex SDG), которую в 2021 г. аналитики Morgan Stanley оценивали в $7 млрд. Разработки беспилотного транспорта также ведут «Камаз», «Урал», «Андроидная техника» и Фонд перспективных исследований (например, роботизированная платформа «Маркер») и др.
А в «Сколково» в мае этого года объявили о создании специальной зоны для тестирования беспилотных авиасистем (БАС) в условиях мегаполиса. В 2024 г. там протестируют беспилотное аэротакси.
Кроме того, в марте в правительстве утвердили программы ЭПР – экспериментального правового режима, позволяющего временно отменять действие законов и правил на определенных территориях. Этот режим позволит ускорить запуск беспилотного такси в городе.
Транспортная система Москвы станет умным, слаженным механизмом, способным регулировать движение и самостоятельно перенаправлять потоки машин. По всему городу заработает бесплатный WiFi, а светофоры начнут переключаться автоматически и централизованно в общей экосистеме города, а не только в локальных тестовых режимах.
Город станет более экологичным. Коммунальные и дорожные службы начнут использовать внедорожники на электротяге. Увеличится количество пешеходных зон и дорожек для электросамокатов и электровелосипедов, движение которых будет регулироваться. Горожане смогут ездить на электросамокатах и электровелосипедах, предварительно получив лицензии на управление особо мощными моделями.
Жилые комплексы
Дома начнут проектировать по принципу «каждый дом – это маленький город». В жилые комплексы войдут группы зданий, способных решать любые задачи жильцов в шаговой доступности. От парковок и детских садов до кинотеатров, клубов и библиотек. А сами здания будут отличаться интересным дизайном. Архитекторы станут использовать принципы деконструктивизма, которые еще в 1990-х гг. начала реализовывать ирако-британский архитектор Заха Хадид.
В жилых комплексах организуют смарт-управление для контроля за технической инфраструктурой объекта. Появятся автоматизированные точки общепита: кофейни, пиццерии, кондитерские, которые обслужат без кассира и продавца. С развитием современных государственных блокчейн-систем пользователи районов смогут голосовать на «Госуслугах» крипторублем за открытие в своем районе развлекательных центров или кафе. Фактически горожане станут соинвесторами или акционерами в деле развития важных для них элементов инфраструктуры для жизни.
Парки на крышах
В черте города будет больше парков по типу «Зарядья». Использовать вертикальное озеленение и так называемые висячие сады на зданиях будут чаще. Здесь важно соблюсти баланс между зелеными насаждениями и пространством для жизни. Поэтому актуальными станут различные подземные решения, акведуки и мосты, а также парки на крышах зданий. С помощью таких инфраструктурных решений город станет более зеленым и экологичным без ущерба для своей логистики и динамики.
Появятся трамвайные пути, засеянные газоном. Такое решение позволит не только сделать город более экологичным и привлекательным, но и снизит уровень шума от движущихся трамваев. В 2018 г. в качестве эксперимента трамвайные пути украсили травяным ковром напротив главного входа на ВДНХ. Таких зеленых зон в городе будет все больше. Также в столице будут развиваться городские вертикальные фермы, которые способны выращивать овощи и фрукты круглогодично в искусственных условиях внутри помещений. Причем без участия человека: поливать грядки и следить за температурой в теплице будет искусственный интеллект. Подобные проекты уже существуют. Использование городских ферм позволит не только развивать малый бизнес, но и обеспечивать жителей мегаполиса зеленью, фруктами и овощами в современных условиях санкций и ограничений.
Инновационные технологии будут делать нашу жизнь все проще и комфортнее. В бешеном ритме мегаполиса они позволят экономить время, энергию и ресурсы. И помогут городу развиваться разумно, чтобы следующие поколения москвичей могли жить в современной, технологичной и экологически безопасной столице.