Евгений Борисов: «К робототехнике нужно привлекать с детского сада»
Как увлечь ребенка инженерным творчествомВ век IT-технологий детям предлагают изучать робототехнику с самого раннего возраста. О том, как заинтересовать ребенка инженерным творчеством и помочь ему развить свой талант, в интервью «Ведомости. Городу» рассказал сооснователь компании по дополнительному образованию для детей и взрослых ООО «Хроники» Евгений Борисов.
– В России этому уделяется большое внимание. Создается сеть детских технопарков «Кванториум» (формат дополнительного образования, предназначенный для ускоренного развития ребенка), финансово поддерживаются инженерные конкурсы и проекты, проводятся соревнования. По закону в школах обязательно должна изучаться робототехника, хотя ее преподают только в половине из порядка 54 000 учебных заведений. Вопрос в том, сколько детей вовлечены в эти занятия, какое количество родителей могут позволить себе обучать ребенка, потому что не везде это бесплатно. Другая задача, которую необходимо решить, – это привлечение детей из детского сада.
– Есть, но занятия проводятся на программируемых наборах, что для маленьких детей сложно. Им хочется собрать своего робота и сразу играть, а педагоги их останавливают: говорят, что, прежде чем игрушка поедет, ее нужно запрограммировать через компьютер. Итог – детям становится скучно. По статистике, 80% детей в таком возрасте теряют интерес к робототехнике из-за того, что их заставляют программировать. Они забрасывают занятия неосознанно, и для нашей страны это большая потеря.
– Четкого возраста нет, надо смотреть на ребенка. Кому-то в 3,5 года тяжело соединять мелкие детали, но у него есть сильное желание, ему помогает мама или папа. Кто-то приходит в 10 лет, потому что раньше дома собирал конструкторы и сейчас у него «щелкнуло». Задача родителей – показывать детям возможности и наблюдать. Для начала можно дать ребенку простой конструктор и посмотреть, нравится ему или нет. В четыре года показать ему непрограммируемый набор и понаблюдать, сможет ли он собрать. Если ребенок готов, можно обучаться дальше.
– Помимо того что мы упускаем пласт детей из детского сада, еще есть проблемы с педагогами. Найти увлеченного преподавателя по робототехнике непросто. Обычно преподают либо учителя физики, либо информатики. Некоторые школы могут позволить себе отдельно нанять педагогов по робототехнике, но в рамках страны их очень мало. Кроме того, детям не объясняют престиж профессии. Сейчас есть тренд на легкие и быстрые деньги. Блогеры активно транслируют то, что проще пойти снять видео для соцсетей и заработать. В результате дети хотят быть похожи на золотую молодежь, а не становиться инженерами.
– Начать с ребят детского сада. Например, наша компания «Хроники» занимается разработкой мультивселенной «Хроники разбитого мира», в которой для каждого ребенка есть что-то свое. Мы объединяем кино, игры, книги и робототехнику, чтобы в раннем возрасте вовлекать детей с разными интересами в инженерное творчество. Одних на развитие фантазии и занятия робототехникой провоцирует чтение книги, других – мобильные или настольные игры. Наша миссия – работать с фундаментом, т. е. сделать так, что чтобы не 1000 детей заинтересовались робототехникой, а десятки тысяч. Недавно мы запустили франшизу, теперь наборы будут доступны и в регионах.
В детских садах и начальной школе помогут наши непрограммируемые наборы по робототехнике «Роби». В таких наборах есть моторчик и пульт управления. Задания довольно простые и увлекательные: например, собрать бабочку, нажать кнопку на пульте и запустить ее в полет. Игра не прерывается процессом программирования, поэтому у детей не пропадает интерес к инженерному творчеству.
– Да. В зарубежных наборах есть проблема с методическими материалами, с их адаптацией для российского рынка, в некоторых требуется знание языка С++. Но ведь в школах робототехнику не всегда преподают учителя информатики, поэтому возникает сложность – педагогу еще самому надо учиться. Мы же сделали проще: в каждом наборе есть подробная инструкция, как и что собирать, какие детали использовать. Перед сборкой детям рассказывают историю: например, что есть целый фантастический мир, где обитают роботы-бабочки, они работают в теплицах и помогают опылять. Их видел главный герой рассказа, а теперь и вы можете увидеть бабочку, самостоятельно ее собрав.
– В России нет компаний, которые бы создавали непрограммируемые наборы. Бывает, что в школах нет отдельного класса робототехники и приходится в и так плотное расписание ставить робототехнику в класс информатики. С нашими же наборами можно заниматься где угодно. Достаточно распечатать инструкции или вывести на проектор. Еще одна боль школ – нехватка аккумуляторов и батареек. Из-за этого ребята могут собирать конструкцию, но не видеть результаты своих трудов. В наших наборах батарейки не нужны, все работает на встроенных аккумуляторах и заряжается от шнура. За счет этого можно более экономно использовать школьный бюджет. Наборы недорогие, но по качеству не уступают наборам Lego.
– На 80% на Lego, еще есть американский конструктор Vex Robotics. Из отечественных компаний – R:ED, Robbo. Также есть азиатские наборы, но их меньше. Зарубежные бренды начали постепенно уходить, а спрос на развитие робототехники растет. У Lego своя среда программирования, она несложная, но детям приходится все объяснять, эти трудности их отпугивают. Нужна постепенность, у ребенка должно возникнуть естественное желание узнать, а что дальше. Дальше – программирование и новый мир.
– Срок службы набора, если хорошо за ним следить, составляет три года. Сейчас склады в России истощаются, и скоро школы начнут сталкиваться с дефицитом блоков управления, проводов. Lego сделали свою продукцию не особо ремонтно пригодной. Их можно восстановить, но они не будут выдавать прежнюю мощность. Также в наборах часто ломается микроконтроллер. Он стоит дорого, поэтому мы в «Хрониках», являясь резидентом «Сколково», разрабатываем свой программируемый блок, который может работать с продуктами разных производителей, в том числе с Lego.
– Тюменская область, Алтайский край, Московская область, Санкт-Петербург. Сейчас мы рассматриваем возможность внедрения нашей вселенной и наборов-конструкторов во все регионы страны, с помощью чего можно будет проводить соревнования и выявлять заинтересованных детей. Мы даем возможность бесплатно использовать героев и сюжеты вселенной в детских лагерях и на мастер-классах. Также начинаем сотрудничать с разными компаниями и ищем партнеров: планируем создать тематические зоны, где будут показываться мультики, видеоролики, будут наборы по робототехнике. Например, наши продукты появятся в одном из медицинских центров в Москве. И пока дети ждут обследования и врачей, они могут окунуться в мир робототехники.
– Робототехника развивает логическое, пространственное и креативное мышление, мелкую моторику, усидчивость. После ее изучения дети могут начать изучать архитектуру, 3D-моделирование, кто-то увлечется программированием или пилотированием летательных аппаратов. Работая в команде, также можно развить навыки руководителя.
– У нас огромный потенциал. Несмотря на то что в стране только 5–10% детей увлечены робототехникой, на международных соревнованиях они занимают первые места. Надо расширять соревновательные практики, показывать перспективы, а также прокачивать всю систему, включая вузы и предприятия. У нас есть идея приглашать на занятия инженеров, изобретателей, вывозить ребят в крупные компании, на предприятия, показывать внутренние процессы. Чтобы, когда школьники стали взрослыми людьми, они не уезжали из страны в поисках лучшей жизни.