Читайте также
Спорт на высоте: где заняться бесплатным фитнесом в городе
Пляжный вопрос. Где купаться и загорать в этом сезоне
Выпускной–2023. Как прошел масштабный праздник в парке Горького

Евгений Борисов: «К робототехнике нужно привлекать с детского сада»

Как увлечь ребенка инженерным творчеством
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

В век IT-технологий детям предлагают изучать робототехнику с самого раннего возраста. О том, как заинтересовать ребенка инженерным творчеством и помочь ему развить свой талант, в интервью «Ведомости. Городу» рассказал сооснователь компании по дополнительному образованию для детей и взрослых ООО «Хроники» Евгений Борисов.

– Развитие отечественной инженерной школы – одно из приоритетных направлений для подготовки кадров в стране. Как, на ваш взгляд, обстоят дела с обучением детей робототехнике?

– В России этому уделяется большое внимание. Создается сеть детских технопарков «Кванториум» (формат дополнительного образования, предназначенный для ускоренного развития ребенка), финансово поддерживаются инженерные конкурсы и проекты, проводятся соревнования. По закону в школах обязательно должна изучаться робототехника, хотя ее преподают только в половине из порядка 54 000 учебных заведений. Вопрос в том, сколько детей вовлечены в эти занятия, какое количество родителей могут позволить себе обучать ребенка, потому что не везде это бесплатно. Другая задача, которую необходимо решить, – это привлечение детей из детского сада.

– Но ведь в детских садах есть занятия по робототехнике?

– Есть, но занятия проводятся на программируемых наборах, что для маленьких детей сложно. Им хочется собрать своего робота и сразу играть, а педагоги их останавливают: говорят, что, прежде чем игрушка поедет, ее нужно запрограммировать через компьютер. Итог – детям становится скучно. По статистике, 80% детей в таком возрасте теряют интерес к робототехнике из-за того, что их заставляют программировать. Они забрасывают занятия неосознанно, и для нашей страны это большая потеря.

– С какого возраста необходимо начинать обучение?

– Четкого возраста нет, надо смотреть на ребенка. Кому-то в 3,5 года тяжело соединять мелкие детали, но у него есть сильное желание, ему помогает мама или папа. Кто-то приходит в 10 лет, потому что раньше дома собирал конструкторы и сейчас у него «щелкнуло». Задача родителей – показывать детям возможности и наблюдать. Для начала можно дать ребенку простой конструктор и посмотреть, нравится ему или нет. В четыре года показать ему непрограммируемый набор и понаблюдать, сможет ли он собрать. Если ребенок готов, можно обучаться дальше.

Личный архив
Личный архив
– В советских школах было чуть ли не повальное увлечение робототехникой, почему сейчас такого нет?

– Помимо того что мы упускаем пласт детей из детского сада, еще есть проблемы с педагогами. Найти увлеченного преподавателя по робототехнике непросто. Обычно преподают либо учителя физики, либо информатики. Некоторые школы могут позволить себе отдельно нанять педагогов по робототехнике, но в рамках страны их очень мало. Кроме того, детям не объясняют престиж профессии. Сейчас есть тренд на легкие и быстрые деньги. Блогеры активно транслируют то, что проще пойти снять видео для соцсетей и заработать. В результате дети хотят быть похожи на золотую молодежь, а не становиться инженерами.

– Как эти задачи можно решить?

– Начать с ребят детского сада. Например, наша компания «Хроники» занимается разработкой мультивселенной «Хроники разбитого мира», в которой для каждого ребенка есть что-то свое. Мы объединяем кино, игры, книги и робототехнику, чтобы в раннем возрасте вовлекать детей с разными интересами в инженерное творчество. Одних на развитие фантазии и занятия робототехникой провоцирует чтение книги, других – мобильные или настольные игры. Наша миссия – работать с фундаментом, т. е. сделать так, что чтобы не 1000 детей заинтересовались робототехникой, а десятки тысяч. Недавно мы запустили франшизу, теперь наборы будут доступны и в регионах.

В детских садах и начальной школе помогут наши непрограммируемые наборы по робототехнике «Роби». В таких наборах есть моторчик и пульт управления. Задания довольно простые и увлекательные: например, собрать бабочку, нажать кнопку на пульте и запустить ее в полет. Игра не прерывается процессом программирования, поэтому у детей не пропадает интерес к инженерному творчеству.

– Это также упрощает задачу педагогам, которые не являются профи в программировании?

– Да. В зарубежных наборах есть проблема с методическими материалами, с их адаптацией для российского рынка, в некоторых требуется знание языка С++. Но ведь в школах робототехнику не всегда преподают учителя информатики, поэтому возникает сложность – педагогу еще самому надо учиться. Мы же сделали проще: в каждом наборе есть подробная инструкция, как и что собирать, какие детали использовать. Перед сборкой детям рассказывают историю: например, что есть целый фантастический мир, где обитают роботы-бабочки, они работают в теплицах и помогают опылять. Их видел главный герой рассказа, а теперь и вы можете увидеть бабочку, самостоятельно ее собрав.

– Для этого даже не нужны компьютеры...

– В России нет компаний, которые бы создавали непрограммируемые наборы. Бывает, что в школах нет отдельного класса робототехники и приходится в и так плотное расписание ставить робототехнику в класс информатики. С нашими же наборами можно заниматься где угодно. Достаточно распечатать инструкции или вывести на проектор. Еще одна боль школ – нехватка аккумуляторов и батареек. Из-за этого ребята могут собирать конструкцию, но не видеть результаты своих трудов. В наших наборах батарейки не нужны, все работает на встроенных аккумуляторах и заряжается от шнура. За счет этого можно более экономно использовать школьный бюджет. Наборы недорогие, но по качеству не уступают наборам Lego.

Личный архив
Личный архив
– Сейчас школы изучают робототехнику на Lego?

– На 80% на Lego, еще есть американский конструктор Vex Robotics. Из отечественных компаний – R:ED, Robbo. Также есть азиатские наборы, но их меньше. Зарубежные бренды начали постепенно уходить, а спрос на развитие робототехники растет. У Lego своя среда программирования, она несложная, но детям приходится все объяснять, эти трудности их отпугивают. Нужна постепенность, у ребенка должно возникнуть естественное желание узнать, а что дальше. Дальше – программирование и новый мир.

– Ситуация с санкциями влияет на получение наборов Lego?

– Срок службы набора, если хорошо за ним следить, составляет три года. Сейчас склады в России истощаются, и скоро школы начнут сталкиваться с дефицитом блоков управления, проводов. Lego сделали свою продукцию не особо ремонтно пригодной. Их можно восстановить, но они не будут выдавать прежнюю мощность. Также в наборах часто ломается микроконтроллер. Он стоит дорого, поэтому мы в «Хрониках», являясь резидентом «Сколково», разрабатываем свой программируемый блок, который может работать с продуктами разных производителей, в том числе с Lego.

– В каких регионах уже есть ваши наборы?

– Тюменская область, Алтайский край, Московская область, Санкт-Петербург. Сейчас мы рассматриваем возможность внедрения нашей вселенной и наборов-конструкторов во все регионы страны, с помощью чего можно будет проводить соревнования и выявлять заинтересованных детей. Мы даем возможность бесплатно использовать героев и сюжеты вселенной в детских лагерях и на мастер-классах. Также начинаем сотрудничать с разными компаниями и ищем партнеров: планируем создать тематические зоны, где будут показываться мультики, видеоролики, будут наборы по робототехнике. Например, наши продукты появятся в одном из медицинских центров в Москве. И пока дети ждут обследования и врачей, они могут окунуться в мир робототехники.

– Чем будет полезна робототехника детям, которые ею не увлекаются и не планируют получать высшее образование после школы?

– Робототехника развивает логическое, пространственное и креативное мышление, мелкую моторику, усидчивость. После ее изучения дети могут начать изучать архитектуру, 3D-моделирование, кто-то увлечется программированием или пилотированием летательных аппаратов. Работая в команде, также можно развить навыки руководителя.

– Каков в России потенциал у детей в сфере робототехники?

– У нас огромный потенциал. Несмотря на то что в стране только 5–10% детей увлечены робототехникой, на международных соревнованиях они занимают первые места. Надо расширять соревновательные практики, показывать перспективы, а также прокачивать всю систему, включая вузы и предприятия. У нас есть идея приглашать на занятия инженеров, изобретателей, вывозить ребят в крупные компании, на предприятия, показывать внутренние процессы. Чтобы, когда школьники стали взрослыми людьми, они не уезжали из страны в поисках лучшей жизни.

Самое популярное
Культурный город
Билет в пару кликов: в Москве упростили посещение культурных мероприятий
Городские власти прислушались к пожеланиям жителей столицы
Городская недвижимость / Мнение
Офис как актив
Почему важна мультиформатность в новых бизнес-центрах
Наш город
Вишневый сад по-новому: на севере Москвы благоустроили парки и скверы
Общественные пространства преобразились в Коптеве и Тимирязевском районе
Свободное время
Заливное, икра и подарки: где и как провести праздничную ночь
В новогодних программах столичные рестораны сочетают традиции и креатив
Наш город
В Москве появился новогодний поезд, а медведи впали в спячку – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Москва 2030 / Мнение
Синергия красоты
Как городские фестивали влияют на экономику столицы
Москва 2030
«Зима в Москве»: в каких благотворительных акциях могут поучаствовать горожане
Добрые дела найдутся для каждого, кто готов помочь
Москва 2030
Развлечения с пользой для здоровья: в Москве открылись катки и лыжные трассы
Власти города уделяют большое внимание развитию инфраструктуры для массового спорта, говорят эксперты
Москва 2030
Столичному бизнесу предложили конкурсы и гранты на новогоднее оформление
Призовой фонд главного конкурса на лучшее оформление составляет 700 млн рублей
Наш город
Алексей Фурсин: «Вопрос о сокращении ДШИ у нас в повестке никогда не стоял»
Руководитель департамента культуры Москвы опроверг слухи о сокращении детских школ искусств
Наш город
Деловой подход: в Москве прошел конгресс по бизнес-туризму стран БРИКС
Участники Meet Global MICE Congress: BRICS Edition поделились впечатлениями о мероприятии
Свободное время
Отели, кафе, экскурсии: что советует туристам ИИ-помощник на Russpass
Сервис начал предлагать путешественникам индивидуальные рекомендации
Свободное время
Куда пойти в выходные 21–22 декабря
Самые интересные события в Москве
Культурный город
В Москве состоялся концерт Аиды Гарифуллиной
Оперная певица выступила на сцене Большого зала Московской консерватории имени П. И. Чайковского
Наш город
Департамент культуры Москвы опроверг информацию о закрытии школ искусств
В ведомстве сообщили о планах развивать и модернизировать детское допобразование