Зачем детям заниматься робототехникой
И как это поможет ребенку выбрать профессиюТо, что раньше казалось сценарием фильма о будущих тысячелетиях, сегодня вполне реально. Еще 20 лет назад далеко не во всех школах были компьютеры, а информатику если и преподавали, то теоретически. Сегодня ноутбук и (или) планшет есть почти у каждого ребенка, а взрослый мир требует от детей и подростков готовиться к широкому кругу IT-индустрии с малых лет. Речь идет не только о программных разработках или углубленных уроках физики, но и об инженерных навыках. К примеру, робототехнике.
Как показал опрос исследовательского центра портала Superjob.ru, около 4% родителей отдают своих детей в кружок по робототехнике наравне с плаванием, рисованием или танцами. «Робототехника – мультидисциплинарная наука, которая объединяет физику, алгоритмику, логику, механику и программирование. Сегодня одна из самых перспективных сфер знаний, которые будут востребованы в будущем», – подчеркнул ректор РТУ МИРЭА Станислав Кудж. «Ведомости. Город» разбирается, зачем детям такое непростое хобби и как это может помочь им выбрать профессию.
Доступное удовольствие
В Москве кружки по робототехнике созданы практически во всех крупных образовательных центрах. Стоимость посещения зависит от срока обучения. Однако занятия робототехникой доступны не только в платном, но и в бесплатном формате, причем практически по всей стране. Так, занятия робототехникой предусмотрены для посещающих технопарки «Кванториум», которые открываются во всех регионах. Изучить основы строения роботов можно в IT-кубах. Все эти кружки бесплатные (понадобится предварительная запись).
«При РТУ МИРЭА работает детский технопарк «Альтаир» – уникальный проект, созданный МИРЭА – Российским технологическим университетом при поддержке правительства Москвы. Там школьники могут принять участие в программах профориентации, ознакомиться с работой высокотехнологичного оборудования и освоить программы дополнительного образования, разработанные сотрудниками университета при участии индустриальных партнеров детского технопарка. В том числе изучают в технопарке и робототехнику», – рассказал Кудж.
С какого возраста начинать
«Робототехникой дети готовы заниматься с трех лет, когда у них начинает формироваться абстрактное мышление. В таком возрасте предлагают познакомиться с какими-то конструкторами, чтобы у малышей формировалось представление о технологиях. Но чаще методисты выделяют робототехнику в отдельную дисциплину или кружок с 5–6 лет», – рассказала Анна Маркс, директор Института прогрессивного образования.
При этом главное не столько возраст, сколько желание ребенка. Если конструктор или другие «собирательные» игрушки привлекают внимание ребенка и он часто спрашивает, из чего это сделано или как это работает, то робототехника может быть интересным вариантом для дополнительных занятий. Но если ребенок больше горит танцами или рисованием, то не стоит заставлять его заниматься основами инженерии насильно – толку все равно не будет.
Методик обучения сегодня много, но если обобщать, то детей все же учат заниматься не просто конструированием или собиранием роботов из деталек, а проектной деятельностью. «На выходе ребята получают собственное творение – вполне осязаемого робота. Параллельно их знакомят с теоретическими вопросами, ставят поисковые задачи, учат работать в команде, обсуждать и отстаивать свою точку зрения, презентовать свои работы. К тому же ребенок учится в игре. А значит, основы электротехники, программирования, математики, инженерии и механики, которые выходят за рамки школьных учебников, усваиваются лучше», – добавила Маркс.
Как рассказал Кудж, все занятия робототехникой со школьниками начинаются с теории. Затем их обучают сборке робота и его программированию. Как только будет написана программа, робота проверяют на жизнеспособность, чтобы узнать, выполняет ли он команды. «Занятия по робототехнике учат дисциплине, помогают в личностном развитии. При обучении детей учат распределять обязанности, брать ответственность за свою часть работы», – пояснил он.
Взгляд в будущее
Занятие ребенка робототехникой может стать хорошей инвестицией в будущее. Ведь и государство, и коммерческие структуры заинтересованы в развитии технологий, поэтому профессионалы в этой отрасли будут востребованы в ближайшие несколько десятилетий. По словам Маркс, с учетом того, что роботы проникают во все аспекты нашей повседневной жизни, навыки владения робототехникой открывают для детей двери во всех сферах – от строительной отрасли до космической промышленности.
«В эпоху глобальной цифровизации мы должны обеспечить детям актуальные знания. Например, уроки технологии могли бы включать в себя робототехнику. Подобные сценарии изменения школьной программы уже рассматриваются экспертами», – говорит депутат Государственной думы Ирина Панькина. Если ребенок по-настоящему увлечется робототехникой, будет иметь успехи и станет развиваться дальше по этому направлению, в будущем он вполне сможет освоить одни из самых востребованных и высокотехнологичных профессий. Среди таких специальностей, например, инженер домашних роботов, разработчик нанороботов или медицинских приборов, создатель боевых роботов и даже юрист в сфере робототехники.