Подсветить пешехода. Поможет ли проекционная разметка снизить аварийность на дорогах
Светодиодные проекторы делают пешехода более заметным для водителя в темное время сутокДля повышения безопасности на дорогах в столице тестируют новые технологии — проекционные пешеходные переходы. Они помогают водителю увидеть человека издалека при любой погоде — в туман, дождь или снег. «Ведомости. Город» разбирался, в чем суть инновации и поможет ли она сократить количество ДТП.
Светодиоды для пешеходов
На пешеходных переходах в Москве и других городах стала появляться проекционная дорожная разметка, которая освещает участок дороги в темное время суток. Светодиодные проекторы с цветными фильтрами создают яркий световой коридор на дороге, благодаря чему водители могут увидеть пешеходов на плохо освещенной проезжей части.
По данным ЦОДД Москвы, с 2021 г. произошло 828 наездов на пешеходов на переходах в темное время суток. В происшествиях погибли 32 человека, еще 833 были ранены. По данным ГИБДД, за 11 месяцев 2022 г. каждым третьим ДТП стал наезд на пешеходов (33% происшествий). При этом 43% инцидентов из них произошли в зоне пешеходных переходов.
У технологии световой демаркации есть шанс улучшить печальную статистику. Для этого над проезжей частью вблизи пешеходного перехода устанавливают стойки со светодиодными проекторами. Создается световой переход, который «дублирует» зебру и подсвечивает человека, делая его более заметным. Таким образом, водитель видит пешехода и разметку на дистанции 100-150 м, даже если на дороге лужи или снег.
В сентябре 2022 г. специалисты ЦОДД установили первую светодиодную горизонтальную подсветку на Таллинской улице в качестве эксперимента. Она включается автоматически с уличным освещением, что актуально зимой, когда длина солнечного дня всего 8 часов. Ранее аналогичный проект в штате Огайо в США уже показал положительные результаты, повысив безопасность пешеходов в темное время суток.
В течение года в Москве будут тестировать новый тип подсветки и проанализируют его эффективность, рассказал «Ведомости. Городу» представитель ЦОДД. Кроме того, пешеходные переходы оборудуют контрастным освещением сверху. Уже 300 зебр на нерегулируемых пешеходных переходах столицы освещаются фонарями. Но при интенсивном движении машин город по-прежнему ставит светофоры для безопасного пересечения дороги.
В мороз и в дождь
Первый в России пешеходный переход с использованием проектора появился в Свердловской области в 2018 г., рассказал основатель компании GoboPro Александр Конкин. По его словам, гобо-проекторы (светодиодные приборы) существуют уже давно, но только недавно технологии стали работать в сложных условиях эксплуатации — в мороз, снег, дождь.
Проекционная разметка не заменяет основную, а дублирует ее, подчеркивает руководитель компании Safety Rays Михаил Кузнецов. По его мнению, световая демаркация хорошо интегрируется с другими системами предупреждения, например, с датчиками движения, когда камера распознает человека и движение автомобилей.
Кроме того, разработку можно постоянно совершенствовать и адаптировать к новым условиям. Так, например, основатель и генеральный директор компании Black Rays Павел Горбенко создал технологию под названием slide mapping (от англ «проекция слайдов»). Она проецирует изображение со стеклянного слайда на поверхность объекта, не искажая и не растягивая его в отличие от обычной проекционной технологии. По мнению экспертов, световую демаркацию нужно устанавливать в первую очередь на пешеходных переходах высокой аварийности, хотя она также может быть использована на производственных предприятиях или строящихся объектах.
В Европе тоже используются умные приспособления на дорогах — световозвращатели и солнечные панели для подсветки переходов и обочин, датчики движения для освещения светофоров. Но большого распространения проекция дорожной разметки там не получила, отмечает Александр Конкин. «В Европе большей популярностью пользуются проекционные знаки безопасности на производстве», — говорит эксперт. При этом в России и за рубежом технология получила развитие примерно в одно и то же время и российская экспертиза сегодня создает достойную конкуренцию европейским компаниям в этой сфере, подчеркнул Конкин.
Не панацея от травматизма
Развитие инновации будет зависеть от того, насколько она будет эффективна, какой бюджет придется потратить на ее внедрение, а также от законодательных инициатив, считают эксперты. Закона о внедрении проекционной демаркации пока нет, а мера носит рекомендательный характер, поясняет Конкин (GoboPro). Поэтому пока остается ждать результатов по эффективности установки.
Светопроекционная разметка не панацея от травматизма на пешеходных переходах, но вероятность быстрой реакции водителя повышается, считают эксперты. «Из минусов — светодиодная проекция не работает при дневном свете, — говорит Кузнецов из Safety Rays. — Но такое оборудование жизненно необходимо на дальнем Севере, где 9 месяцев в году длится полярная ночь и снег постоянно заметает обычные разметки».
Проекционная «зебра» может быть полезна на опасных пешеходных переходах, где статистически повышенное число инцидентов. Либо в местах, где требуется дополнительная осторожность — на дорогах, например, возле школ. Но намного эффективнее она будет работать в совокупности с датчиками движения и звуковыми сигналами, резюмируют эксперты.