За закрытыми дверями: что происходило в 2022 году в самых дорогих бизнес-клубах Москвы?
Закрытые бизнес-клубы в России по примеру западных стали бурно развиваться около пяти лет назад. Как живется их клиентам в новых экономических условиях – в обзоре «Ведомости. Город»
Большинство топовых бизнес-клубов в России строят свою работу вокруг форум-групп. В них входят до 10 равных по статусу человек, которые встречаются обычно раз в месяц и делятся тем, что произошло в бизнесе, семье и личном развитии. Однако какие-то сообщества больше подходят тем, кому нужно продвинуть личный бренд, другие – предпринимателям, которые не хотят светиться, третьи – бизнесменам с запросом на камерные мероприятия. Есть бизнес-клубы, которые поощряют коммерческие отношения между участниками (и даже получают небольшой процент от сделок), и те, где они запрещены.
Клуб Первых
Критерии отбора: владелец бизнеса с выручкой более 500 млн руб. в год или топ-менеджер в компании с выручкой более 3 млрд руб. в год. Потенциальный участник после знакомства с клубом проходит интервью для подтверждения бизнес-опыта.
Численность: более 800 участников. Среди членов клуба – вице-президент «Норильского никеля» Дмитрий Пристансков и вице-президент МТС Игорь Егоров.
История создания: инициатором создания «Клуба Первых» в 2017 г. выступил Сбер, а развитие и управление проектом взяла на себя группа компаний CMS (Community Management Solutions). Участники клуба – в основном, из следующих отраслей: IT, нефтегазовая отрасль, девелопмент, медицина, фармацевтика и сельское хозяйство.
География: в России 4 центральных офиса «Клуба Первых». В планах – в начале 2023 г. открыть филиал клуба в Казахстане.
Тренды года: «Наши участники стали больше смотреть на международное развитие, поэтому на него начал ориентироваться и клуб. В начале года такого фокуса еще не было», – комментирует сооснователь «Клуба Первых», директор проектов «Сбербанка» Александр Полянский.
«Клуб Первых» провел 3 бизнес-саммита – в Армении, Казахстане и Узбекистане. В следующем году планируются саммиты также в Турции, Азербайджане и ОАЭ. Также клуб запустил прямые эфиры в Telegram. Каждую неделю участники встречаются онлайн в этом «внутреннем «клабхаусе» и обсуждают актуальные темы – бизнес-повестку, новые направления и страны. Формат возник в марте и собирает от 10 до 30% участников клуба.
R2
Критерии отбора: минимальный оборот компании для группы глав/собственников – 1 млрд руб. в год, минимальный оборот для группы малого и среднего бизнеса – 200 млн руб. в год. Дать согласие на вступление должны действующие участники клуба.
Численность: 3 группы, 8-11 человек в каждой. В моменте в клубе было около 60 участников, многие из них перестали быть членами R2 во время пандемии.
«Мне говорят, что у нас самый дорогой клуб. Мы это не афишируем и нигде об этом не пишем, так как большие деньги любят тишину», – говорит владелец клуба Александр Баженов.
История создания: клуб создавался при «Рыбаков Фонде». Он был запущен параллельно с «Эквиумом» в 2016 г. Через 3 года клуб купил предприниматель Александр Баженов, среди активов которого – несколько компаний по работе с долгами физических и юридических лиц.
География: Москва, Дубай (с декабря 2022 г.), на рассмотрении – Санкт-Петербург. В начале 2020 года Баженов начал развивать франшизу для регионов, но из-за пандемии идея не получила развития.
Тренды года: почти единственный формат мероприятий – ежемесячные встречи в группах. Чаще всего они проходят на арендованных площадках, но есть группа, где встречи проходят у каждого из участников по очереди. Если членам группы нужна экспертность – допустим, в вопросах инвестиций, недвижимости или налогов – R2 организует для них бизнес-завтрак или бизнес-ужин с экспертом. Сейчас открыли представительство клуба в Дубае и удалённый R2 Family Office UAE для предпринимателей.
Деловой клуб SOLOMON.help
Критерии отбора: минимальный оборот собственника – 300 млн руб. Члены клуба проходят проверку службой безопасности.
Численность: более 500 человек. В мероприятиях клуба принимали участие Виктор Вексельберг, Марк Курцер, Михаил Куснирович, Аркадий Волож, Владимир Познер.
История создания: SOLOMON.help появился в 2015 г., когда Денису Гуревичу и Евгению Гольцману показалось логичным организовать бизнес-клуб на базе делового сообщества еврейской общины Москвы. Потом проект вышел за рамки внутриобщинной жизни. Сегодня наличие у кандидата еврейских корней не является решающим фактором для вступления в клуб.
География: вся Россия, но основная часть мероприятий проводится в Москве.
Тренды года: одновременно деловое сообщество и благотворительный фонд. Все собранные средства и членские взносы становятся пожертвованиями – на частные случаи и инфраструктурные проекты.
«Мы не про коммерцию, мы не стараемся что-то продать резидентам. Мы – про духовность, благотворительность, добрые дела. При этом, как показывает практика, лучшие бизнес-контакты случаются именно там, где есть высшие ценности», – говорит сооснователь делового клуба Евгений Гольцман.
Весной сборы упали на 20-30% из-за отъезда многих бизнесменов в другие страны. Теперь клуб выходит на международный уровень – вслед за своими участниками.
Бизнес-клуб «Атланты»
Критерии отбора: минимальный оборот собственника – 60 млн руб. в год, минимальный оборот компании топ-менеджера – 5 млрд руб. в год. Принятие нового резидента в клуб состоит из нескольких этапов, в том числе собеседования, проверки службой безопасности и одобрения другими резидентами.
Численность: более 660 резидентов. Средний годовой оборот – 1,5 млрд руб. Среди членов клуба – основатель «Фабрики окон» Артем Агабеков, основательница Kalinka Group Екатерина Румянцева, соучредитель «Фанагории» Петр Романишин, гендиректор «Мэри Кей» Россия Алла Соколова.
История создания: идея открыть деловой клуб пришла в голову бизнесмену Михаилу Воронину в 2017 г. Первыми «атлантами» стали друзья бизнесмена. Через год после основания к проекту присоединился инвестор и предприниматель Рубен Варданян, что ускорило развитие клуба. Сейчас он старший партнер клуба.
География: Москва, Санкт-Петербург (с 2022 г.), Дубай (с 2022 г.).
Тренды года: «За месяц в клубе проходит порядка 30-35 мероприятий на все сферы жизни. Крупных – три в год: новогодняя вечеринка, стратегическая сессия для всех резидентов и Family Day. Примерно раз в 2 месяца проводим Drinks&Talks для знакомств и общения», – рассказывает CEO бизнес-клуба «Атланты» Олеся Сивач. Также «Атланты» создали приложение с технологией «мэтчинга» запросов и поиском нужных экспертов по каждой отдельной теме.
В этом году запустили гостевой месяц: предприниматель мог бесплатно стать полноценным резидентом. Критерии отбора при этом остались прежними, а в какой-то момент порог входа стал даже выше. Через гостевой месяц прошли около 180 человек, 75% из них остались.
«Московский Столичный Клуб»
Критерии отбора: ограничений по доходу нет. Потенциальный член клуба проходит проверку в службе безопасности на предмет больших долгов или нахождения в розыске.
Численность: около 300 членов клуба. В клубе состоят Алексей Пушков, Сергей Лисовский, Игорь Бутман, Владислав Третьяк, Михаил Швыдкой, Вячеслав Фетисов, Михаил Задорнов, Игорь Крутой и другие.
История создания: клуб открылся в здании Центрального дома литераторов в Москве в 2017 г.
География: члены клуба могут посещать более 280 частных клубов по всему миру.
Тренды года: «Примерно 20% членов клуба временно уехали в этом году и сразу начали спрашивать: «А там у нас есть клуб? А там?» Самый востребованный сейчас клуб-партнер за рубежом – в Дубае», – комментирует управляющая «Московским Столичным Клубом» Елена Люкшинова.
В случае необходимости клуб замораживает членство на 2-3 месяца, как в спортзале. При этом мероприятий стало больше, а цены поднялись. «Многие находятся под санкциями, не могут выехать и ходят к нам, – говорит Люкшинова. –Были концерты Максима Дунаевского, Дмитрия Диброва, Александра Розенбаума, Николая Баскова. В качестве спикеров выступали Мария Захарова и Владимир Мединский. Два раза за месяц была дегустация сигар, коньяка и виски».
Экономика бизнес-клубов
Основная выручка бизнес-клуба – поступления от резидентских взносов. Дополнительные источники доходов – спонсорские пакеты, коллаборации с партнерами, подписки на сервисы, продажи внутри клуба обучающих программ, путешествий и др. Основные расходы – проведение мероприятий и содержание команды. Например, клуб «Атланты», по словам его представителя, расходует на мероприятия около 35% доходов.
«Бизнес-клуб как бизнес – это не нефтяная вышка, много прямых денег здесь не заработаешь, издержки очень высокие. Доход оценивается, скорее, в социальном капитале», – объяснил «Ведомости. Городу» Александр Полянский из «Клуба первых».