Годовой оборот столичной индустрии моды превысил 230 млрд рублей
В Москве в отрасли работает около 12 800 предприятийЗа последние три года оборот предприятий, занятых в индустрии моды, вырос на 46% и превысил 230 млрд руб., сообщила заместитель мэра Москвы Наталья Сергунина, чьи слова приводит портал mos.ru. Сейчас в этой отрасли в Москве работают 12 800 организаций, добавила Сергунина. По ее данным, число специалистов, задействованной в индустрии моды и смежных областях, достигло почти 78 000 человек. Сергунина связывает это с тем, что «город оказывает предпринимателям поддержку на каждом этапе – от регистрации бизнеса и поиска поставщиков до укрепления на российском и международном рынках», пояснила она порталу mos.ru. «Ведомости. Город» поговорил с представителями компаний и попросил экспертов оценить, какие факторы способствовали такими высоким показателям.
Как рассказала «Ведомости. Городу» операционный директор школы бизнес-образования Fashion Factory School Инна Гуреева, согласно исследованиям, которые провели школа и Fashion Consulting Group (опубликованы в начале 2024 г.), больше всего брендов в России создается именно в Москве. В исследовании города разделили на три группы согласно объемам производства. «Первая группа – безусловный лидер в фэшн-предпринимательстве: Москва (38%), Санкт-Петербург (17%), Екатеринбург (8%). Во вторую группу входят Новосибирск (4%), Тюмень и Челябинск (3%). К третьей относятся Краснодар, Пермь, Ростов-на-дону (2%)», – отмечает Гуреева.
При этом отечественные марки нашли своего потребителя. Согласно другим исследованиям, которое школа провела совместно с онлайн-ритейлером Lamoda (апрель 2024 г.), у 75% опрошенных в гардеробе есть вещи локальных брендов. 25% всех респондентов испытывают гордость, покупая вещи у местного производителя, столько же (24,5%) ощущают свой вклад в развитие локальной моды. Москва и Санкт-Петербург оказались лидерами по количеству жителей, имеющих опыт покупки локальных брендов, – 85% и 90% соответственно.
Гуреева поясняет, что уже более 10 лет Fashion Factory School помогает предпринимателям запускать собственные модные бренды и в школе видят, какую значимую поддержку получают проекты выпускников по всей России и, в частности, в Москве: и от большого бизнеса – ТЦ и маркетплейсов, и от покупателей, и от властей. Крупные игроки видят, как вырос спрос на локальные марки, поэтому усиливают поддержку, расширяют масштабы сотрудничества, добавляет эксперт.
Москва стала центром притяжения креативных инициатив, в том числе в индустрии моды, констатирует старший директор CORE.XP Марина Малахатько. «Здесь проще найти частных инвесторов, получить господдержку, найти квалифицированный персонал и, самое главное, – нишу благодарных и лояльных клиентов», – поясняет она.
По данным портала mos.ru, в Москве для предприятий существуют разнообразные инструменты поддержки. Например, компании могут получить грант до 30 млн руб. на покупку оборудования и до 10 млн руб. – на обучение сотрудников. Также до 5 млн руб. предпринимателям предоставляют на регистрацию изобретения за рубежом и до 75 000 – на патентование в России.
Также в Москве работает центр услуг для креативных индустрий. Здесь специалисты консультируют представителей бизнеса по мерам поддержки, открытию и развитию своего дела. Кроме того, работает онлайн-платформа «Центр материалов», где можно найти поставщиков тканей, фурнитуры и прочих расходных материалов без посредников. Здесь представлены около 500 производителей из России и стран зарубежья, например из Индии, Китая Индонезии и т. д. На платформе также можно посмотреть аналитику модных тенденций и результаты разных исследований, что помогает компаниям планировать выпуск тех или иных предметов.
В число мер поддержки входят и различные конкурсы. Как рассказали «Ведомости. Городу» в Агентстве креативных индустрий (АКИ), недавно агентство запустило конкурс «Киношоурум» для дизайнеров и модных брендов. Задача проекта – создать площадку для объединения двух ключевых креативных индустрий – моды и кино, поддержать бренды, чтобы они нашли покупателя и заняли свое место на рынке, отметила генеральный директор АКИ Гюльнара Агамова. По итогам экспертной оценки в предфинальный этап конкурса вышли сразу 82 бренда – вдвое больше, чем планировалось, добавила Агамова. В рамках первого потока дизайнерам и модным брендам будет предложено подготовить образы для четырех героев будущих сериалов для крупных продакшн-компаний. Победители пройдут все этапы разработки образов для героев сериалов – от создания эскиза до пошива изделий и выпуска коллекции в продажу. Итоги первого отбора объявят в сентябре, после чего креативные команды сериалов вместе с дизайнерами приступят к съемкам, уточнила Агамова.
Еще одна мера поддержки – программа «Сделано в Москве». По данным портала mos.ru, здесь представлены более 5500 столичных марок, среди которых 940 брендов, производящих одежду, обувь и аксессуары для мужчин, женщин и детей. Продукцию можно найти на одноименном онлайн-портале, крупнейших маркетплейсах, а также в магазинах в нескольких районах столицы. Также власти помогают компаниям продвигать свою продукцию на крупных мероприятиях, среди которых, например, Московская неделя моды или Всемирный фестиваль молодежи. Благодаря поддержке города бренды выходят на рынки дружественных стран. Например, под данным mos.ru, в 2023 г. прошел форум BRICS+ Fashion Summit, который посетили около 200 профильных экспертов, в том числе из Бразилии, Аргентины, Эфиопии и т. д. На форуме заключили ряд соглашений, благодаря которым российские дизайнеры, в частности, приняли участие в неделях моды в Индии, Китае, Тунисе, Турции и Южно-Африканской Республике.
Основатель группы текстильных компаний Solstudio Textile Group и бренда одежды и аксессуаров Radical Chic Александра Калошина рассказывает, что оборот входящей в группу компаний фабрики цифровой печати на ткани, которая выпускает ткани для московских производителей одежды, аксессуаров и т.д., вырос в прошлом году на 30%. Оборот бренда Radical Chic в 2023 г. по отношению к 2022 г. вырос на 51%, ожидаемый рост в этом году – 40%. По словам Калошиной, компания регулярно принимает участие в оптовом шоуруме и маркете Недели моды, является участником программы «Сделано в Москве», многих мероприятий и проектов АКИ. «Это реальная возможность приобрести новые контакты, пообщаться с профессионалами, получить новые идеи для объединения и взаимной поддержки и наметить новые пути развития собственного бизнеса», – считает Александра Калошина. Она отмечает, что материалы их фабрики находятся в базе «Центра материалов», и надеется, что это позволит компании расширить клиентскую базу. «Платформа по поиску материалов – отличная инициатива, которая будет развиваться, потому что многие участники рынка в ней заинтересованы», – добавляет Калошина.
Генеральный директор компании-производителя детской одежды «Котмаркот» Татьяна Волкова отмечает, что оборот организации ежегодно растет на 25–30%. Компания принимает участие в неделях моды, фестивале «Лето в Москве», что приводит к улучшению узнаваемости бренда и привлечению новых клиентов. «В этом году наш бренд стал участником проекта «Киношоурум». Мы прошли предварительный отбор и вышли в предфинал конкурса. В этом месяце начнем работу над образами героев оригинальных сериалов стриминга Okko», – говорит Волкова.
Госпрограммы действительно помогают начинающим предпринимателям, а также делают схему развития модного бизнеса более прозрачной и доступной для энтузиастов, говорит Малахатько. Наиболее эффективны, по ее мнению, субсидии, юридическая, налоговая, техническая поддержка, а также обеспечение прямого контакта с поставщиками сырья – тканей и фурнитуры, а также производственного оборудования и соответствующего ПО.