Творческий прорыв: география креативного экспорта Москвы вышла за пределы России

Собянин назвал основные инструменты продвижения московских брендов за рубежом
Пресс-служба мэра и правительства Москвы
Пресс-служба мэра и правительства Москвы

Творческий потенциал Москвы получает признание не только внутри страны, но и за рубежом – география экспорта столичных компаний креативных индустрий охватывает практически весь мир. Мэр столицы Сергей Собянин в своем блоге рассказал, как город помогает креативному предпринимательству продвигать московские бренды и повышать их узнаваемость на международной арене. 

По словам Собянина, в 2024 г. на долю Москвы пришлось 64% экспорта креативных индустрий России. Поддержку бизнесу в выходе на международные рынки оказывает Московский экспортный центр (МЭЦ), благодаря которому объем поддержанного экспорта вырос в 15 раз по сравнению с 2023 г. и составил 1,2 млрд руб. Основным инструментом продвижения московских брендов является участие в международных выставках как в России, так и за рубежом, что предоставляет отличную возможность для установления деловых контактов и получения экспертной оценки от профессионалов индустрии.

Важную роль, отметил мэр, в продвижении креативных проектов играет активная культурная и досуговая программа мероприятий «Зима в Москве» и «Лето в Москве», которые привлекают туристов со всей России и из других стран, создавая дополнительный спрос и возможности для продвижения.

«Одним из крупнейших «домашних» событий является Московская неделя моды, которая проходит дважды в год. В марте ее посетили свыше 65 000 человек, коллекции представили 186 брендов из 27 регионов России и девяти стран мира. Участниками были заключены сотни контрактов по итогам мероприятия», – написал Собянин.

Московские недели

В этом году пятая Московская неделя моды пройдет с 28 августа по 2 сентября в парке «Зарядье», где дизайнеры покажут новые коллекции, обменяются опытом, обсудят мировые тренды и договорятся о совместных проектах. Помимо этого в креативной сфере ежегодно появляются новые международные отраслевые события, что за пять лет системной работы в Москве сформировало значительный потенциал для продвижения достижений и развития сотрудничества на мировом уровне по всем ключевым направлениям индустрии, напомнил Собянин.

Мэр рассказал, что в августе 2023 г. в Москве впервые прошла Международная неделя кино, на которой было представлено более 70 фильмов из 28 стран, включая Индию, Китай и Иран, а также свыше 40 российских анимационных и кинопроектов. В мероприятии приняли участие представители кинокомпаний, продюсеры, сценаристы и государственные деятели из 47 государств.

По итогам фестиваля было подписано девять соглашений о сотрудничестве: четыре международных и пять внутрироссийских. В этом году Неделя кино пройдет вновь.

В декабре 2024 г. состоялась Московская международная неделя креативных индустрий, в которой участвовали представители более десяти стран, включая Бразилию, Египет, Индию, Индонезию, Иран, Китай, Таиланд и Турцию. В рамках мероприятия были заключены соглашения и экспортные контракты в области кино, видеоигр, дизайна и анимации, включая контракт между российской и южнокорейской компаниями на публикацию шести отечественных игр.

Мировой уровень

С 2023 г. ежегодно организуется международный форум BRICS+ Fashion Summit. Первый саммит привлек экспертов из более чем 60 стран, а на второй приехали представители более 100 государств. По итогам форума была создана Международная модная федерация БРИКС (BRICS International Fashion Federation), объединяющая 60 стран. За последний год около 20 федеральных брендов, участвовавших в Московской неделе моды, вернулись с зарубежных профессиональных мероприятий, проходивших в Индии, Индонезии, Китае и других странах, с новыми деловыми контактами и знакомствами. 

А в текущем году третий BRICS+ Fashion Summit состоится с 28 по 30 августа, его главной темой станет создание децентрализованной и глобально конкурентоспособной экосистемы модной индустрии, обеспечивающей постоянный приток новых идей и концепций. В форуме примут участие лидеры индустрии, дизайнеры, эксперты и предприниматели из стран БРИКС, Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской и Северной Америки, Океании, СНГ и других регионов.

«Комплексная поддержка экспортно ориентированных компаний со стороны МЭЦа включает программы обучения и подготовку компаний к работе на международных рынках, меры финансовой поддержки, а также содействие в продвижении московской продукции за рубежом, включая участие в престижных зарубежных выставках, бизнес-миссиях в дружественные страны», – рассказал Собянин.

В 2024 г. московские предприниматели креативного сектора приняли участие в пяти зарубежных бизнес-миссиях, в результате чего было подписано около 100 экспортных контрактов и соглашений с международными партнерами. В текущем году планируется участие в восьми бизнес-миссиях в Индии, Индонезии, Китае и других странах, отметил мэр Москвы.

Кроме того, в Казахстане 15 московских компаний из модной индустрии приняли участие в бизнес-миссии в рамках Kazakhstan Fashion Week, а 15 представителей анимационной сферы посетили выставку iABC/CICAF в Китае. Во второй половине 2025 г. запланированы бизнес-миссии московских анимационных и кинокомпаний на выставке FICCI Frames в Индии, а также реверсная бизнес-миссия с партнерами из Таиланда.

Также чай «Москва» стал популярным гастросувениром и был представлен зарубежным партнерам в Индии и Китае: на международной туристической выставке ОТМ в Мумбаи и фестивале «Московские сезоны в Пекине» было выпито более 3000 чашек напитка. А с 20 апреля по 3 мая жители Дубая могли попробовать специальные сеты проекта «Московское чаепитие» – баранки, шоколадные конфеты и чай «Москва». Десерт подавался в фирменном красном сервизе – более 2000 гостей познакомились с московскими гастрономическими традициями. Кроме того, в конце апреля московские производители видеоигр участвовали в профильной выставке в Египте, где были представлены мобильные и компьютерные игры различных жанров, а также обсуждались перспективы сотрудничества и экспорт продукции на международную арену, резюмировал Собянин.

«Ведомости. Город» писал, что креативная индустрия Москвы объединяет свыше 2800 организаций и ИП, включая мастерские, галереи и образовательные программы. В 2024 г. выручка достигла 5,85 млрд руб. (+63,5% к 2019 г.). 18 июля Собянин указал на поддержку отрасли через предоставление бесплатных пространств в креативных кластерах («Винзавод», «Флакон») и открытие центра «Московские мастерские». Городские инициативы «Зима в Москве», «Лето в Москве», «Арт-сезоны» способствуют продвижению художников, а проект «Арт-фабрика» помогает интегрировать современное искусство в городское пространство.

Самое популярное
Наш город / Галерея
Фотогалерея: как Москву украсили к Новому году
Город оформили световыми конструкциями и знакомыми с детства персонажами
Наш город
Где в Москве купить живую елку 2025–2026, как ухаживать, как можно утилизировать
Адреса и советы, как выбрать и ухаживать за главным символом праздника
Свободное время / Интервью
Константин Обухов: «2026-й станет годом телевидения»
Генеральный продюсер телеканала ТВ-3 – о безопасном контенте и интересе россиян к эзотерике
Городская недвижимость / Мнение
Дубайский мастер-девелопмент
Как использовать опыт ОАЭ в развитии городов России
Свободное время
Шесть локаций для праздника: как встретить Новый год в регионах России
Обзор отельных программ от Кавказа до Балтики
Культурный город
Беспилотный трамвай и автобус-амфибия: 10 самых необычных видов транспорта мира
Как культурные традиции и футуристические технологии создают уникальные маршруты
Городская недвижимость
Люксовый ритейл: как развивается этот сегмент в центре столицы
Эксперты считают, что нишу на рынке могут заполнить предложения в рамках новых жилых проектов
Другие города
Архитектурный дайджест: больница-сад, платный балкон в Вероне и колоссы Мемнона
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Наш город
Мороз и солнце: синоптики предупредили о резком похолодании в Москве
В столичный регион на неделе придут холода и безоблачная погода
Другие города / Мнение
Побережья будущего
Почему нужно обучать молодых архитекторов проектировать пространства у воды
Свободное время
Лучшие катки Москвы: покататься на коньках зимой 2025–2026 с ценами и адресами
Главные места для катания на коньках для взрослых и детей
Наш город
Город для людей: что такое урбан-психология и как она влияет на человека
В России развивается новая дисциплина, изучающая взаимоотношения человека и городской среды
Горожане / Мнение
Гений места
Как известные личности создают городские бренды
Городская недвижимость
«Вавилонская башня»: как офисы справляются с множеством резидентов
Владельцы БЦ для этого стали чаще привлекать партнерские УК
Наш город
Дожди, гололедица и холод: какая погода ожидается в Москве на выходных
Новый циклон, пришедший с северо-запада, принесет морозы в столичный регион