Власти Москвы и бизнес сформируют стратегию развития e-commerce
Объемы интернет-торговли в столице продолжают растиСтоличные власти в ходе бизнес-завтрака с игроками рынка интернет-торговли и девелоперами обсудили развитие инфраструктуры доставки в мегаполисе. Итогами дискуссии с «Ведомости. Городом» поделились в департаменте предпринимательства и инновационного развития Москвы.
По данным Агентства инноваций Москвы, количество постаматов в Москве и Подмосковье к 2030 г. увеличится почти в два раза – до 30 000. Причина роста – развитие сегмента e-commerce и размещение постаматов в подъездах жилых домов и на других объектах городской инфраструктуры.
В 2023 г. в России объем интернет-торговли вырос почти на 28% и достиг 6,4 трлн руб., отметили в Ассоциации компаний интернет-торговли. Доля Москвы в структуре доставки заказов лидирующая – 17,63%. Взрывной рост e-commerce за последние годы показал, что действующая инфраструктура доставки не всегда соответствует запросам потребителей.
Маркетплейсы продолжают расширять торговлю, пытаясь «догнать» своего покупателя любыми доступными способами. При этом склады для онлайн-торговли во дворах и большое количество курьеров в придомовой зоне уже становятся источником беспокойства для жильцов. Желание покупателей экономить время и высокие требования к предоставляемой услуге заставляют бизнес и девелоперов искать новые решения. Продуманная система получения доставки – необходимая часть комфортной городской среды и привлекательности жилья для потенциальных покупателей, отмечают в Агентстве инноваций Москвы.
По словам главы столичного департамента предпринимательства и инновационного развития Кристины Костромы, команда мэрии внимательно изучает тенденции и тренды, влияющие на жизнь города, включая экономические, социальные и технологические.
«Мы видим рост спроса на доставку “до двери”, который уже составляет более 44%, и это отражается на курьерах и транспортной инфраструктуре Москвы», – подчеркнула Кострома.
Дальнейшее развитие сервисов доставки требует от индустрии e-commerce, девелоперов и городских властей совместной стратегии, отметили игроки рынка в ходе дискуссии. Бизнес адаптируется под потребительские предпочтения: наращивает ассортимент товаров, сокращает сроки доставки, развивает способы доставки на последней миле. Наращивание количества пунктов выдачи заказов решило только часть вызовов для маркетплейсов. Большая текучка сотрудников и ограниченные часы работы пунктов выдачи заказов повлекли за собой рост популярности постаматов.
Генеральный директор фонда «Московский инновационный кластер» Алексей Парабучев отметил, что с точки зрения современной урбанистики постаматы должны стать неотъемлемой частью внутридомовой инфраструктуры, формирующей экосистему услуг для горожан.
Часть запросов бизнеса и потребителей уже выполняет сервис бесконтактной доставки заказов из маркетплейсов «Московский постамат», запущенный при поддержке столичных властей в 2022 г. Устройства размещаются в ранее недоступных локациях, например, в подъездах жилых домов. Сегодня также востребованы постаматы-киоски и уличные постаматы, которые уже появились в столице. Они доступны жителям круглосуточно. Среднее время хранения одного заказа – 16 часов.
В ходе обсуждения представители власти и бизнеса согласились, что создание в Москве единой инфраструктуры доставки требует совместных решений и усилий.