В Москве временно замедлили электросамокаты в зоне ТТК и МКАД

Эксперимент подразумевает снижение скорости до 20 км/ч
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов рассказал, что с 15 июля в рамках эксперимента для арендных самокатов (сервисов кикшеринга) на всех столичных улицах в зоне ТТК – МКАД введут медленную зону со скоростью 20 км/ч. Мера будет действовать в течение месяца, сообщили в департаменте транспорта Москвы.

«Сегодня в Москве уже 320 медленных зон для самокатов. На них транспорт сервисов аренды автоматически замедляется до 5–15 км/ч. Безопасность движения для нас в приоритете, поэтому вместе с операторами проката мы вводим единую медленную зону в пределах ТТК – МКАД», – сказал Ликсутов, чьи слова привел Telegram-канал дептранса. Заммэра добавил, что мера вводится по поручению Сергея Собянина.

В дептрансе отметили, что на решение о начале эксперимента повлияла существующая статистика аварийности с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ), в число которых входят и электросамокаты. По данным ведомства, 25% ДТП в Москве по итогам этого года произошли из-за неправильно выбранной скорости. При этом 74% аварий с участием СИМ происходят вне проезжей части. В зоне ТТК – МКАД случаются около 70% всех ДТП.

Ожидается, что эксперимент охватит 90% пользователей СИМ и снизит число ДТП на выбранном участке, подчеркнули в дептрансе. На запрос «Ведомостей. Города» в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) рассказали, что скорость в 20 км/ч заранее была согласована с сервисами кикшеринга в столице. «Это базовая скорость, которая уже работает в ранее введенных медленных зонах, и даже меньше», – заявили в центре и добавили, что по итогам эксперимента будет решено, продолжать ли его и менять ли разрешенную скорость.

Представитель сервиса «МТС Юрент» в разговоре с «Ведомости. Городом» отметил, что в этом сезоне компания совместно с дептрансом Москвы вводит комплекс экспериментальных мер по снижению аварийности с участием электросамокатов. 

«Изменение скоростного режима от ТТК до МКАД – одна из них. Мы уже запрограммировали наши самокаты – при въезде в зону они не смогут ехать быстрее указанной скорости», – сообщил представитель «МТС Юрент».

В компании подчеркнули, что эксперимент не затрагивает пока центральную часть города, потому что в ней «хорошо развита велоинфраструктура», что положительно влияет на отсутствие аварийности. Ограничение скорости – временная мера, и по итогам вместе с дептрансом будет принято решение «о необходимости закрепления и распространения этого опыта».

Представитель «МТС Юрент» добавил, что в «Год безопасного самоката» (внутренняя стратегия компании по повышению безопасности поездок) сервис выписал 37 000 штрафов в Москве и заблокировал 4500 взрослых аккаунтов. Кроме того, с начала сезона самокатов было блокировано более 1000 аккаунтов несовершеннолетних с помощью МТС ID.

В сервисе Whoosh на запрос «Ведомости. Города» сообщили, что эксперимент должен повлиять на количество инцидентов с самокатами, так как большая часть инцидентов происходит именно в этих зонах. Новые городские правила действуют для всех сервисов кикшеринга. «Изменения уже отражены на карте в приложении сервиса. Изменение лимита происходит автоматически, когда координаты самоката попадают в «медленную зону», – рассказал представитель Whoosh.

В сервисе сообщили, что большинство пользователей Whoosh ездят не нарушая ПДД и с ними не происходит инцидентов. Аварийность сервиса из года в год остается низкой – менее 0,01%. «В большинстве случаев травмируется сам водитель самоката. Мера снижения скорости покажет, насколько лимит скорости может влиять на показатели аварийности», – отметили в сервисе.

В апреле московские власти после консультаций с крупнейшими компаниями заявили, что вводят единый стандарт работы курьеров в столице. По поручению Собянина «вместе с крупными компаниями доставки» власти города подготовили и утвердили единый стандарт работы московских курьерских служб, сообщил «Ведомостям» Ликсутов. Он рассказал, что в новом стандарте делают акцент на безопасность поездок на электровелосипедах и электросамокатах. 

Дептранс считает, что СИМ для курьеров должны обладать теми же характеристиками, что и СИМ в столичном прокате. Они будут в обязательном порядке оснащены встроенным ограничителем скорости (до 25 км/ч), световозвращателями, передней фарой, задним фонарем, звуковым сигналом и укрупненным номерным знаком спереди и сзади. Световые приборы для удобства и безопасности будут включены в течение всего рабочего дня.

Отдельная опция – передача трека поездки, которая позволит следить за местоположением курьера, а СИМ обяжет автоматически сбрасывать скорость в медленных зонах до 5–15 км/ч.

28 апреля департамент транспорта Москвы сообщал, что пользователи самокатов получили почти 15 000 штрафов с начала сезона. Еще 7000 аккаунтов были заблокированы, уточнял Ликсутов. «Штраф приходит за нарушение правил безопасного вождения и сервиса. Блокировка – за аренду несовершеннолетними, системные и грубые нарушения ПДД», – говорится в сообщении.

Госавтоинспекция проводит регулярные проверки, а сотрудники ЦОДД видят дорожную ситуацию онлайн по камерам ежедневно. Наиболее частыми нарушениями стали езда на одном электросамокате вдвоем, проезд по пешеходному переходу и парковка в неположенном месте.

14 апреля председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что компании, предоставляющие услуги проката, должны нести ответственность за ДТП с участием электросамокатов. В свою очередь в мае операторы кикшеринга Whoosh, «МТС Юрент» и «Яндекс.Go» увеличили штрафы за нарушение правил пользования электросамокатами. За поездки в нетрезвом виде, неспешивание на пешеходном переходе и передачу самоката ребенку тоже ввели санкции. Об этом говорилось в сообщении пресс-службы Ассоциации операторов микромобильности.

В прошлом сезоне более 36,5 млн человек в России воспользовались услугами кикшеринговых сервисов. При этом, по статистике, всего 1% пользователей нарушали правила дорожного движения и внутреннего пользования СИМ. Такие данные озвучила директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман, ее слова приводятся в сообщении пресс-службы ассоциации. Эрдман также отметила, что хоть процент и небольшой, но он влияет как на отношение к средствам индивидуальной мобильности в целом, так и на ситуацию на дороге.

Крупные сервисы также ввели штрафы за передачу управления электросамокатом несовершеннолетнему: во всех сервисах штраф составит 10 000 руб. За поездку с пассажиром «МТС Юрент» и Whoosh оштрафуют на 5000 руб. За аналогичное нарушение в «Яндекс.Go» сумма составит 3000 руб. за каждого дополнительного пассажира. Если водитель СИМ не спешивается на пешеходном переходе, все операторы применят к нему санкции в виде 1000 руб. Некорректная парковка, когда самокат оставлен поперек тротуара или вне зоны парковки, у всех сервисов повлечет за собой штраф в 500 руб. Как рассказали представители кикшеринговых компаний «Ведомости. Городу», нарушения выявляют по камерам видеофиксации и фото с запросами, которые присылают граждане в поддержку сервисов.

Директор Института транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин заявил в беседе с «Ведомости. Городом», что увеличение штрафов задачу с культурой вождения не решит. «Даже если электросамокатчики придерживаются правил, они развивают значительную скорость – гораздо большую, чем пешеходы, и при наезде могут нанести им сильный вред», – говорит эксперт и добавляет, что необходимо выделить для катания специальные территории в парках, скверах.

Самое популярное
Свободное время / Интервью
Константин Обухов: «2026-й станет годом телевидения»
Генеральный продюсер телеканала ТВ-3 – о безопасном контенте и интересе россиян к эзотерике
Городская недвижимость / Мнение
Дубайский мастер-девелопмент
Как использовать опыт ОАЭ в развитии городов России
Свободное время
Шесть локаций для праздника: как встретить Новый год в регионах России
Обзор отельных программ от Кавказа до Балтики
Культурный город
Беспилотный трамвай и автобус-амфибия: 10 самых необычных видов транспорта мира
Как культурные традиции и футуристические технологии создают уникальные маршруты
Городская недвижимость
Люксовый ритейл: как развивается этот сегмент в центре столицы
Эксперты считают, что нишу на рынке могут заполнить предложения в рамках новых жилых проектов
Другие города
Архитектурный дайджест: больница-сад, платный балкон в Вероне и колоссы Мемнона
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Наш город
Мороз и солнце: синоптики предупредили о резком похолодании в Москве
В столичный регион на неделе придут холода и безоблачная погода
Другие города / Мнение
Побережья будущего
Почему нужно обучать молодых архитекторов проектировать пространства у воды
Свободное время
Лучшие катки Москвы: покататься на коньках зимой 2025–2026 с ценами и адресами
Главные места для катания на коньках для взрослых и детей
Наш город
Город для людей: что такое урбан-психология и как она влияет на человека
В России развивается новая дисциплина, изучающая взаимоотношения человека и городской среды
Горожане / Мнение
Гений места
Как известные личности создают городские бренды
Городская недвижимость
«Вавилонская башня»: как офисы справляются с множеством резидентов
Владельцы БЦ для этого стали чаще привлекать партнерские УК
Наш город
Дожди, гололедица и холод: какая погода ожидается в Москве на выходных
Новый циклон, пришедший с северо-запада, принесет морозы в столичный регион
Наш город
Андрей Лихачев: «Будущее жилья – там, где технологии встречаются с комфортом»
Генеральный директор «Рублево-Архангельского» – о создании качественной городской среды при помощи инноваций
Свободное время
Прогулки, SPA и тишина: где встречать Новый год в Подмосковье
Обзор готовых программ для отдыха за городом