В Москве начинается сезон летних веранд
В этом сезоне их откроется более 3700 штукС 1 апреля официально открылся сезон летних веранд. Всего в столице будут работать более 3700 кафе с верандами, из них 1900 – в Центральном административном округе, такие данные департамента торговли и услуг приведены на портале mos.ru. Их общая площадь – свыше 300 000 кв. м. Около 400 уже готовы к эксплуатации.
«В теплое время года 12 улиц в центре столицы превращаются в по-настоящему гастрономические, например Камергерский переулок, Кузнецкий Мост, Большая Никитская, Никольская, Покровка. Они становятся самостоятельными точками притяжения для жителей и туристов, – рассказал порталу mos.ru руководитель городского департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. – Мы, со своей стороны, помогаем развивать сеть летних кафе, с 2010 г. их количество в Москве выросло в три раза».
Требования Госинспекции по недвижимости города предписывают, что летние кафе должны располагаться на расстоянии не менее 25 м от входа в метро, не менее 10 м от остановок и не менее пяти метров от подземного перехода.
Большинство веранд пока только строятся. «Экономически целесообразно открывать полноценную веранду, когда температура воздуха повышается до 18–20°С. Так что по-настоящему время веранд наступит не раньше 1 мая», – заявил «Ведомости. Городу» сооснователь ресторанной группы Joi Team (Joi Izakaya, Nome, True Cost) Глеб Марач.
Тем не менее некоторые рестораны уже ждут посетителей, которые не боятся капризов погоды. Как сообщил «Ведомости. Городу» представитель ресторанного холдинга Lucky Group, у них с 1 апреля уже заработали четыре веранды – в ресторанах Mamie, 345, Loro на Большой Никитской и Margarita Bistro на Патриарших прудах. Позже, с наступлением стабильного тепла, они будут «обрастать» дополнительными столиками. Также с сегодняшнего дня в гастроквартале «Три вокзала. Депо» можно посетить 9 кафе и ресторанов на свежем воздухе.
По словам основателя группы Folk Team (рестораны Folk, Amber, ENO Bistro, Anchovy's Club, Padron) Дмитрия Романова, веранды добавляют от 30 до 100% площади и посадочных мест. «Веранды – сильное преимущество ресторанов, посетители их очень любят. И рестораны без веранд проигрывают», – объяснил «Ведомости. Городу» эксперт. По его словам, благодаря летним верандам выручка в сезон вырастает на 30% и выше. А если ресторан расположен в природной зоне, недалеко от парка или сквера, может вырасти и в два раза. Как это происходит, например, в сезон в ресторане ENO bistro, расположенном в Сколково, недалеко от Мещерского парка. По данным отдела маркетинга Lucky Group, веранда увеличивает проходимость от 10 до 50% в зависимости от локации и размера.
Летние веранды в столице стали выглядеть как продолжение ресторанов – они не уступают основному залу ни в оформлении, ни в удобстве. «Все уже научились тратить деньги на веранды, не экономят: хорошие конструкции, перголы, маркизы, дорогая отделка, приятная, удобная мебель, обязательно озеленение, декор», – перечисляет Дмитрий Романов. Бывает, что приходится включать в расходы и дополнительные переделки: например, в ресторане Amber заменяют панорамные окна на летние «окна-открывашки», чтобы объединить ресторан и веранду в одно пространство.
Расходы на постройку веранды в этом сезоне ресторатор оценил на примере открывающегося завтра Anchovy's Club в Колокольном переулке: «Получилось около 11 млн “под ключ” за веранду на 50 посадочных мест. Если разгуляться, то можно и больше было потратить – до 15 млн руб.».
Основной тренд – размытие границ между внутренними помещениями и улицей, подтверждает представитель Lucky Group: «Никаких компромиссов в выборе деталей: приборов освещения, декора, посуды. Даже уличные ткани для мебели сегодня невозможно на ощупь отличить от интерьерных решений».
Веранды становятся все более зелеными, добавляет Глеб Марач: «Чем больше зелени на веранде, тем интереснее она выглядит. Также люди хорошо себя чувствуют на верандах с системами орошения, которые выбрасывают мелкодисперсную воду. В жаркие дни это помогает создать более комфортные условия».
Специального меню для веранд в московских ресторанах не разрабатывают, но к сезону везде запускается летнее меню, куда обычно входят лимонады, легкие коктейли, закуски, блюда из сезонных продуктов.