В московском метро появится сервис аренды зонтов
Воспользоваться услугой можно с 10 июля10 июля в столичном метрополитене начнет работать сервис аренды зонтов «ЗонтБери». Об этом сообщается в официальном Telegram-канале департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. «Мы начинаем тестировать новый сервис «ЗонтБери». Это автомат по выдаче зонтов в аренду», – отмечается в сообщении. Идею сервиса придумали сотрудники московского транспорта на одной из встреч «Стартап-студии», поясняется в Telegram-канале департамента транспорта. Это командный интенсив, где разрабатываются новые услуги в области транспорта и умного города. Организатор «Стартап-студии» – фонд «Транспортные инновации Москвы».
Шеринг можно уже найти на станциях метро «Физтех» (выход № 1), «Яхромская» (выход № 1), «Лианозово» (между выходами № 1 и № 2–5, между выходами № 6 и № 7), указано в Telegram-канале департамента транспорта. Всего установлено 4 аппарата, в каждом аппарате размещено 35 зонтов, рассказал «Ведомости. Городу» представитель фонда «Транспортные инновации Москвы». Он пояснил, что аренда происходит следующим образом: пользователь сканирует QR-код, размещенный на аппарате, для регистрации на сайте нового сервиса, затем вводит номер телефона для регистрации и дает согласие с условиями работы сервиса. После регистрации пользователю приходит код подтверждения. Завершив процесс регистрации, пользователь сканирует QR-код для старта аренды. На сайте сервиса в меню можно привязать банковскую карту.
Аренда аксессуара на этапе пилотного тестирования обойдется в 250 руб. на сутки, пояснили «Ведомости. Городу» в фонде. Также есть часовой тариф – 50 руб. и поминутный тариф – 10 руб. При аренде единовременно списывается залог в размере 500 руб., который возвращается при сдаче зонта, вернуть аксессуар можно в любой из доступных аппаратов. Если пользователь не вернет зонт, то залог тоже не возвращается, предупреждают в фонде. При наличии спроса на новый сервис планируется увеличить количество аппаратов и разместить их на других линиях Московского метрополитена, отмечают в фонде.
Шеринговый сервис – всегда хорошая идея, считает сооснователь сервиса аренды пауэрбанков «Бери заряд!» Степан Ермаченков. «Любой городской сервис закрывает ту или иную потребность пользователя, поэтому он должен быть на виду, понятен, удобен и по карману», – напоминает он. Ермаченков рассказывает, что в «Бери заряд!» тоже задумывались о создании сервиса по аренде зонтов, но решили сконцентрировать свои усилия на сегменте пауэрбанков. Он добавляет, что шеринг зонтов, несмотря на удобство и пользу для потребителя, имеет ряд особенностей. «Это не тот бизнес, который даст большую выручку, по крайней мере, в том виде и бизнес-модели, которую сейчас собираются тестировать в городе. Чтобы он «выжил», нужна хорошая плотность точек, где можно взять и сдать зонт: никто не хочет носить с собой этот аксессуар, тем более после дождя», – поясняет Ермаченков. Вдобавок, как и любому шеринг-сервису, сервису по аренде зонтов придется решать ряд вопросов, связанных с тем, что арендуемый предмет могут перепутать, потерять, сломать и так далее, добавляет он.
У сервиса есть шанс стать востребованным, потому что всегда есть риск выйти из дома без зонта в хорошую погоду, но, добравшись до пункта назначения, обнаружить, что идет дождь, считает директор по развитию сервиса аренды пауэрбанков – резидента фонда «Сколково» EnerGO Владимир Козлов (из более 4000 установленных в Москве терминалов сервиса 386 размещены в столичном метрополитене). «При стоимости аренды зонта 100–200 руб. в сутки люди будут готовы брать аксессуар, чтобы не терять время и не ждать в метро, когда закончится дождь», – делится мнением он. Создателям сервиса стоит продумать фиксированный тариф на случай, если пользователь взял зонт по дороге из метро до дома и оставил у себя аксессуар до утра, добавляет Козлов. Люди не будут брать зонт напрокат, идти домой, там брать свой зонт и идти назад, чтобы вернуть аксессуар, поясняет он. Есть риск, что пользователь может забрать зонт насовсем, констатирует Козлов. Сервис EnerGO сталкивается с подобной проблемой при сдаче в аренду своих пауэрбанков: по словам Козлова, в среднем из всех взятых у EnerGO пауэрбанков во всех городах России не возвращают 3–5% устройств (отдельную статистику по Москве и московскому метро не считали). «Но таких пользователей можно либо блокировать, либо не возвращать депозит и списывать с карты стоимость аренды до тех пор, пока не удастся отбить закупочную стоимость зонтика, после чего зонт перейдет в собственность пользователя», – отмечает Козлов.
Сервисы по аренде зонтов запускали во многих городах мира. Например, в апреле 2017 г. в Китае запустили стартап Sharing E Umbrella, который через два месяца после старта работал в 11 городах страны, включая Шанхай и Гуанчжоу. Количество зонтов на старте проекта составило 300 000, аксессуары размещали на стендах преимущественно на автовокзалах и станциях метро, писало издание South China Morning Post. Залог за один предмет составлял 19 юаней ($2,85 по курсу 2017 г.), за каждые 30 минут пользования взималась плата в 0,5 юаня ($0,07). По информации издания, уже через три месяца сервис лишился почти всех зонтов, потому что пользователи просто не возвращали их. Каждый утерянный зонт обошелся стартапу в 60 юаней ($9). В ноябре 2018 г. в японском Токио открылся сервис по аренде зонтов iKasa, за первый месяц работы им воспользовались 1000 человек, писало издание Time Out. В 2016 г. в бразильском Сан-Паулу был запущен сервис Rentbrella, который предлагал пользователям арендовать зонты в автоматизированных киосках с помощью приложения и пользоваться ими бесплатно 24 часа. Сейчас, по данным на сайте сервиса, Rentbrella представлена также в Нью-Йорке и Лондоне и расширяет свое присутствие в США, Великобритании и Европе.