В первом квартале 2024 года оборот столичных салонов красоты вырос на 14%
Москвичи готовы обращаться за всеми видами бьюти-услугЗа пять лет количество парикмахерских и салонов красоты в Москве выросло более чем на 1000 точек, сообщил «Ведомости. Городу» представитель пресс-службы департамента торговли и услуг Москвы. По данным Единой городской автоматизированной системы информационного обеспечения и аналитики потребительского рынка, в 2019 г. в столице было 6413 таких предприятий, в 2024 г. их насчитывается уже 7457, привел цифры представитель пресс-службы ведомства.
В апреле 2024 г. руководитель столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк отмечал, что самые популярные бытовые услуги в столице оказывают салоны маникюра и педикюра, пошивочные ателье и парикмахерские, писал портал mos.ru. «Мы наблюдаем, что спрос на услуги салонов красоты растет, причем в том числе среди молодежи, – это говорит о том, что люди начали превентивно следить за своим здоровьем и за внешним видом», – пояснил «Ведомости. Городу» заместитель руководителя департамента торговли и услуг Артур Никитюк.
По данным департамента экономической политики и развития Москвы, сегодня на столицу приходится около 13% оборота российского рынка бьюти-услуг. В 2023 г. выручка в этой сфере выросла к предыдущему году на 7,5% в сопоставимых ценах и достигла 26,4 млрд руб., привел цифры представитель департамента. По его словам, рост продолжился и в 2024 г. – в I квартале текущего года оборот столичных парикмахерских и салонов красоты превысил 7,6 млрд руб., что почти на 14% больше в сопоставимых ценах, чем за аналогичный период 2023 г. Насколько сейчас конкурентен московский рынок услуг красоты, с какими сложностями сталкиваются предприниматели и как им помогают столичные власти, «Ведомости. Город» обсудил с представителями парикмахерских и салонов красоты.
Услуги на любой вкус
Рост количества салонов красоты и парикмахерских опрошенные «Ведомости. Городом» эксперты объясняют развитием брендов салонов, популярностью франчайзинга и большим количеством клиентуры.
«Бренды салонов красоты развиваются, сейчас очень хорошо работает франшиза», – поясняет управляющий партнер сети салонов маникюра и педикюра «Пальчики» Антон Дерконос. В столице готовы потреблять бьюти-услуги, поскольку Москва более устойчива к кризисам, считает основатель федеральной сети экспресс-парикмахерских «Чио Чио» Ильназ Набиуллин (в Москве работает 15 точек сети, всего по стране – 700). «В регионе из-за повышения цены можно сразу потерять клиента. В Москве же есть клиенты и на стрижку за 300 руб., и на стрижку за 3000 руб. Город большой, он активно застраивается, сюда приезжает много людей, и они готовы пользоваться услугами», – поясняет он.
Московский рынок услуг в сфере красоты всегда был конкурентным, констатирует основатель сети лабораторий красоты «Персона» Игорь Стоянов. Российская, и особенно московская, бизнес-индустрия в сфере красоты – одна из самых сильных в мире, теперь столичный рынок насытился и предприниматели из этой сферы очутились в «красном океане», говорит он.
Эксперты отмечают, что порог входа в этот бизнес относительно низкий. Например, открытие моностудии – барбершопа или студии лазерной эпиляции – Стоянов оценивает в 1,5–2 млн руб. Салон с базовыми услугами можно открыть от 2 млн руб., говорит Набиуллин, добавляя, что вложения могут быть и ниже. «Но московский рынок очень специфичен: здесь большой выбор и клиент избалован огромным количеством хороших мест. Просто открываться невозможно – нужно пытаться удивить москвичей сервисом, скоростью обслуживания, ценой», – констатирует Набиуллин.
Открытие студии по франшизе «Пальчиков» обойдется в 4–9 млн руб., приводит данные Дерконос. Основные затраты уйдут на ремонт (50%), оборудование (25–30%) и расходные материалы, подсчитывает он. Салон с аппаратными и инъекционными услугами обойдется дороже. Наталья Грибуш, владелица сети салонов красоты «Город красоты», оказывающих такие услуги, оценивает открытие в арендованном помещении в сумму от 12–15 млн руб., а срок окупаемости – минимум в два года. Владелица салона Daviani Юлия Смолина называет еще более высокую стоимость – от 30 млн руб., поясняя, что показатель зависит от многих факторов: локации, занимаемой площади, спектра и качества предоставляемых услуг и т. д. Московский бизнес в сфере услуг красоты устойчив, считает Стоянов. Он добавляет, что речь идет в первую очередь о предприятиях сегмента, работающих больше 10–15 лет.
Руки помощи
Опрошенные «Ведомости. Городом» эксперты считают, что оборот столичных салонов красоты и парикмахерских в I квартале 2024 г. вырос не только из-за появления новых игроков, но и из-за увеличения стоимости услуг для клиентов.«В середине 2023 г. и уже в 2024 г. многие, в том числе и мы, повышали цены в связи с ростом зарплат и товарной себестоимости», – констатирует Дерконос. В московских салонах «Пальчики» средний чек вырос на 10–15%, делится данными он. Стоянов отмечает, что салоны красоты повысили за год цены на 15% из-за роста стоимости расходных материалов. «Каждый год поставщики красок и уходовых средств для волос повышают цену на 15–20%», – приводит пример он.
Но главной болью салонов красоты и парикмахерских опрошенные «Ведомости. Городом» представители индустрии называют дефицит кадров. Бизнес в сфере услуг красоты сильно зависим от мастеров, поясняет Набиуллин. Сейчас хороших специалистов на рынке стало меньше, многие идут работать в другие сферы из-за более высоких зарплат, констатирует Грибуш. Часть мастеров уходят в самозанятые, отмечает Дерконос.
Он видит в этом проблему не только для работодателя, но и для потребителя. Самозанятых мастеров никто не контролирует, поэтому они могут не соблюдать должные меры безопасности во время обслуживания, поясняет он. Работодателю же приходится сталкиваться с конкуренцией, поскольку мастера демпингуют, а салоны красоты обязаны соблюдать меры безопасности при обслуживании гостей и много тратят на санитарные составляющие и одноразовые расходники, говорит Дерконос.
Многие из опрошенных предпринимателей обращаются к городу за мерами поддержки. Например, в период пандемии салон Daviani пользовался выплатой предлагаемых субсидий, а также льготами по отсрочке налоговых платежей, рассказывает Смолина. «В пандемию нам выделили средства для поддержания санитарно-эпидемиологических условий, и, если бы нам не помогли в тот момент, не известно, как бы мы сейчас существовали», – говорит Грибуш. Во время пандемии COVID-19 партнеры-франчайзи «Персоны» получали субсидии на паушальный взнос и роялти, делится Стоянов. «Также наших партнеров сильно поддерживают субсидии на обучение сотрудников», – добавляет он. Меры поддержки продолжают оказывать и сейчас.
Например, в рамках фестиваля «Лето в Москве. Все на улицу!» частным лицам и компаниям предоставляют бесплатно городские площадки для мероприятий. «Для города важна коммуникация с предпринимателями, так как мы заинтересованы в том, чтобы бизнес развивался. Мы активно вовлекаем в том числе бьюти-предприятия в городские проекты», – рассказал Немерюк.
На Страстном бульваре стилист Дмитрий Винокуров забронировал площадку под мастер-класс на 24 июня. «Тем, кто в этот день будет гулять по Москве и попадет на наш мастер-класс, мы расскажем о нашей профессии, секретах ухода за волосами», – рассказал «Ведомости. Городу» Винокуров. Он отмечает: различные выставки и мероприятия – одна из городских мер поддержки индустрии красоты. Другие формы поддержки, за которыми обращается предприниматель, – различные льготы.
Все хотят быть красивыми
Из интересных потребительских тенденций опрошенные «Ведомости. Городом» эксперты отмечают рост внимания московских мужчин к своей внешности. «Мы видим по своим отчетам, что в чеке появляется больше уходовых услуг, в том числе ими пользуются и мужчины, например кто-то закрашивает седину», – рассказывает Набиуллин. Большее количество мужчин стало заниматься своей внешностью, приходить к косметологу на аппаратные и инъекционные процедуры, делится наблюдениями Наталья Грибуш.
Сейчас зафиксирован огромный спрос на аппаратную косметологию и среди женщин, и среди мужчин, говорит Юлия Смолина. «Клиенты стремятся к самосовершенствованию, поэтому обращаются к аппаратам с репутацией «красота здесь и сейчас», – поясняет она. Тенденция прослеживается не только среди возрастных клиентов, но и среди молодежи, добавляет Смолина. Также в ее салоне растет спрос на массажные услуги. «Москвичи потребляют услуги «на 360 градусов», поэтому у салонов красоты полного цикла сейчас наступил ренессанс», – заключает Игорь Стоянов.-