Свободное место: в Москве начали тестировать динамический тариф за парковку
Оплата будет меняться в зависимости от загрузки машино-местВ столице в пилотном режиме начали тестировать новый проект столичного правительства – динамический тариф за парковку. Об этом сообщает mos.ru со ссылкой на заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максима Ликсутова. По условиям, стоимость стоянки на платной парковке будет меняться в зависимости от загрузки машино-мест. «Ведомости. Город» обсудил с экспертами плюсы и минусы этого проекта для города и автомобилистов.
Как сообщил Максим Ликсутов, чьи слова приводит mos.ru, тарифную сетку платных парковок правительство разрабатывает по поручению мэра столицы Сергея Собянина с целью использовать парковочные места наиболее эффективно. «Справедливо считать тариф исходя из загрузки машино-мест: если парковка свободна, то она может быть даже бесплатной, а по мере роста ее загруженности тариф будет меняться», – сказал Ликсутов. По его словам, принять участие в тестировании может каждый автомобилист. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте «Московский паркинг» в разделе проекта. Далее на почту придет инструкция с условиями и информацией, как установить специальную версию приложения для тестирования.
Тестирование стартовало 16 сентября и продлится до 30 сентября. Оно проходит на пяти пилотных территориях: улице Ильинке, площади Тверская Застава, Рождественском бульваре, на Новой площади и в Никитском переулке. Принцип работы следующий: если на парковке совсем нет машин, оставить на ней транспорт можно бесплатно. Если машин немного, нужно заплатить сумму, которую приложение рассчитает исходя из загруженности. Если же парковка загружена сильно, цена будет стандартной для определенного места. Минимальный тариф на время тестирования составляет 0 руб./час, а максимальный – 380 руб./час на площади Тверская Застава и 600 руб./час на всех остальных стоянках, отмечает mos.ru. Для тех, кто не участвует в проекте, цена парковки остается стандартной вне зависимости от загруженности. После завершения эксперимента участникам предстоит оценить работу нового сервиса.
Идея динамичного тарифа вполне удачная: если ее распространить на все платные улицы, то как минимум ночью на большинстве таких улиц парковка станет либо очень недорогой, либо бесплатной, считает член общественного совета ГУ МВД России по Москве, координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов. «Но днем, скорее всего, изменений не будет, так как спрос на парковочные места в Москве традиционно превышает предложение, особенно в центре города», – говорит Шкуматов и добавляет, что все зависит от конкретной локации. Эксперт приводит пример парковки на несколько десятков машино-мест рядом с его домом на окраине Москвы. «Там установлен тариф 40 руб./час, но даже за эту цену почти все пространство остается свободным. Очевидно, что в данной ситуации парковка должна быть либо бесплатной, либо очень дешевой, чтобы привлекать автомобилистов», – утверждает он. При этом Шкуматов считает, что при введении динамического тарифа необходимо обязательно оговорить с автовладельцами правила ценообразования и сделать их прозрачными. «То есть если машин на парковке нет вообще, то цена нулевая, если заняты почти все места, то цена максимально возможная. Автомобилист должен видеть, как назначается тариф, прямо в мобильном приложении», – добавляет эксперт.
Динамическое тарифообразование – стандартный и высокоэффективный инструмент повышения отдачи от использования какого-либо ресурса, поясняет директор Института транспортного планирования Михаил Якимов. В транспорте довольно много примеров использования динамического тарифа: цены на авиабилеты или на проезд в поездах дальнего следования, отмечает эксперт. При этом подобные инструменты не применяются в ежедневных городских перевозках, когда люди используют транспорт, чтобы добраться до работы, говорит Якимов. «Тарифы на общественный транспорт не зависят от времени суток или дня недели, часа пик», – приводит пример он. По мнению эксперта, динамический тариф на парковку окажется неудобным для автовладельцев, поскольку парковочная политика должна быть предсказуемой. «Каждый участник дорожного движения, передвигающийся на своем авто или на общественном транспорте, должен заранее понимать, во сколько ему обойдется перемещение из точки А в точку Б. В том числе стоимость проезда на общественном транспорте и стоимость парковки автомобиля», – поясняет эксперт. Из-за введения динамического тарифа спланировать расходы будет невозможно, считает Якимов. Также, по его мнению, это нововведение может спровоцировать некоторых автовладельцев использовать индивидуальный автомобиль вместо общественного транспорта в надежде на то, что они найдут дешевое место для парковки, что может получиться у них далеко не всегда.