Столичный гардероб. Как московские бренды одежды заменяют иностранные
Модные бренды города завоевывают зарубежные рынкиПока иностранные компании закрывали двери для посетителей торговых центров, столичные производители одежды увеличили поставки своей продукции в магазины. «Ведомости. Город» рассказывает, кто теперь одевает москвичей и какие модные бренды столицы завоевывают зарубежные рынки.
Люкс и креатив
Сравнительно молодой бренд был основан семейной парой Максимом Юриным и Анастасией Сергеевой в 2018 г. Предприятию, производящему тату-перчатки, удалось занять более 60% отечественного рынка по производству перчаток, писал в своем блоге мэр Москвы Сергей Собянин. Тем временем за океаном на прошедшей после церемонии премии «Оскар» вечеринке Vanity Fair в продукции компании появился один из ведущих мировых стилистов – Лоу Роуч. Кроме перчаток компания создает боди с тату-вышивкой, носки, а также различные подарки – свечи, небольшие игрушки, косметички.
Другой бренд, производящий уникальные сумки ручной работы, успел завоевать интерес у женской аудитории. Столичной продукции ручной работы отдает предпочтение супермодель и благотворитель Наталья Водянова.
Бренды с историей
За 100 лет своего существования известная обувная фабрика Москвы выпустила 660 млн пар обуви. Кроме моделей для повседневного гардероба фабрика выпускает специализированную обувь для военных, металлургов, нефтяников, работников газовой и энергетической отраслей. По данным мэрии города, на внедрение инновационных технологий в производственный цикл предприятия было вложено порядка 460 млн руб., благодаря чему компания сможет серьезно повысить количество выпускаемой обуви. Сейчас в магазинах доступны женская, мужская и детская обувь.
Другая фабрика с большой историей одевает не только Москву, но и всю Россию. Производитель специализируется на мужских костюмах и верхней одежде, а не так давно стал выпускать одежду и для женщин. В 2016 г. предприятие получило статус промышленного комплекса, что предполагает налоговые преференции. Сегодня на фабрике трудятся около 450 человек, которые производят порядка 80 000 различных изделий в год.
Повседневная одежда
Другая относительно молодая компания за семь лет успела серьезно масштабировать свое производство. Сегодня она поставляет продукцию не только в регионы РФ, но и за рубеж: в Армению, Белоруссию, Германию и Эстонию. Это швейная лаборатория, разрабатывающая женскую одежду – от асимметричных боди до базовых футболок, бермуд, легинсов и однобортных пиджаков прямого кроя. Ежегодно бренд выпускает четыре коллекции – осень/зима, новогодняя коллекция, весна/лето.
Специальная одежда
Столичный бренд с историей и мировым признанием производит сценические костюмы, туфли и пуанты. С предприятий компании на прилавки магазинов ежегодно отправляются более полумиллиона пар танцевальной обуви. Всего в Москве работает четыре фабрики бренда, а ассортимент насчитывает более 1000 наименований.
Еще одна московская компания – Bask занимается созданием одежды и снаряжения для туризма и альпинизма. Бренду удается оставаться востребованным на рынке с 1992 г. По данным, опубликованным на сайте компании, ежегодно обновляемая коллекция включает до 500 моделей различных товаров. Ассортимент одежды достаточно большой – от детских футболок и мужского термобелья до пуховиков, курток и полукомбинезонов. Цены на товары в среднем стартуют от 2000 руб.
За 20 лет хорошо зарекомендовала себя на рынке компания, которая производит ортопедическую обувь и обеспечивает своей продукцией порядка 100 000 людей с ограниченными возможностями. В 2020 г. столичные власти выделили компании субсидию, деньги пошли на компенсацию части затрат, погашение процентов по кредиту и приобретение оборудования. Сегодня в столице и области работает семь салонов. Товары поставляются не только на российский рынок, но и в страны СНГ.
Текстильные перспективы
В течение ближайших месяцев одежда в России может подорожать под влиянием сразу нескольких факторов, считает эксперт в сфере промышленности кандидат экономических наук Леонид Хазанов. По его словам, такая тенденция связана с прекращением поставок от европейских производителей и с тем, что азиатские бренды не смогут полноценно их заменить в короткий срок. «Даже если доставлять платья и костюмы из Китая, Индии или Вьетнама, это будет дороже, чем раньше. Причина – ограниченная пропускная способность пограничных переходов с КНР, загруженность Восточного полигона РЖД и рост ставок на морское грузовое сообщение с Индией и Вьетнамом», – объясняет Хазанов.
Цены на турецкую продукцию также возросли из-за того, что власти повысили ставку налога на прибыль с 20 до 23% и одновременно увеличили в 1,5 раза минимальный размер оплаты труда работников, отмечает эксперт.
По словам Хазанова, в Россию хлопок импортируется в основном из Средней Азии и ежегодно дорожает на 30–40%. Первые предпосылки к снижению импорта хлопка уже видны – к 2025 г. Узбекистан планирует полностью отказаться от его экспорта, доведя его переработку на своей территории до 100%. Среди прочих факторов эксперт называет отсутствие возможности заменить иностранное оборудование из-за санкций, высокую налоговую нагрузку, а также трудности с получением кредитов. Все это приводит к нестабильным ценам на рынке одежды, говорит Хазанов.
Экономист Юрий Твердохлеб, напротив, позитивно оценивает перспективы легкой промышленности. По его мнению, подорожание будет незначительным. «Параллельный импорт достаточно активно и органично может занять освободившиеся ниши. На сегодняшний день довольно много брендов шьют одежду по франшизе. Эти производства останутся, они могут работать легально», – рассуждает экономист. Кроме того, по словам эксперта, модная индустрия развивается с тенденцией превышающего предложения над спросом. «Не думаю, что наши люди пострадают от ухода брендов. Появится целый ряд альтернативных предложений», – заключил Твердохлеб.
Поддержка легкой промышленности
Производство одежды и обуви – часть легкой промышленности, которая получила поддержку после введения западных санкций. Например, в апреле для бизнеса сделали льготные ставки. «Процентные ставки были снижены с 15 до 11% как для новых заемщиков, так и по кредитам, заявки на которые были одобрены ранее. И не менее важно – мы существенно расширили круг получателей льготных кредитов», – сообщил в своем блоге Собянин.
Максимальный размер кредита на пополнение оборотных средств достиг суммы в 500 млн руб. Кроме того, в столице действуют субсидии и гранты для производителей одежды и обуви. Возможно получить софинансирование до 95% затрат на обучение работников отрасли. Также компенсируется до 50% затрат на покупку производственного оборудования. По словам мэра, за последние три года порядка 170 млн руб. было направлено на поддержку производителей.
Среди прочих мер – популяризация отечественных брендов. В июне была проведена Московская неделя моды, куда подали заявки примерно 900 брендов из 79 городов России. Показы в рамках Недели моды прошли сразу на нескольких площадках: в Зарядье, на ВДНХ, на Тверской и других площадках. С помощью мероприятия удалось поддержать индустрию, в которой заняты порядка 40 000 москвичей – от дизайнеров и швей до стилистов и маркетологов. Московскую неделю моды посетили более 1,6 млн человек, а свою продукцию представили 450 отечественных дизайнеров.