Пассажиры МЦД совершили 1 млрд поездок

Больше всего людей воспользовались вторым диаметром
Алексей Орлов / Ведомости
Алексей Орлов / Ведомости

Почти пять лет – с 2019 г. – в столичном регионе работают Московские центральные диаметры. За это время пассажиры совершили на этом виде транспорта 1 млрд поездок, рассказал в своем Telegram-канале мэр Москвы Сергей Собянин. «Ведомости. Город» поговорил с экспертами о плюсах МЦД для жителей столичного региона и развития девелопмента и о том, какие у диаметров существуют минусы. 

МЦД-1 (Белорусско-Савеловский), который проходит от Одинцово до Лобни, и МЦД-2 (Курско-Рижский) от Подольска до Нахабино запустили в ноябре 2019 г. Как отметил в своем Telegram-канале Собянин, за это время они перевезли 360 млн и 460 млн человек соответственно. МЦД-3 (Ленинградско-Казанский), связавший Раменское и Зеленоград, открылся в августе 2023 г. В сентябре этого же года дали старт самому протяженному диаметру МЦД-4 (Калужско-Нижегородскому) – он связал Апрелевку и Железнодорожный. По словам Собянина, за это время МЦД-3 и МЦД-4 перевезли 116 млн и 65 млн соответственно. 

Мэр Москвы добавил, что самым популярными станциями на МЦД-1 стали Одинцово, Славянский Бульвар и Савеловская, на МЦД-2 – Царицыно, Подольск и Нахабино, на МЦД-3 – Выхино, Зеленоград – Крюково и Электрозаводская. А на МЦД-4 больше всего пассажиров входят и выходят на Железнодорожной, Курской и Нижегородской. Ежедневно московскими диаметрами пользуются 1,3 млн человек, сообщал в конце февраля портал mos.ru. 

Сегодня по маршрутам центральных диаметров курсируют современные поезда «Иволга» и обычные электрички («Стандарт +», ЭД4М, «Ласточка» и пр.), отмечается на сайте ЦППК. Подвижной состав первых двух диаметров уже полностью обновлен, в этом году электрички обновят на третьем диаметре, а в следующем – на МЦД-4, отмечалось 5 июня на сайте mos.ru. По данным портала, до конца этого года на МЦД выйдут более 20 составов серии «Иволга 4.0». Помимо уже привычных зарядных устройств, комфортных салонов с удобными креслами и системой климат-контроля у них новый современный дизайн, а в промежуточных вагонах есть третья дверь – благодаря ей посадка и высадка пассажиров будут проходить быстрее, писал mos.ru. 

МЦД снизили нагрузку на наземный транспорт, отмечал на прошедшей 24 июня пресс-конференции ТАСС заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов, чьи слова приводятся на сайте информационного центра правительства Москвы icmos.ru. «Суммарно на всех четырех диаметрах пассажиры стали совершать в 3,6 раза больше поездок внутри города относительно периода до запуска МЦД. Сейчас на диаметрах 330 000 пассажиров в сутки внутри Москвы», – говорил он. По данным столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, после запуска МЦД-3 и МЦД-4 некоторые станции метро разгрузились до 15%, а дороги – на 21 900 транспортных средств в сутки. 

Интеграция железной дороги в городские территории и создание сообщения «город – пригород», включенного в городскую транспортную систему, – это тенденция мировой транспортной моды, говорит в беседе с «Ведомости. Городом» научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. По его словам, такая система успешно себя зарекомендовала в Германии, во Франции. Цифру в 1 млрд пассажиров за пять лет он считает вполне солидной. 

Один из основных положительных моментов введения МЦД – это переключение части трафика, который раньше приходился на метро, автомобили, трамваи и пр., говорит Блинкин. Например, в метро максимум может быть восемь вагонов – больше не получится поставить из-за специфики транспорта, поясняет эксперт. «На железнодорожных платформах, которые используются для МЦД, к поездам можно присоединить пусть не бесконечное количество вагонов, но значительно больше. Тем самым они могут перевозить больше людей», – считает он. Кроме того, по словам Блинкина, появление новых станций МЦД дало толчок к развитию девелопмента: застройщики стали строить около станций объекты недвижимости – от жилых домов до бизнес-центров, которые создают в том числе новые рабочие места. «То есть МЦД положительно повлияли и на градостроительное развитие столицы. Появился индустриальный спрос на ранее невостребованные территории», – отмечает эксперт. 

Директор Института транспортного планирования Михаил Якимов отмечает, что МЦД сделали удобной для жителей подмосковных городов дорогу до дома и обратно. По его словам, пассажиру не нужно думать о маршруте следования поезда, можно садиться в первый подошедший состав и не задумываться о расписании его движения. Расширились часы работы транспортной системы – с 5.30 до 24.00 без дневных «окон», а проездные документы московского транспорта теперь работают и на железнодорожном транспорте в полном объеме и без доплат, говорит Якимов. Однако он считает, что МЦД генерируют транзитное движение через центр города, что в загруженном мегаполисе несет не очень хороший эффект: привлекает в транспортную систему дополнительных пассажиров и дополнительное транспортное движение, а также вовлекает в ежедневную трудовую миграцию еще большее количество территорий и людей, ранее не участвовавших в поиске рабочих мест в пределах центральной части Москвы. 

Самое популярное
Городская недвижимость
Люксовый ритейл: как развивается этот сегмент в центре столицы
Эксперты считают, что нишу на рынке могут заполнить предложения в рамках новых жилых проектов
Другие города
Архитектурный дайджест: больница-сад, платный балкон в Вероне и колоссы Мемнона
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Наш город
Мороз и солнце: синоптики предупредили о резком похолодании в Москве
В столичный регион на неделе придут холода и безоблачная погода
Другие города / Мнение
Побережья будущего
Почему нужно обучать молодых архитекторов проектировать пространства у воды
Свободное время
Лучшие катки Москвы: покататься на коньках зимой 2025–2026 с ценами и адресами
Главные места для катания на коньках для взрослых и детей
Наш город
Город для людей: что такое урбан-психология и как она влияет на человека
В России развивается новая дисциплина, изучающая взаимоотношения человека и городской среды
Горожане / Мнение
Гений места
Как известные личности создают городские бренды
Городская недвижимость
«Вавилонская башня»: как офисы справляются с множеством резидентов
Владельцы БЦ для этого стали чаще привлекать партнерские УК
Наш город
Дожди, гололедица и холод: какая погода ожидается в Москве на выходных
Новый циклон, пришедший с северо-запада, принесет морозы в столичный регион
Наш город
Андрей Лихачев: «Будущее жилья – там, где технологии встречаются с комфортом»
Генеральный директор «Рублево-Архангельского» – о создании качественной городской среды при помощи инноваций
Свободное время
Прогулки, SPA и тишина: где встречать Новый год в Подмосковье
Обзор готовых программ для отдыха за городом
Свободное время
Рождественские фестивали и смена ритма: куда пойти в выходные 20–21 декабря
Только интересные события в Москве
Культурный город
Не ремейк, а киноквест: каким получился новый «Шурик»
Новогодний музыкальный фильм ТНТ, вместивший около 70 отечественных звезд, вышел на большие экраны
Наш город / Мнение
Зимняя мобильность
Как выстроить единую систему комфортной среды для семей зимой
Свободное время
Какие отели выбрать для празднования Нового года в Москве
В центре внимания – готовые сценарии для идеального торжества