В творческом потоке: как Москва поддерживает арт-индустрию и дизайн
Общая годовая выручка креативных компаний в 2024 году составила 5,85 млрд рублейМосковская креативная индустрия активно развивается, объединяя 2800 организаций и индивидуальных предпринимателей, включая мастерские, галереи, культурные пространства и проектную деятельность, а также арт-образование, такое как курсы и мастер-классы, рассказал мэр Москвы Сергей Собянин в своем блоге.
По итогам 2024 г. общая годовая выручка составила 5,85 млрд руб., что на 63,5% больше, чем в 2019 г., при этом очевидны хорошие перспективы для развития, особенно в области цифрового искусства, отметил Собянин. «Основной мерой поддержки арт-индустрии является предоставление площадок, в том числе в известных креативных кластерах "Винзавод", "Флакон", "Зотов", Центре творческих индустрий "Фабрика" и др.», – добавил мэр.
Как рассказал Собянин, в этом году в Москве открылся творческий центр «Московские мастерские» на Сиреневом бульваре, где обустроено 35 полностью оборудованных студий. Посещение выставок и лектория открыто для публики, а резиденты могут бесплатно пользоваться необходимой инфраструктурой для создания произведений искусства.
Городские проекты «Зима в Москве» и «Лето в Москве» помогают художникам открывать новые имена и бренды, предлагая площадки для тематических выставок и мастер-классов. Благодаря проекту «Арт-сезоны» профессионалы и новички имеют возможность участвовать в крупнейших ярмарках страны безвозмездно, подчеркнул Собянин. С 2023 г. в столице реализуется проект «Арт-фабрика», который направлен на переосмысление городской среды с помощью современного искусства, в работе которого участвуют застройщики и художники.
Образовательная поддержка специалистов также имеет важное значение. Агентство креативных индустрий реализует обучающие проекты, включая курс «Креатус онлайн», который знакомит слушателей с основами авторского права, а также курс «Арт. Практикум» для художников и галеристов, где участники учатся презентовать свои творческие замыслы.
Также, по словам мэра Москвы, сфера дизайна активно развивается и с 2021 г. количество компаний в этом сегменте выросло на 18,5%, а выручка увеличилась на 44% до 946,1 млрд руб. Агентство креативных индустрий организует программы-акселераторы для продвижения продукции столичных дизайнеров, такие как проект «Дизайн-цех», который уже привлек около 500 дизайнеров. Ярмарка «Креативный маркет», проведенная в ноябре прошлого года, привлекла более 72 000 человек и принесла более 6 млн руб. С помощью площадки посетители приобрели свыше 5500 товаров.
Конкурс «Фабрика дизайна», организованный совместно с Союзом дизайнеров России, демонстрирует креативные решения в различных отраслях, а Московская неделя интерьера и дизайна, прошедшая в Манеже, собрала более 84 000 гостей и более 1200 компаний. Участие иностранных компаний также было значительным и выставки создают новые возможности для налаживания внешнеэкономических связей, резюмировал Собянин.
16 июля мэр Москвы заявил, что в сфере креативных индустрий в столице работают более 113 000 компаний. Важнейшие секторы: кино, музыка, игры, издательства, дизайн, театр, реклама. Городская поддержка осуществляется через Агентство креативных индустрий. За пять лет число участников отрасли выросло на 11,7%.