Отдохнуть и поработать. Как Москва создает комфорт для бизнес-туристов
В арсенале столичной MICE-индустрии – необычные площадки, экскурсии после деловых встреч и особые комплименты в отеляхВ первом полугодии 2023 г. в Москве побывало 10,3 млн туристов. Каждый пятый гость – деловой турист. Такие данные приводит комитет по туризму Москвы. Этот вид туризма в России полностью восстановился до допандемийного уровня, столица лидирует. «Ведомости. Город» рассказывает, как городская индустрия гостеприимства создает комфорт для бизнес-поездок и адаптируется под новые вызовы времени.
Общий оборот рынка делового туризма по итогам 2023 г. превысит 650 млрд руб., что соответствует уровню 2019 г., подсчитали специалисты Союза агентств делового туризма. Москва с долей в 10% по-прежнему лидирует в списке городов, наиболее востребованных у командированных. В экономике столицы деловой туризм остается важным сегментом: как рассказали «Ведомости. Городу» в комитете по туризму Москвы, бизнес-путешественники в прошлом году потратили в городе 170 млрд руб., из которых 23 млрд руб. поступило в бюджет столицы. Поездки с бизнес-целями составляли порядка 20% всех визитов – таким образом, в первом полугодии таких гостей прибыло более 2 млн человек. Этот показатель оказался даже на 6% выше доковидного периода 2019 г. Среди деловых туристов заметную часть, как и раньше, составляют иностранцы. По данным Погранслужбы ФСБ России, в первом полугодии четверть путешественников (27%) из стран дальнего зарубежья обозначили целью своего приезда в Москву бизнес.
При этом доля деловых туристов из Азиатско-Тихоокеанского региона относительно первого полугодия 2022 г. увеличилась с 25 до 35%, больше всего гостей прибыло из Китая и Индии. В первом полугодии с деловыми целями в столицу приехало свыше 34 000 китайцев, что составило более 40% от общего числа въездных поездок граждан КНР в Москву. Свой вклад в увеличение числа деловых туристов внесло и введение с 1 августа этого года электронных виз, которые можно оформить через интернет, не посещая консульских отделений, приводит слова вице-мэра Натальи Сергуниной сайт Mos.ru. Электронной визой могут воспользоваться граждане 55 государств, среди них Австрия, Андорра, Бельгия, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия и др. По данным российского МИДа, в первый же месяц такие визы получило 30 000 человек, половина из которых приехали из Китая.
Деловые туристы обеспечивают загрузку отелей даже в низкий сезон и оставляют в них почти треть всех своих расходов на поездку. А их расходы на питание в 2 раза больше, чем у тех, кто приезжает в Москву к друзьям и родственникам. Неудивительно, что столичные отельеры и рестораторы стремятся удержать таких гостей, проявляя к ним особое внимание.
Внимание к традициям
Один из способов обеспечить иностранцам дополнительный комфорт – максимально учитывать их обычаи и традиции. В столице насчитывается 50 гостиниц категории выше, чем «3 звезды», которые адаптировали свои сервисы под запросы туристов из Китая, государств Ближнего Востока и Индии.
Делегации из Китая чаще всего выбирают отели категории «5 звезд», в том числе и отель Plaza Garden Moscow WTC. Его представители рассказывают, что продумали дополнительные услуги для этой категории гостей. Большинство китайских гостей консервативны и предпочитают, чтобы сервис был максимально приближен к такому, который они привыкли видеть на родине. С учетом таких запросов номера Plaza Garden дополнительно оборудованы станциями для приготовления чая и кофе, чтобы гости могли делать их самостоятельно в удобное для них время. Традиционными китайскими блюдами дополнили завтраки по системе «шведский стол» (хотя на территории отеля уже есть китайский ресторан China Garden). Бизнес-центр предлагает услуги переводчиков. Впрочем, есть и проблемы: ранее налаженная оплата картами UnionPay в итоге затруднительна – оплата проходит не всегда, сообщили «Ведомости. Городу» в службе приема гостей.
Отели «Олимпик Москва» и «Смоленская Москва» сети Azimut Hotels придерживаются халяль-стандартов и выполняют требования Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль», в том числе требование особого наполнения шведской линии блюдами с отдельной кухни, на которой готовят только продукты халяль. «У нас, как у обладателей сертификации Halal Friendly, есть свои постоянные гости – как российские, так и зарубежные», – рассказал «Ведомости. Городу» гендиректор компании Azimut Hotels Максим Бродовский.
Отель «Арарат Парк Хаятт Москва» нанял персонал, владеющий хинди, арабским и китайским языками. Есть версия сайта отеля на арабском языке, в ресторане меню переведено на арабский и китайский языки. Для туристов из этих стран предусмотрены тематические наборы, которыми они могут воспользоваться при желании. «Например, для арабских гостей мы дополнительно кладем в номер Коран, коврик для молитвы и указатель на Мекку», – рассказали в «Арарат Парк Хаятт Москва». Иногда из-за наплыва гостей таких комплементов начинает не хватать, так что в отеле советуют уточнять подобные запросы при бронировании.
Нестандартные программы
Бизнес-путешественники хотят увозить с собой из командировки не только полезные контакты и выгодные сделки, но и впечатления. «Среди российских клиентов растет количество запросов на использование в бизнес-программе нестандартных элементов – от выбора объекта размещения, например в глэмпингах, до разработки аутентичного меню, например включения кухни народов Севера», – отмечает генеральный директор BSL Travel Group Евгения Заговорина. По ее словам, появился тренд на «человекоцентричность», он проявляется в сочетании делового формата мероприятий с насыщенной экскурсионной программой. По ее опыту, нередко приехавшие в командировку добавляют к ней 2–3 дня отпуска. Для рестораторов и отельеров это дополнительная возможность увеличить чек.
На эту цель хорошо работает метод проведения деловых мероприятий в необычных локациях. «Эти деньги делят авиакомпании, транспортные компании, отели и рестораны, поставщики оборудования и полиграфической продукции, ведущие, гиды», – делится своим опытом соосновательница и креативный директор агентства, специализирующегося на организации деловых и корпоративных мероприятий, MICE Excellence Ирина Михалькова. По ее словам, за счет привлечения туристической инфраструктуры для конференций – музеев, кинотеатров, выставочных пространств – такой проект для 10 и более человек вырастает в ощутимую сумму.
Пример подходящей инфраструктуры – «Москва-сити», где в башнях «Око», «Эволюция» есть все для бизнес-туристов: площадки для мероприятий, отели, рестораны, фитнес-центры, магазины, самые известные смотровые площадки города. В число новых необычных локаций для делового туризма включены, к примеру, центр современного пятиборья «Северный», культурный центр ЗИЛ, Московский планетарий, музей-заповедник «Царицыно», рассказали «Ведомости. Городу» в столичном комитете по туризму.
Поработав в таком формате, многие путешественники хотят вернуться уже с семьей и провести время в качестве обычных туристов. Заместитель гендиректора по отраслевому и международному взаимодействию АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы» Анастасия Попова рассказала, что расширенные за счет экскурсионной программы бизнес-мероприятия стимулируют гостей снова приехать в Москву на отдых. «По нашим наблюдениям, 40% гостей после бизнес-поездки возвращаются, чтобы отдохнуть», – говорит она, добавляя, что в случае с иностранными гостями из Индии, Китая, стран Ближнего Востока такой подход к тому же работает на укрепление партнерских отношений между нашими странами.
Будущее за мультиформатами
Власти Москвы тоже объединяют деловой и развлекательный форматы в том числе с расчетом на то, что деловые туристы захотят вернуться в город, чтобы отдохнуть уже со своей семьей. Они организуют комплексные мероприятия, которые освещают важные для города темы, предусматривают деловую программу и позволяют потенциальным бизнес-партнерам встретиться в неформальной обстановке. Один из примеров – прошедшая весной 2023 г. международная выставка MITT, входящая в пятерку крупнейших туристических мероприятий мира. Ее участниками стали представители 57 регионов России и 20 стран мира. В дополнение к основной программе московские власти организовали Московский туристический хаб – площадку общения представителей туристического бизнеса, которой воспользовалось 390 участников выставки.
Еще один пример таких мультиформатов – Московский урбанистический форум (МУФ). «Москва была и остается местом притяжения для представителей бизнеса и туристов, здесь регулярно проходят масштабные деловые события. Опыт этого года показал, что обеспечить большую синергию бизнеса, городского развития и туризма можно за счет расширения форматов, – пояснил гендиректор АНО «Московский урбанистической форум» Павел Гончаров. – Это позитивно для городского развития, стимулирует туристический поток в столицу, в том числе деловой».
В 2023 г. форум охватил четыре площадки: парк «Зарядье», спорткомплекс «Лужники», Гостиный двор и выставочный зал «Манеж». Основная деловая программа форума «Москва 2030. Город, устремленный в будущее» была представлена в «Зарядье» и объединила 1400 спикеров, в том числе из российских регионов, и 37 иностранных экспертов. На международный форум инноваций БРИКС «Облачный город» прибыли эксперты из 30 государств. И это только два из деловых форматов МУФ-2023. В ноябре по схожему же принципу планируется организовать всероссийскую выставку «Россия» на ВДНХ, ее деловая программа находится в стадии подготовки. А месяцем ранее, 6 октября, в столице пройдет международная конференция Meet Global MICE Congress – в ней примет участие 250 представителей индустрии делового туризма и эксперты из 14 стран, в том числе Индии, Катара, Китая и Малайзии.
Новые кадры для индустрии
Чтобы индустрия могла оптимальным образом предусмотреть и учесть пожелания гостей, в Москве организована подготовка новых специалистов. Таких, кто, по словам генерального директора компании по организации конференций и семинаров «СТО Конгресс» Сергея Чернышевского, «хорошо понимает потребности разных групп путешественников, в том числе во время деловых поездок».
Для подготовки новых кадров в Москве запущено несколько образовательных программ. Например, «Твой старт в туризме» – проект для студентов профильных вузов и колледжей. В программу молодых специалистов включено изучение современных тенденций развития MICE-сектора. «Участие в организации деловых мероприятий –хороший старт карьеры», – подтверждает операционный директор MICE Excellence Forum Татьяна Конакова. Она поясняет, что деловой туризм постоянно генерирует появление новых рабочих мест. При этом часто они подразумевают неполный рабочий день и гибкий график, т. е. подходят для студентов и молодых специалистов.
Другой проект – «Школа гостеприимства» – создан для повышения квалификации тех, кто уже работает в индустрии. Слушатели изучают новые цифровые инструменты. В их числе новый подраздел туристического портала Russpass – «Russpass.Бизнес», который начал работу в июне 2023 г. На портале студенты учатся пользоваться аналитическими данными по туристической отрасли столицы и ее деловому сегменту.
Например, здесь есть календарь событий, а в нем можно разместить информацию о планах провести деловое мероприятие в Москве. Он призван помочь пользователям из-за рубежа и российских регионов объединить усилия в организации будущих событий – искать нужные контакты, например, подходящей площадки или подрядчика. На портале можно зарегистрироваться на посещение туристических площадок, чтобы затем предлагать их для проведения деловых мероприятий. С июня по октябрь 2023 г. компании-организаторы и заказчики смогли познакомиться с необычными городскими площадками для проведения форумов, конгрессов и других событий во время инспекций, которые проводит Мостуризм.