На что тратят деньги столичные предприниматели, получившие поддержку города
В Москве в сфере малого и среднего бизнеса работают 3,2 млн жителейКаждый пятый столичный предприниматель (20%), получивший поддержку города, считает, что заметным эффектом антикризисных мер стало расширение или развитие бизнеса. Такие данные следуют из опроса, проведенного Московским департаментом предпринимательства и инновационного развития.
По итогам 2020 г. поддержку на сумму 15,6 млрд руб. получили свыше 14 000 компаний. В 2021 г. число получивших поддержку выросло более чем в два раза и составило 33 000 компаний. Им было выделено 24,3 млрд руб. При этом уже в 2022 г. всего за три месяца после запуска новых антикризисных программ поддержки бизнеса в условиях санкций было выделено порядка 20 млрд руб. для 9000 предпринимателей.
Характер запросов на дополнительное финансирование тоже меняется, что подтверждает смещение приоритетов в стратегиях предпринимателей. Если раньше поддержка Москвы использовалась прежде всего для сохранения бизнеса (так ответили 32% опрошенных) и рабочих мест (18%), то сегодня потребность в этом практически сходит на нет.
Среди представителей трех крупнейших сегментов малого и среднего бизнеса Москвы — промышленности, торговли и общественного питания — одним из самых популярных ответов на вопрос «На какие цели вы бы хотели получить меру поддержки сейчас?» стал «На развитие компании». У предприятий в сферах торговли и общепита он звучал чаще остальных — в 30% и 21% случаев соответственно.
Второй по популярности запрос в топ-3 отраслях московского бизнеса — поддержка продвижения бренда. Это один из показателей того, что столичные предприниматели стали меньше бояться за существование компаний. Напротив, все больше бизнесменов начинают видеть текущую ситуацию как время возможностей: городские власти оказывают значительную поддержку, а конкуренция после ухода ряда западных компаний — слабая.
В Москве действует несколько пакетов антикризисных мер для малого и среднего бизнеса. Как отмечают в столичной мэрии, решающим фактором успешности компаний тем не менее остаются предпринимательские навыки руководителей.
Такая модель взаимодействия города и бизнеса возникла до введения февральских санкций. Она помогла удержать столичный бизнес на плаву в пиковые моменты пандемии – в период массового банкротства объектов малого и среднего предпринимательства. Тогда новые пакеты мер поддержки бизнеса принимались практически сразу, как только у предпринимателей возникали соответствующие запросы. В период пандемии в столице не росла безработица, и на данный момент она продолжает оставаться на низком уровне. Так, по состоянию на середину июня, по данным столичной мэрии, этот показатель остается на уровне 0,45%, поступления с налогов на доходы физлиц в городской бюджет не снижаются, а соотношение количества зарегистрированных безработных и вакансий колеблется в диапазоне от 1 к 8 до 1 к 9.
Сегодня в Москве в сфере малого и среднего бизнеса работают 3,2 млн жителей, включая индивидуальных предпринимателей. Каждый день в городе регистрируют более 500 новых субъектов, а в 2021 г. бизнес вложил в экономику столицы 674,4 млрд руб.