Модное наступление: смогут ли российские бренды одежды заменить зарубежные
После ухода с российского рынка Zara, Uniqlo и H&M потребители стали искать альтернативу среди отечественных брендовЗа последний месяц в холдинге Melon Fashion Group (796 магазинов в России), владеющем брендами Zarina, Befree, Love Republic и Sela, увеличились продажи. Об этом рассказал представитель компании. Например, в Zarina рост спроса на верхнюю одежду увеличился на 80%, в Sela – на 77%, а в Befree выросли продажи джинсов – более чем на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общие цифры по компании представитель не раскрывает.
В женском магазине одежды Charmstore, который насчитывает две точки в Москве, за март выручка выросла на 5%, говорит основательница Фиоза Миндибаева. У женского бренда одежды You Wanna за это же время количество заказов увеличилось на 30%, делится соосновательница Юлия Елисеева. Уход зарубежных брендов сыграл на руку, говорит основатель российской женской марки одежды I am studio Олег Воронин: «Потребители стали искать альтернативу среди российских производителей». Обороты в его розничной сети, как говорит он сам, тоже выросли. Но точные цифры предприниматель не называет.
Москвичи не станут жертвовать своим внешним видом ни при каких обстоятельствах, считает стилист Елизавета Белая. А индустрия моды не собирается лишать горожан никаких возможностей. По словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, сегодня на рынке работает более тысячи отечественных брендов одежды, обуви и аксессуаров, поэтому у россиян не будет проблем с выбором и покупкой одежды. Только в Москве работает более 200 трикотажных предприятий, гласят данные столичного департамента инвестиционной и промышленной политики. За 2021 г. производители одежды смогли увеличить выпуск своей продукции примерно на 20%. А объем произведенных в столице костюмов, пиджаков, блейзеров, брюк, комбинезонов составил более 27 000 шт. – это на 36,4% больше, чем в 2020 г. На конец 2021 г. 16% всей продаваемой одежды в стране производилось на территории России и Белоруссии, делится руководитель MBA-программы «Менеджмент в индустрии моды» МГИМО и Британской высшей школы дизайна Дарья Ядерная. Она уверена, что российские марки смогут легко удвоить прошлогодние показатели в ближайшие пять лет. Уход популярных зарубежных брендов одежды – Zara, Uniqlo, H&M и др. – с российского рынка станет толчком для развития отечественной швейной отрасли, уверены опрошенные «Ведомости. Городом» эксперты.
Воронин из I am studio считает, что в ближайшее время на рынке появятся новые игроки, а уже состоявшиеся компании получат приток новой аудитории – тех, кто сомневался в отечественных производителях. Кроме того, на замену ушедшим европейским брендам придут производители из Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, которые помогут избежать дефицита товаров, прогнозирует генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс.
Тернистый путь
Для стабильного роста российским производителям сперва нужно решить вопросы с логистикой (это касается тех предприятий, которые шьют одежду за границей) и договориться с торговыми центрами о снижении арендной ставки и пересмотре формы оплаты, отмечает Ядерная. У ритейлеров сейчас нарушились цепочки поставок, что сказывается на увеличении времени и стоимости доставки грузов, подтверждают в Melon Fashion Group. Увеличение сроков доставки может привести к срыву сроков выхода новых коллекций, предупреждает Воронин. Большую часть коллекций Melon Fashion Group шьет в странах Азии. I am studio сотрудничает с европейскими фабриками. Сейчас же компании ищут альтернативу среди производителей из России, СНГ и Турции.
Но быстро перестроиться не получится, считает Воронин: «У производства есть свой цикл. Необходимо разработать коллекцию и отшить образцы, конечно, мы можем взять те модели, которые у нас были разработаны ранее, и повторить их, но для этого все равно нужно время». К тому же на масштабирование нужны деньги, а у большинства отечественных брендов нет свободных средств в обороте. В результате может образоваться некоторый дефицит, заключает Воронин.
Елисеева из You Wanna говорит, что производство одежды в России дает бренду преимущество: «У нас есть возможность оперативнее реагировать на запросы клиентов, например, мы можем приостанавливать пошив партий, на которые нет спроса, и наоборот, увеличивать объемы производства на популярные модели буквально день в день». Она планирует масштабировать производство на территории страны.
Осознанное потребление
По мнению Лебсак-Клейманс, в новых реалиях потребители сделают ставку на практичную, функциональную и универсальную одежду, которую можно будет легко сочетать с другими вещами в гардеробе. Белая уверена, что теперь москвичи будут избегать эмоциональных покупок и пустых трат: «По своим клиентам вижу, что подход к выбору одежды стал более осознанным». Кроме того, будет развиваться рынок ресейла – перепродажи вещей, говорят эксперты. Также они прогнозируют перетекание спроса в бюджетный сегмент. В результате представителям массмаркета придется перейти на более дешевое альтернативное сырье, менее качественную фурнитуру, более простые конструкции моделей, чтобы адаптировать продукт к кошельку своего потребителя, объясняет Лебсак-Клейманс.
Сами производители говорят, что пока не повышали цены на текущие коллекции, хотя расходы на материалы за последний месяц выросли. Цены на ткани и пряжу выросли в 2 раза, говорит владелец марки Charmstore. Компании удается держать цены на уже готовые коллекции, но стоимость будущих может вырасти на 20%. В Melon Fashion Group придерживаются гибкого ценообразования. Например, детский джемпер Sela увеличился в стоимости всего на 5% (с 1699 до 1799 руб.), блуза из Zarina – на 14% (с 2799 до 3199 руб.), делится представитель компании. Кроме того, в магазинах группы сейчас действует межсезонная распродажа. Чтобы сократить издержки и удержать цены, Елисеева из You Wanna отшивает базу по более доступным ценам, экономит на расходных материалах, например упаковке, и увеличивает объем партий для сохранения низких цен на закупку тканей. Для удержания спроса игроки рынка уже начали предлагать скидки на ассортимент, говорит представитель Melon Fashion Group. Например, запустили скидочные промокоды на текущую коллекцию и акции вроде «купите три вещи по цене двух».