Билет на маркетплейс. Как столичные предприниматели выходят на онлайн-площадки
В 2022 г. на долю маркетплейсов приходится более 65% рынка онлайн-продаж — аналитикиПандемия коронавируса спровоцировала спрос на онлайн-шопинг. И этот тренд только усиливается: теперь вместо стандартного похода по магазинам большая часть россиян предпочитают приобрести товар, не выходя из дома, отмечают эксперты. По данным исследования Mediascope (2022 г.), более 70% опрошенных жителей страны хотя бы раз в месяц совершают покупки при помощи маркетплейсов.
Онлайн-захват
Выход на маркетплейсы и ведение там бизнеса — один из самых ярких трендов в сфере предпринимательства последние пару лет, говорят эксперты. В 2022 г., по данным Forrester Analytics, на долю этих площадок приходится более 65% рынка онлайн-продаж в секторе B2C. На сегодняшний день в России работает пять крупных маркетплейсов: Wildberries, Ozon, AliExpress Россия, СберМегаМаркет и Яндекс.Маркет. В первом полугодии 2022 г. их доля рынка, по разным оценкам, по объему заказов составила около 70%. Если в 2021 г. доля рынка маркетплейсов от общего числа онлайн-продаж составляла 39,7%, то в первой половине этого года — 47,9%, свидетельствуют данные Ассоциации компаний интернет-торговли — АКИТ.
Число заказов на Wildberries за первые шесть месяцев 2022 г. увеличилось на 101% до 603,9 млн, а аудитория площадки достигла 120 млн пользователей. В свою очередь количество заказов на Ozon по итогам девяти месяцев увеличилось на 122% по сравнению с прошлым годом — до 290,7 млн. Число активных покупателей в этот период выросло на 54% и составило 32,7 млн человек. А оборот маркетплейса — 536,2 млрд рублей (увеличился на 98%). Об этом свидетельствуют аналитические данные обеих площадок.
При выходе на маркетплейсы предприниматели сталкиваются с двумя основными проблемами, объясняют опрошенные «Ведомости. Городом» эксперты. Первая — проведение качественного маркетингового исследования и поиск товара, который будет пользоваться спросом. Вторая — обеспечение поставок в нужное время. «Для этого нужно иметь необходимые оборотные средства, уметь просчитывать бизнес-план и выстраивать производственную цепочку, чтобы удовлетворять потребительский спрос — все это должно быть взаимосвязано», — пояснил первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
С ростом и развитием маркетплейсов увеличивается и конкуренция за внимание потребителя. По этой причине правительство Москвы развивает проекты, с помощью которых поддерживает выход местных предпринимателей на онлайн-площадки. Например, бесплатно новичкам можно обучиться ведению бизнеса на маркетплейсах под руководством кураторов, опытным предпринимателям — онлайн-экспорту в Южную Азию или Латинскую Америку.
Помимо этого в столице реализуется программа «Сделано в Москве»* — она помогает популяризировать и продвигать локальные бренды. По словам владелицы бренда детской одежды Mamamarka Екатерины Остапенко, это позволяет повысить узнаваемость, дает возможность участвовать в выставках и форумах. С 1 декабря бизнесы — участники проекта вышли на онлайн-площадки Ozon и Wildberries.
Акцент на своих
Из-за ухода зарубежных компаний на отечественном рынке много свободных ниш — это окно возможностей для продвижения «наших» товаров, говорит Павел Сигал. «Для участников таких проектов присутствие на маркетплейсе — это не только шанс обрести популярность для производимых ими товаров, но и возможность снизить издержки при выводе на рынок новых», — отмечает он.
На онлайн-площадках покупатели уже могут найти косметику, мебель, одежду, аксессуары, обувь и др. от столичных производителей (в приложениях площадок у товара есть такая же пометка). Пока на площадках представлены первые 100 локальных брендов. Так, на Ozon более 5000 столичных товаров, а на Wildberries — свыше 9000.
Повысить узнаваемость
Предпринимателям-участникам помогают не только в выходе на новые площадки, но и в продвижении за счет социальных сетей, наружной рекламы, рекламы на радио, тв, в печатных СМИ и др. На этом бизнесмен может сэкономить десятки тысяч рублей, подчеркивают эксперты. К тому же раздел локальных брендов, по словам Павла Сигала, привлекает к себе внимание. «Это показывает, что продукция прошла определенный путь и уже начинает выходить на федеральный уровень», — пояснил он.
При этом сотрудничество власти и бизнеса позволит бренду увеличить репутационный капитал, поскольку у потребителя возникает ассоциация компании с господдержкой, соответственно, с гарантиями, надежностью, добавила digital-директор коммуникационного агентства Svoboda Agency Мария Сорвачева.
Разместить свой бренд в разделе «Сделано в Москве» на маркетплейсах могут участники одноименной программы. Для этого необходимо подать заявку на сайте сделановмоскве.рф. Достаточно указать название компании или предприятия, адрес, ИНН. Уже после с заявителем свяжутся менеджеры. Они помогут подготовить информацию о продукции для участия в программе и ответят на вопросы — на все понадобится два-три рабочих дня.
Однако Мария Сорвачева подчеркнула, что узнаваемость бренда необходимо повышать не только на маркетплейсах. Важно размещаться в СМИ, вести соцсети, продвигаться через лидеров мнений, работать с отзывами на площадках. «Такая работа по всем фронтам поможет сформировать лояльность у своих покупателей не только через скидки и акции», — пояснила эксперт.
Если предприниматель будет создавать свой бренд и работать над его популярностью, то его начнут искать не только на маркетплейсах, но и обращаться напрямую, согласился Павел Сигал. «Маркетплейс важен, однако это не панацея, которая поможет», — подчеркнул специалист.
Сейчас в проекте «Сделано в Москве» участвуют свыше 9000 товаров более чем 1000 брендов. Так, в каталоге на сделановмоскве.рф представлены более 35 компаний, специализирующихся на товарах для детей, например, одежде, средствах для ухода, раскрасках, книгах и даже сборных моделях исторических кораблей по архивным чертежам. В департаменте предпринимательства рассказали, что лидерами продаж являются матрасы-коконы для новорожденных и льняные платья для девочек.
*Программа «Сделано в Москве» реализуется с 2017 г. для популяризации и продвижения столичных брендов. В 2022 году ее обновили с акцентом на продвижение производителей на внутреннем рынке. Проект объединяет разные форматы знакомства потребителей с товарами, например, в СМИ и на площадках городских событий. Создана и специальная одноименная платформа, с которой можно перейти на маркетплейс или сайт самой компании, чтобы приобрести что-то понравившееся.