Читайте также
Получить от Москвы все: как в столице развивается бизнес-туризм
Творческое место: за пять лет в Москве удвоилось число креативных кластеров
Монументальная работа: реставрацию памятника Гагарину завершат осенью

Как арт-объекты влияют на формирование современного облика столицы

Среди тенденций – локальная идентичность общественных пространств
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

В Доме творчества «Переделкино» прошла презентация второго сезона конкурса «Арт-фабрика», организованного Агентством креативных индустрий совместно с партнерами и девелоперами. В рамках конкурса художники со всей страны предложат свои идеи арт-объектов, самые интересные из которых будут воплощены в жизнь и разместятся в общественных пространствах и жилых кварталах Москвы. Во время презентации состоялась сессия «Локальная идентичность и ее переосмысление через культуру и арт-объекты». Вместе с экспертами «Ведомости. Город» обсудил современные тенденции в создании арт-объектов и выяснил, почему важно учитывать локальную идентичность, прежде чем начать создавать мурал или скульптурную композицию. 

От глобализации к локализации 

Некоторое время назад во всем мире начали уходить от глобализации в пользу локальной идентичности каждого общественного пространства. Эта тенденция очень правильная, ведь только так можно подчеркнуть уникальность того или иного места, рассказать его историю, уверена руководитель Дома творчества «Переделкино» Дарья Беглова. Но сначала необходимо эту самую историю узнать. «Когда несколько лет назад мы начали масштабные преобразования в Переделкине, мы не только стали изучать архивы, но и начали разговаривать с местными жителями: ведь в городке до сих пор живут писатели и художники», – говорит Беглова и добавляет, что во многом благодаря им удалось воссоздать ту уникальную локацию, которая пользуется сейчас такой популярностью у посетителей.

Привлекают гостей в городок писателей не только исторические здания, знаменитые кафе и рестораны, но и появившийся в 2022 г. арт-объект «Архилес», рассказывает Беглова. Его создал художник Николай Полисский на месте вырубленных вековых сосен, пострадавших от короеда. Объект представляет собой переплетенные корни деревьев, стремящиеся в небо. «Нам было важно, опять же, вписать арт-объект в окружающую среду, связать его с историей Переделкина»,– поясняет директор дома культуры.

 Жители должны знать

По словам руководителя аналитического отдела компании CM International Антона Айсина, далеко не все люди знают историю места, в котором живут. Он считает, что современные арт-объекты должны рассказывать жителям эту историю. «Когда мы начали создавать проект комплексного освоения территории южной части бывшего завода ЗИЛ «Зил-Юг», было много разных вариантов: от сноса части здания до оборудования стеклянной витрины перед ним, чтобы люди просто могли видеть фасад. В итоге мы пришли к мнению, что необходимо дать людям возможность посмотреть, что представлял собой завод», – говорит Айсин. Специалисты вынесли из здания оборудование, максимально сохранили архитектуру и внутренние помещения, установили таблички с подробной информацией о цехах. «Также мы окрасили созданные рядом малые архитектурные формы в голубой цвет – именно в нем выпускались грузовые автомобили ЗИЛ», – поясняет Айсин и добавляет, что таким образом живущие рядом люди начали интересоваться историей места и изучать ее.

Когда владелец той или иной локации, будь то государство или частное лицо, дает заказ художнику, они оба должны осознавать ее идентичность. Особенно когда речь идет о местах с богатыми культурными традициями и коренными жителями, хорошо знающими историю, уверен главный редактор «Выкса-фестиваля» в Нижегородской области Юрий Сапрыкин. По его мнению, с людьми необходимо обсуждать все изменения, которые планируется произвести на их территории. «Чтобы не получилось, как с красными человечками в Перми, которых после многих лет боев демонтировали», – говорит он и добавляет, что, например, знаменитая инсталляция «Счастье не за горами», наоборот, стала «фишкой» города и любимым арт-объектом. Здесь важно понимать настроение, поясняет он. 

Хотя столица в этом плане более гибкая. Сапрыкин напомнил, что в Москве подобные разногласия в свое время вызвали монумент Петра I и скульптура «Большая глина №4», установленная около здания Дома культуры «ГЭС-2». Но они стоят до сих пор. «Потому что Москва – это огромный мегаполис, в котором может прижиться практически все», – говорит Сапрыкин. Антон Айсин добавляет, что сейчас большинство жителей столицы – приезжие из других городов. Именно поэтому они достаточно легко принимают перемены и любые арт-объекты.  

Для яркости и настроения

По мнению Антона Айсина, арт-объекты для Москвы – это еще и возможность сделать город более привлекательным в туристическом плане. «Во-первых, Москва не может похвастаться красивой природой или интересными ландшафтами. Во-вторых, «серая» погода, людям все-таки хочется яркости», – говорит Айсин. «Еще один момент: столица постоянно строится, причем сейчас застраиваются районы, в которых нет особой исторической идентичности, а застройщики и сами жители хотят иметь что-то уникальное в своем районе», – поясняет эксперт и добавляет, что арт-объекты как раз придают таким местам «изюминку».

Куратор социокультурных проектов MR Group Ирина Матвиенко рассказала, что компания уже много лет создает арт-объекты на разных локациях и в жилых комплексах. «При размещении скульптур в жилых объектах – нюанс заключается в том, что увидеть их может ограниченное количество людей. Поэтому девелоперам логично перед финальным приземлением скульптур передавать их на передвижные городские выставки», – пояснила она.

Например, на территории музеев,  парков , площадей перед станциями метро и пр.  Этой зимой, после подведения итогов конкурса «Арт-фабрика», на Красной площади будут экспонированы работы победителей. «Три зимних месяца у стен ГУМа скульптуры смогут посмотреть все жители и гости столицы. Затем работы отправятся в десять наших жилых кварталов», – рассказала Матвиенко. «Результатом проекта станет преображение городских пространств: в Москве появятся яркие арт-объекты, которые станут точками притяжения для жителей и гостей столицы», – отметила генеральный директор Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова.

Самое популярное
Наш город
Москва увеличила финансовую помощь для венчурных инвесторов
Программа позволяет бизнес-ангелам компенсировать до 50% от объема вложений
Наш город
Шоу, квесты, сноуборд: что посетить на фестивале «Зима в Москве»
Где горожанам покататься на коньках или лыжах и как найти дом Деда Мороза
Умный город
Почему рекламодателям больше не нужен креатив
Ведущим фактором для них становится цена
Культурный город
Куда пойти в выходные 23–24 ноября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Зима в столице: новый мегапроект объединит все сезонные события и праздники
Москвичей ждут гастрономические фестивали, музыкальные и театральные вечера и многое другое
Наш город
Метрополис: завершаются работы во втором вестибюле станции «Физтех»
Три новые пересадки сделают станции БКЛ доступнее
Наш город
Рядом Сиреневый сад: в Гольянове появился новый жилой квартал
Почти 2500 человек улучшат жилищные условия по программе реновации
Городская недвижимость / Мнение
Систему перекосило – как возник «потребительский терроризм» в стройотрасли
Нормы, которые нельзя учесть при массовом возведении жилья, нужно пересмотреть
Гараж
Современная классика: чем удивил отечественный седан «Москвич 6»
Автомобиль имеет строгий дизайн, хорошую медиасистему и отлично управляется
Наш город
Финансовая грамота: в 214 школах Москвы открыты предпринимательские классы
Более 10 000 подростков знакомятся с особенностями создания и ведения бизнеса
Наш город
Анастасия Ракова: «Доверие построить гораздо сложнее, чем новые больницы»
Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития – о новых стандартах оказания медицинской помощи
Наш город
Опять первая: Москва стала лидером по количеству музеев среди мегаполисов
Столица вошла в топ-30 в общем зачете рейтинга Global Cities Index 2024
Наш город
Сто лет тому вперед: как в Москве улучшают качество жизни пожилых горожан
Каждый пятый житель столицы старшего возраста поучаствовал в программе «Московское долголетие»
Наш город
Теплый прием: как Москва помогает сиротам обрести семью и старших товарищей
В столице реализуется множество социальных программ для поддержки приемных родителей и их подопечных
Наш город
Соцподдержка и развитие инфраструктуры: в Москве принят бюджет на 2025–2027 годы
Ежегодные темпы роста доходов столицы в указанный период, по прогнозам, составят 6%