Дело в красоте: в Москве растет производство косметики и парфюмерии
Эксперты связывают это с популярностью российской продукции и поддержкой городаСтоличные предприниматели наращивают темпы производства по разным направлениям. За пять месяцев текущего года (с января по май) на 26,5% увеличилось производство парфюмерных и косметических средств по сравнению с тем же периодом 2023 г., рассказал в начале июля руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Анатолий Гарбузов, чьи слова приводит портал mos.ru. «Ведомости. Город» обсудил со столичными компаниями и экспертами, с чем связан такой рост, какие товары этого сегмента пользуются большей популярностью и можно ли рассчитывать на увеличение объемов производства.
По всем направлениям
В Москве работает свыше 30 производителей косметических и уходовых средств, на предприятиях трудоустроено более 4000 человек, сообщил «Ведомости. Городу» представитель департамента инвестиционной и промышленной политики. Cтоличные компании производят гели для душа, шампуни, мыло, средства для ухода за кожей лица и тела, декоративную косметику. По словам Гарбузова, которые приводит mos.ru, значительный рост наблюдается по многим направлениям. Так, за пять месяцев текущего года Москва в 2,5 раза в натуральном выражении увеличила производство мыла и моющих средств, более чем в 4,5 раза – духов. Средств для ухода за кожей лица стали производить больше на 45,2%, а средств для макияжа – на 14%.
Это очень позитивные показатели, считает организатор международной выставки парфюмерно-косметической отрасли InterCHARM, член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Анна Дычева. «Они говорят о востребованности продукции среди российских потребителей и реализации экспортного потенциала», – констатирует она. По ее словам, еще один положительный факт заключается в том, что производство растет, даже несмотря на сложности с кадрами и поставками сырья.
Эксперт поясняет, что выпуск средств для макияжа увеличивается медленнее, так как еще есть сложности с доступностью ингредиентов. Многократный рост производства средств по уходу за волосами, кожей, гелей для душа связан с тем, что отечественные производители разрабатывают достойные рецептуры, быстро реагируют на изменения рынка и могут представить продукцию в разных ценовых сегментах, добавляет Дычева.
В Москве есть все возможности для развития производства парфюмерно-косметической продукции: необходимая инфраструктура для размещения предприятий, научные учреждения и вузы для подготовки кадров, специализированные структуры городского правительства для содействия экспорту и субсидирования части затрат компаний, говорит исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены Петр Бобровский.
Рост из года в год
Владелец компании – производителя косметической и медицинской продукции «Гельтек» Сергей Кирш отмечает, что общий объем производства компании растет год к году последние несколько лет – в основном за счет изготовления косметики. С января по май 2024 г. компания произвела более 1 млн единиц косметических средств, тогда как в 2023 г. – 500 000 единиц, уточняет Кирш. В прошлом году косметика впервые обогнала медицинскую продукцию по прибыли и «Гельтек» продолжает активно развивать это направление, добавляет предприниматель.
Рост производства Кирш связывает с повышением спроса на качественную российскую косметику и расширением линейки продукции. Он рассказывает, что в этом году компания запустила более 15 новых продуктов, включая солнцезащитные средства, изготовленные по новой рецептуре, – они не только не выбеливают лицо, но и не оставляют жирного блеска на коже. По словам Кирша, наибольшей популярностью пользуются антивозрастные продукты – на них приходится примерно треть продаж. Также активно растет производство средств для ухода за телом.
«Сейчас есть тренд на антистрессовые продукты и процедуры. В моде запахи, текстуры, позволяющие снять стресс, расслабиться. Поэтому у нас, например, появились средства для тела с запахом смородинового листа – как летом на даче», – говорит предприниматель. Продукцию «Гельтек» изготавливает на двух своих производствах – в Москве и Дедовске. «В Дедовске работает 37 человек, площадь производства составляет 1550 кв. м. В Москве площади несколько больше – 2400 кв. м и 30 сотрудников», – уточняет Кирш.
Создательница бренда Don’t Touch My Skin Адэль Мифтахова отмечает, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем производства увеличился на 154%. Компания изготавливает косметические кремы, сыворотки, лосьоны и тоники. Сейчас в линейке 14 продуктов, совсем недавно бренд стал выпускать парфюм. По мнению Мифтаховой, рост производства российской косметики во многом связан с уходом больших зарубежных брендов из России. Новым маркам стало проще развиваться и быть заметнее.
«Мы ощутили это в 2022 г., когда запустили сотрудничество с сетью «Золотое яблоко». Расширилась география представленности, выросла узнаваемость нашего бренда», – поясняет Мифтахова и добавляет, что благодаря росту оборотов компания смогла наращивать производство. По ее словам, спрос на отечественную продукцию связан и с тем, что зарубежные бренды, оставшиеся на рынке, значительно подорожали.
«В то время как у российских брендов можно найти аналоги того же качества или даже лучше за куда меньшую стоимость», – говорит Мифтахова. Из сложностей она отмечает проблему с банковскими платежами в Китай, где компания заказывает упаковку. «Конечно, мы нашли способы преодолеть эту трудность, но процесс производства упаковки на время немного замедлился», – отметила Мифтахова.
Основательница бренда косметики для тела Sojuro Юлия Демина отмечает: за последние два–три года на рынке появилось большое количество брендов косметики вследствие развития контрактных производственных площадок и активной экспансии маркетплейсов. По ее словам, это привело к демпингу в некоторых категориях косметических средств, в том числе в категории ухода за телом. «Поэтому мы решили производить более нишевые продукты в более высоком ценовом сегменте – речь идет именно о формулах, а не только ценовом позиционировании. Мы намеренно не наращивали объемы производства в первом полугодии 2024 г., так как пересматриваем ассортиментную матрицу», – говорит Демина. Косметику компания делает на одном из столичных контрактных производств, что позволяет бренду участвовать в проекте «Сделано в Москве», поясняет эксперт.
Парфюмер, основатель бренда нишевой парфюмерии Vdohni Полина Казакова рассказывает, что их бренд присутствует на рынке с 2021 г. и положительная динамика наблюдается постоянно. «В начале 2024 г. мы начали сотрудничество с сетью «Л’Этуаль», и это привело к увеличению наших продаж на 30%», – говорит Казакова и добавляет, что рост продаж на сайте в марте – апреле 2024 г. по сравнению с прошлыми периодами увеличился на 24%. Из сложностей Казакова отмечает трудности с поставкой парфюмерных концентратов и веществ, так как сильно усложнился процесс заказа и увеличился период доставки из Европы.
Производство парфюмерии в России недостаточно развито, в том числе из-за очень сложного регулирования, констатирует Бобровский. По его словам, сейчас в России не более 40 таких предприятий, в столице – порядка 10–12. Существуют трудности, связанные с поставками сырья и недостатком квалифицированных технологов. Если последовательно решать эти проблемы, у отечественных компаний будут хорошие перспективы для роста, считает Бобровский.
Есть поддержка
В последние годы столичные власти уделяют большое внимание поддержке производителей, уверена Дычева. Город много делает для развития уже существующей инфраструктуры и запуска новых мощностей. Как сообщили «Ведомости. Городу» в столичном департаменте инвестиционной и промышленной политики, производителям доступно более 20 инструментов, среди которых – субсидии на закупку оборудования, гранты на модернизацию, льготные займы и проч. Также предприятия могут подать заявку на присвоение статуса промышленного комплекса – его уже получили 70 предприятий разной направленности.
Для таких компаний действует специальный налоговый режим, например, ставка налога на прибыль снижена до 13,5% вместо стандартных 17%. Также компаниям доступны программы Московского фонда поддержки промышленности и предпринимательства. Фонд компенсирует часть затрат по процентам инвестиционного кредита под 3% на срок до трех лет и в размере до 3 млрд руб., который можно потратить на покупку оборудования, модернизацию производственной площадки и развитие экспорта. По данным представителя департамента, компания БИГ в 2023 г., например, получила от города льготный заем в размере 200 млн руб. на развитие экспортной деятельности. Предприятие Faberlic, которое производит кислородную косметику, средства для макияжа, личной гигиены и проч., с 2019 г. имеет статус промышленного комплекса.
Полученный статус обеспечил компании существенные налоговые льготы от столичных властей, добавил представитель департамента.
Без поддержки государства было бы гораздо сложнее расти и идти вперед как на российском рынке, так и за рубежом, уверен Кирш. Благодаря мерам поддержки компания «Гельтек», например, смогла закупить новое оборудование. Vdohni сотрудничает с Минпромторгом России и департаментом инвестиционной и промышленной политики Москвы, рассказывает Казакова. Компания регулярно участвует в выставках, в том числе международных, что позволяет популяризировать продукцию и найти новых партнеров. Бренд работает с центром «Моспром», поддерживающим столичный промышленный экспорт. «Часто к нам отправляют СМИ, и, например, после сюжетов на федеральных или московских телеканалах продажи на сайте вырастают в три–четыре раза», – утверждает Казакова.
Правительство Москвы активно поддерживает участие косметических производителей в выставке InterCHARM, где московские бренды могут расширить географию продаж не только по всей стране, но и в страны ближнего зарубежья, отмечает Дычева. «За четыре дня выставки заключаются сотни таких контрактов», – утверждает она. Дёмина рассказывает, что благодаря проекту «Сделано в Москве» ее компания безвозмездно участвовала в офлайн-мероприятиях, например в Московской неделе красоты в ЦВЗ «Манеж». «Это помогло нам получить быструю обратную связь и лучше узнать наших клиентов и их потребности», – отмечает Дёмина.
Развитие отечественной продукции дает бонусы самому городу, уверена Дычева. «Кроме непосредственно экономической отдачи (рабочие места, налоговые отчисления) московские бренды – это прекрасная реклама городу», – отмечает она. Эксперт добавляет, что поддержка города в целом стимулирует развитие предпринимательства, «так как многие производственные площадки изготавливают не только собственные бренды, но и активно работают как контрактные производители». По мнению генерального директора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, рост по итогам 2024 г. может быть еще более серьезным, потому что в столице запускаются новые производственные мощности. «К тому же в Москве один из наиболее эффективных в России комплексов инструментов по поддержке малого и среднего бизнеса, результаты чего мы, собственно, и видим», – заключает эксперт.