Вон из шкафа: куда отдать ненужную одежду и обувь в Москве
Продать, отдать или обменять: как подарить вторую жизнь вещам, узнал «Ведомости. Город»Жители России в год выбрасывают почти 2 млн т ставшей ненужной одежды, и только одна сотая из этого количества отправляется на переработку. «Ведомости. Город» разобрался, где и как в Москве можно ответственно избавиться от ненужной одежды, тем самым сокращая свой углеродный след и внося вклад в борьбу с климатическим кризисом.
Цифра в 2 млн т в год выброшенной россиянами одежды была названа в представленном в январе 2023 г. совместном исследовании фонда «Второе дыхание» и компании «Российский экологический оператор», из них по 15–17 кг в год выбрасывает среднестатистический городской житель. Раздельный сбор мусора не способен решить проблему утилизации текстиля – он впитывает жидкие и бытовые отходы и становится непригодным для переработки. В итоге выброшенная одежда попадает либо на мусорные полигоны, либо на мусоросжигательные заводы, при этом изначально можно было бы переработать более 78% от его общего количества, говорится в исследовании компании «Эколайн», опубликованном в октябре 2022 г.
В целом мировая текстильная индустрия наносит природе ущерб, превышающий вред от всех авиационных и корабельных перевозок вместе взятых, посчитали в январе 2022 г. в компании McKinsey. Эффективная переработка старой одежды – дело трудоемкое и дорогостоящее. Так, объем инвестиций, необходимых для строительства нужного количества перерабатывающих заводов и модернизации линий сортировки, оценивается в Европе в 7 млрд евро. В этой ситуации в соответствии с принципами ответственного потребления лучше подарить ненужным вещам новую жизнь – что, в числе прочего, может и принести их бывшим владельцам доход.
Пробовать заработать
Бывает, что в шкафу залеживается почти или даже совсем новая одежда. Самый простой вариант – попробовать продать ее через онлайн-платформы объявлений «Авито», «Юла» или в тематическом сообществе в соцсетях, например в районном чате Telegram. Но придется потратить время и силы. Нужно сфотографировать вещь, составить грамотное описание и приготовиться отвечать на вопросы потенциальных покупателей, а также договариваться с ними о встречах и примерках. Не у каждого занятого человека найдется на это время.
Тем не менее, как сообщил «Ведомости. Городу» представитель пресс-службы «Авито», в ноябре 2023 г. продажи женской одежды в сегменте ресейла выросли на 17,4% по сравнению с ноябрем 2022 г. Больше всего покупали пиджаки и костюмы (+54,3% год к году), рубашки и блузки (+43%), топы и футболки (+36%). Потеряли популярность у покупательниц свадебные платья и купальники – количество продаж сократилось на 3,6 и 8,8% соответственно. Средний чек покупки женской одежды на вторичном рынке на платформе «Авито» составил 2600 руб.
Неновая мужская одежда в ноябре 2023 г. также продавалась намного активнее, чем в прошлом году (28,7% год к году). По словам представителя «Авито», самыми популярными категориями стали: трикотаж (количество сделок выросло на 48,4% год к году), рубашки (+46,7%) и джинсы (+44,6%). Средний чек составил 2700 руб.
Легче всего продаются вещи премиальных брендов. «Москвичи отлично освоили ресейл качественной одежды и аксессуаров, рынок растет ускоренными темпами», – рассказала «Ведомости. Городу» генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. Она рекомендует потенциальным продавцам такие онлайн-секонд-хенды и онлайн-магазины, как Oskelly, Second Friend Store (люксовый и премиум сегмент); The Cultt, ex bags (люксовые сумки и аксессуары); Relove (одежда сегмента middle и middle up).
Результаты всероссийского опроса «Сбермаркетинга», проведенного на платформе маркетинговых исследований «Анкетолог» в ноябре 2023 г., показывают, что для 53% пользователей ресейл-платформ покупка б/у одежды и обуви – это возможность сэкономить, 52% нравится удобство использования, а 40% привлекает возможность купить редкие вещи, которые не найти в магазинах. Еще 15% заявили, что таким образом заботятся о сохранении природы.
Те, кто не хочет заниматься продажей своих вещей, могут принять участие в свопе – это своеобразная вечеринка или фестиваль, где люди обмениваются ненужным. Правила везде разные: где-то нужно заплатить за вход, где-то на все вещи установлена единая цена, где-то возможен только натуральный обмен – забрать с собой можно столько же вещей, сколько ты принес. Свопы многие посещают ради атмосферы – веселой, динамичной, молодежной.
Отдать бесплатно
В Москве действует несколько организаций, готовых принять новые или поношенные вещи, обувь и аксессуары: крупные благотворительные фонды «Второе дыхание», «Лавка радостей», экоцентр «Собиратор», «Сборка», «Доброворот», «Сдать вещи просто». Некоторые принимают также постельное белье, шторы, одеяла – их отправляют на переработку. Вещи можно сдать в контейнеры в разных точках города или привезти в пункты приема. Правила – что берут и в каком виде – нужно уточнять заранее на сайтах. Практически нигде не принимают ношеное нижнее белье, колготки, носки, купальники. Но новые, в упаковке, иногда можно сдать.
«Вещи могут быть как в хорошем состоянии, так и с дефектами: пятнами, катышками, дырками, браком и т. д. Главное, чтобы они были постираны и сложены в пакеты. Сдавая ненужную одежду в контейнеры «Второго дыхания», человек уверен, что этим вещам подарят будущее, что они не попадут на ближайший мусорный полигон», – рассказывает медиакоординатор фонда Даниил Жданов.
Более строгие требования предъявляет к вещам «Лавка радостей». «Вещи с дырками, пятнами, сломанными молниями и другими очевидными дефектами отправляются либо в собачьи приюты, либо на экологичную проверенную переработку, но специально их приносить не нужно. Мы принимаем одежду, обувь и аксессуары в хорошем состоянии, которые потом можно передать другим людям», – объяснила менеджер по фандрайзингу и коммуникациям фонда Полина Артемьева. В марте-апреле, в преддверии школьных выпускных балов, проходит акция «Подвешенное платье»: москвичам предлагают достать «скучающие» в шкафах нарядные вечерние платья, мужские костюмы, туфли и ботинки и подарить их выпускникам из детских домов, школ-интернатов и малоимущих семей.
Экоцентр «Сборка» принимает одежду и постельное белье в пункте на Чистых прудах. Часть собранной одежды перепродает у себя в секонд-сторе, часть передает на благотворительность, остальное идет на переработку, сообщил сооснователь и директор по развитию экоцентра «Сборка» Сергей Тушев. В отличие от одежды обувь собирают исключительно на благотворительные цели, ее передают малоимущим и нуждающимся. Хотя, по словам Тушева, сейчас прорабатываются варианты утилизации при поддержке крупного обувного бренда. Эксперт также уверен в том, что все больше москвичей стремятся дать вещам вторую жизнь: «Месяц от месяца количество посетителей экоцентра растет: в сентябре мы превысили планку 5000 человек в месяц, в октябре – уже 5300 человек».
Вещи можно приносить и в образованный в конце лета 2022 г. Фонд помощи беженцам «Дом с маяком». По словам представителя фонда Наты Митюшевой, сейчас под его опекой находится 564 семьи – 1338 человек. «В сентябре в нашем шоуруме мы выдали 8,5 т одежды, в октябре – 11 т. Беженцы приезжают из регионов, где более мягкий климат. Многие не смогли вывезти из зон боевых действий теплые вещи. Поэтому сейчас у нас очень большой спрос на зимние вещи всех размеров – для детей, подростков, взрослых». Как рассказала Митюшева, одна известная фабрика регулярно доставляет по 400 пар новой обуви, а несколько подмосковных коттеджных поселков коллективно собирают одежду среди соседей и привозят в фонд.
В магазин со своим
В магазины можно ходить не только за тем, чтобы купить новую одежду, – но и чтобы сдать старую. Есть большое количество инициатив со стороны брендов и ритейлеров, объяснила Анна Лебсак-Клейманс. Российские и иностранные бренды одежды устраивают сбор вещей на переработку и для передачи в благотворительные фонды в своих магазинах. Например, в Melon Fashion Group (бренды Love Republic, SELA, BeFree, Zarina) сотрудничество с фондом «Второе дыхание» началось в 2019 г. Сегодня старую одежду можно сдать в магазинах брендов в 37 городах России. За участие в программе по переработке бренды начисляют бонусы на карту лояльности, дополнительно стимулируя интерес покупателей. «За время существования проекта удалось собрать более 100 т текстиля. Вещи в отличном состоянии пошли на помощь малоимущим семьям, вещи с дефектом отправились на переработку», – сообщил «Ведомости. Городу» представитель пресс-службы Melon Fashion Group.
В магазинах MAAG, DUB, ECRU, VILET контейнеры этого же фонда установлены летом 2023 г. Также контейнеры для сбора ношеной одежды есть в магазинах Orby (проект Есо Orby), Gate 31, Urban Tiger (программа Reurban).
Не выходя из дома
Если самим отвозить вещи в контейнер или пункт приема не хочется, можно воспользоваться сервисом Yandex Go, а также заказать вывоз у принимающей организации. Например, фонд «Второе дыхание» готов вывезти вещи, но только в хорошем состоянии, за 500 руб. – в пределах МКАД, до 1700 руб. – из Московской области в пределах ЦКАД. Экомобиль «Собиратор» приедет по заявке за 1400 руб., но вывезет текстиль и другое отсортированное вторсырье в любом виде.
Что потом?
Часто в экоцентрах есть небольшие магазины, где продается то, что принесли в пункты сбора. Там можно купить книги, посуду, вещи в хорошем состоянии. Согласно результатам исследования Аналитического центра НАФИ (январь 2023 г.), 34% опрошенных россиян подтвердили, что покупали одежду в комиссионных магазинах или секонд-хендах. Еще 31% рассматривает такую возможность. Наибольший процент (37%) относится к возрастной группе 35–44 года.
У фонда «Второе дыхание» есть целая сеть магазинов Charity Shop, куда попадают самые интересные и ценные вещи из контейнеров. В секонд-хендах проекта можно купить, например, новые, с этикетками – джинсы Mango (их здесь продают за 1500 руб.), кофточку COS (за 3000), шерстяное пальто Marella (за 17 000). Цены складываются из нескольких факторов – учитывают и первоначальную стоимость вещи, и степень износа, и актуальность. Покупка одежды в этих магазинах не только становится выгодной, но и соответствует тренду на экологичность и осознанное потребление, который сегодня особенно часто поддерживает молодежь. По итогам 2022 г. магазинам Charity Shop удалось заработать почти 15 млн руб. Вырученные деньги идут на оплату внутренних нужд фонда.
Схожий принцип предлагают три благотворительных магазина «Лавки радостей»: там цены, указанные на развешанных в магазине вещах, называют пожертвованием на реализацию программ фонда. «За 2023 г. мы уже передали адресно 12 т вещевой и гуманитарной помощи в нашей зоне выдачи помощи нуждающимся в Москве и 6 т отдали в регионы дружественным благотворительным организациям», – рассказал представитель организации. По его словам, осенью эти цифры традиционно растут, так как передают самые габаритные вещи – зимнюю одежду, которая спасет кого-то от морозов.