Самый необычный в мире речной транспорт
В Москве открыта навигация по воде. Тем временем за рубежом разрабатывают речных роботов и пытаются переосмыслить акваскутерыГорода исторически строились возле рек. И это понятно: реки тогда заменяли водопровод, канализацию, а главное – были самыми мощными транспортными артериями. Древний наземный транспорт никак не мог конкурировать с водным по объему перевозок. Со временем появились железные дороги, высокоскоростные шоссе, дальнобойные автоперевозки, и реки стали выполнять в городах декоративные функции.
Урбанистический водный транспорт существует и сегодня, но чаще всего в виде туристических аттракционов. В последнее время появляется все больше проектов, призванных расширить роль воды в инфраструктуре мегаполисов, чтобы снизить нагрузку на общественный транспорт и улучшить экологию городов. Да и сам водный транспорт обновляется: проектируются суда на новых источниках энергии, из самых современных материалов и даже с системами искусственного интеллекта.
Начнем с судов, которые планируется использовать в городах, расположенных у моря. Французский стартап NepTech представил NepShuttle – первый «умный» пассажирский морской шаттл, оснащенный силовой установкой нового поколения с нулевым уровнем выбросов. Работающий на водородных топливных элементах, экологически чистый шаттл не создает шума, запаха и даже волн и может вместить до 170 пассажиров. Выглядит судно очень футуристично, построено по схеме катамарана в нескольких версиях: пассажирской, грузовой, научно-исследовательской и прогулочной. Сейчас стартап ищет финансирование для запуска масштабного производства и планирует поставлять шаттлы в приморские города по всему миру.
Паромы – важная часть инфраструктуры в тех населенных пунктах, где есть необходимость направлять пассажиро- и грузопоток через обширные водные преграды – большие озера, широкие реки, проливы между островами и т. д. Чаще всего паромы обладают большой грузоподъемностью, но по этой причине не развивают высоких скоростей. Калифорнийская компания Boundary Layer Technology планирует исправить этот недостаток: их пассажирский паром Electra перемещается на подводных крыльях. Как следует из названия, судно имеет электрические двигатели, которые разгоняют его до 40 узлов (74 км в час) в надводном положении при дальности маршрутов до 185 км. Это почти в два раза быстрее и во столько же раз дальше, чем у существующих сегодня электропаромов. 150 пассажиров оценят и тишину в салоне: электродвигатели позволяют судну в несколько раз снизить уровень шума во время поездки.
Города, в жизни которых каналы традиционно занимают важное место, тоже не остаются в стороне. Амстердамский Институт передовой урбанистики разработал самоходных речных роботов Roboat, которые будут перемещаться в черте города. Это небольшие роботизированные лодки, управляемые системами искусственного интеллекта. Длина каждого робота 4 метра, а специализация может быть самой разной: институт работает над версиями, которые будут очищать каналы от мусора, перевозить пассажиров или даже доставлять посылки и заказы. В 2021 г. на каналах Амстердама были испытаны два прототипа, а сейчас разработчики ведут переговоры с городскими властями о полномасштабном запуске проекта.
Не забыт и индивидуальный водный транспорт. Итальянский дизайнер Пьерпаоло Лазарини предлагает переосмыслить акваскутер, оформив его в стиле мотороллеров Vespa, невероятно популярных с 1950-х гг. до нашего времени. Лазарини предлагает сделать этот транспорт электрическим и ограничить его скорость до 55 км в час – тогда плавающая Vespa действительно сможет считаться современным городским транспортом, в отличие от обычных гидроциклов, работающих на дизельном топливе и рассекающих морские волны на огромных скоростях. Можно предположить, что когда проект реализуют в виде готового изделия, спрос на такой ретро-аквабайк будет достаточно высоким.
Городской водный транспорт сегодня переживает второе рождение. Инженеры и градостроители осознали, что перевозки по воде снимают нагрузку с дорог и шоссе, а если перевести катера и лодки на новые типы энергии, можно улучшить экологию. Возможно, лет через 10 реки и каналы вновь станут полноценными транспортными артериями, как это было пару веков назад.