Читайте также
Книговорот в столице. Как организовано движение «буккроссинг» в Москве
«Барьеров нет — они в головах у людей». Вице-президент МТС — о возможностях пробивать стены в бизнесе
Футбол, игра в приставку и персональный зал. Что кинотеатры предложат зрителям вместо голливудского кино

Самый необычный в мире речной транспорт

В Москве открыта навигация по воде. Тем временем за рубежом разрабатывают речных роботов и пытаются переосмыслить акваскутеры

Города исторически строились возле рек. И это понятно: реки тогда заменяли водопровод, канализацию, а главное – были самыми мощными транспортными артериями. Древний наземный транспорт никак не мог конкурировать с водным по объему перевозок. Со временем появились железные дороги, высокоскоростные шоссе, дальнобойные автоперевозки, и реки стали выполнять в городах декоративные функции. 

Урбанистический водный транспорт существует и сегодня, но чаще всего в виде туристических аттракционов. В последнее время появляется все больше проектов, призванных расширить роль воды в инфраструктуре мегаполисов, чтобы снизить нагрузку на общественный транспорт и улучшить экологию городов. Да и сам водный транспорт обновляется: проектируются суда на новых источниках энергии, из самых современных материалов и даже с системами искусственного интеллекта. 

Начнем с судов, которые планируется использовать в городах, расположенных у моря. Французский стартап NepTech представил NepShuttle – первый «умный» пассажирский морской шаттл, оснащенный силовой установкой нового поколения с нулевым уровнем выбросов. Работающий на водородных топливных элементах, экологически чистый шаттл не создает шума, запаха и даже волн и может вместить до 170 пассажиров. Выглядит судно очень футуристично, построено по схеме катамарана в нескольких версиях: пассажирской, грузовой, научно-исследовательской и прогулочной. Сейчас стартап ищет финансирование для запуска масштабного производства и планирует поставлять шаттлы в приморские города по всему миру. 

neptech.co
neptech.co

Паромы – важная часть инфраструктуры в тех населенных пунктах, где есть необходимость направлять пассажиро- и грузопоток через обширные водные преграды – большие озера, широкие реки, проливы между островами и т. д. Чаще всего паромы обладают большой грузоподъемностью, но по этой причине не развивают высоких скоростей. Калифорнийская компания Boundary Layer Technology планирует исправить этот недостаток: их пассажирский паром Electra перемещается на подводных крыльях. Как следует из названия, судно имеет электрические двигатели, которые разгоняют его до 40 узлов (74 км в час) в надводном положении при дальности маршрутов до 185 км. Это почти в два раза быстрее и во столько же раз дальше, чем у существующих сегодня электропаромов. 150 пассажиров оценят и тишину в салоне: электродвигатели позволяют судну в несколько раз снизить уровень шума во время поездки.

boundarylayer.tech
boundarylayer.tech

Города, в жизни которых каналы традиционно занимают важное место, тоже не остаются в стороне. Амстердамский Институт передовой урбанистики разработал самоходных речных роботов Roboat, которые будут перемещаться в черте города. Это небольшие роботизированные лодки, управляемые системами искусственного интеллекта. Длина каждого робота 4 метра, а специализация может быть самой разной: институт работает над версиями, которые будут очищать каналы от мусора, перевозить пассажиров или даже доставлять посылки и заказы. В 2021 г. на каналах Амстердама были испытаны два прототипа, а сейчас разработчики ведут переговоры с городскими властями о полномасштабном запуске проекта.

roboat.org
roboat.org

Не забыт и индивидуальный водный транспорт. Итальянский дизайнер Пьерпаоло Лазарини предлагает переосмыслить акваскутер, оформив его в стиле мотороллеров Vespa, невероятно популярных с 1950-х гг. до нашего времени. Лазарини предлагает сделать этот транспорт электрическим и ограничить его скорость до 55 км в час – тогда плавающая Vespa действительно сможет считаться современным городским транспортом, в отличие от обычных гидроциклов, работающих на дизельном топливе и рассекающих морские волны на огромных скоростях. Можно предположить, что когда проект реализуют в виде готового изделия, спрос на такой ретро-аквабайк будет достаточно высоким.

vespa.com
vespa.com

Городской водный транспорт сегодня переживает второе рождение. Инженеры и градостроители осознали, что перевозки по воде снимают нагрузку с дорог и шоссе, а если перевести катера и лодки на новые типы энергии, можно улучшить экологию. Возможно, лет через 10 реки и каналы вновь станут полноценными транспортными артериями, как это было пару веков назад.

Самое популярное
Наш город
Москва увеличила финансовую помощь для венчурных инвесторов
Программа позволяет бизнес-ангелам компенсировать до 50% от объема вложений
Наш город
Шоу, квесты, сноуборд: что посетить на фестивале «Зима в Москве»
Где горожанам покататься на коньках или лыжах и как найти дом Деда Мороза
Умный город
Почему рекламодателям больше не нужен креатив
Ведущим фактором для них становится цена
Культурный город
Куда пойти в выходные 23–24 ноября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Зима в столице: новый мегапроект объединит все сезонные события и праздники
Москвичей ждут гастрономические фестивали, музыкальные и театральные вечера и многое другое
Наш город
Метрополис: завершаются работы во втором вестибюле станции «Физтех»
Три новые пересадки сделают станции БКЛ доступнее
Наш город
Рядом Сиреневый сад: в Гольянове появился новый жилой квартал
Почти 2500 человек улучшат жилищные условия по программе реновации
Городская недвижимость / Мнение
Систему перекосило – как возник «потребительский терроризм» в стройотрасли
Нормы, которые нельзя учесть при массовом возведении жилья, нужно пересмотреть
Гараж
Современная классика: чем удивил отечественный седан «Москвич 6»
Автомобиль имеет строгий дизайн, хорошую медиасистему и отлично управляется
Наш город
Финансовая грамота: в 214 школах Москвы открыты предпринимательские классы
Более 10 000 подростков знакомятся с особенностями создания и ведения бизнеса
Наш город
Анастасия Ракова: «Доверие построить гораздо сложнее, чем новые больницы»
Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития – о новых стандартах оказания медицинской помощи
Наш город
Опять первая: Москва стала лидером по количеству музеев среди мегаполисов
Столица вошла в топ-30 в общем зачете рейтинга Global Cities Index 2024
Наш город
Сто лет тому вперед: как в Москве улучшают качество жизни пожилых горожан
Каждый пятый житель столицы старшего возраста поучаствовал в программе «Московское долголетие»
Наш город
Теплый прием: как Москва помогает сиротам обрести семью и старших товарищей
В столице реализуется множество социальных программ для поддержки приемных родителей и их подопечных
Наш город
Соцподдержка и развитие инфраструктуры: в Москве принят бюджет на 2025–2027 годы
Ежегодные темпы роста доходов столицы в указанный период, по прогнозам, составят 6%