Суздаль одушевленный. Каким будет город к своему тысячелетию в 2024 году
Возродить территорию, сохранив ее уникальное историческое наследиеВ Суздале прошла III международная научно-практическая конференция «Одушевленный ландшафт». На одной площадке собрались ученые, урбанисты, психологи и эксперты из разных стран, а также представители бизнеса, областного управления и местные жители, неравнодушные к будущему Суздаля. «Ведомости. Город» рассказывает, что может лечь в основу развития исторического места, каким видят его туристы и жители и как можно поднять привлекательность территории, сохранив архитектурное и природное наследие.
Современное восприятие Суздаля
В 2024 году Суздаль отметит свое 1000-летие. Город-заповедник во Владимирской области считается жемчужиной Золотого кольца России и фактически является музеем под открытым небом. Здесь расположены 32 действующих храма и более 150 памятников архитектуры, в том числе включенные в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Это одно из древнерусских поселений, сохранившее до наших дней свой неповторимый облик. Здесь можно наслаждаться старинными резными домами и золотыми куполами белокаменных церквей на фоне уникального природного ландшафта – заповедных лугов и извилистой реки Каменки. Вдыхать свежий воздух с запахом листвы, богатого разнотравья, ароматами спелых яблок и переливающегося на солнце меда.
Однако в современных реалиях Суздаль не является местом, куда путешественники направляются неспешно наслаждаться исторической красотой и познавать ландшафт. Сегодня это, скорее, туристы одного дня: приехали – обошли город – поели – уехали. По мнению экспертов, устаревшая концепция Золотого кольца родилась в Советском Союзе как основной турпродукт и ушла вместе с ним. «Стереотипное восприятие Золотого кольца как некоего существующего, а на самом деле уже отсутствующего туристического продукта – это старое наследие, которое больше вредит городу, чем приносит ему пользу», – говорит куратор конференции Евгения Репина.
Город для местных жителей
Сегодня в Суздале наблюдается диспропорция местных жителей и приезжих туристов. При этом суздальцы довольно комфортно чувствуют себя в городе, так как большинство из них задействовано в туристическом бизнесе, говорит местный гид Денис Лапин. И, наоборот: те, кто не участвуют в бизнесе с туристами, негодуют о толпах приезжающих. «Вопрос выгоды. Открывают лавочку, и сразу отношение меняется, вопрос закрыт», – отмечает Лапин.
Однако зачастую жители чувствуют себя зажатыми в рамки города-музея. Из-за наличия большого количества хрупких и охраняемых объектов – музеев, церквей, монастырей – в городе нередко отвергаются современные решения и инициативы. «В таких городах часто подавляют инновационные очаги, потому что это воспринимается как угроза. Но если я – местный житель, хожу ли я в Суздале в торговые ряды? – Нет. Нужны мне сувениры? – Нет. При этом других развлечений для жителя города тоже нет. Я не могу стать частью города через предложенный сценарий», – говорит художник и куратор выставок в Суздале Евгения Кулешова.
Кроме того, ценовая политика в ресторанах не позволяет суздальцам их посещать. Обедают и ужинают там в основном москвичи. Одна из причин – отсутствие в городе профессионального сообщества и внутренняя конкуренция, считает президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. «Здесь есть группы, которые между собой пытаются конкурировать за приезжих. Когда будет больше ресторанов, цена снизится и появится возможность пойти поесть по нормальной цене», – говорит он.
Суздальцев также волнует транспортная проблема и сложность передвижения по городу в периоды наплыва туристов и организации крупных фестивалей. Бухаров напоминает, что такая ситуация свойственна и большим городам. Например, после того как на Патриарших прудах сделали широкие тротуары, поставили скамейки и стало красиво, туда начали приезжать больше людей с разных концов столицы. И как человек из любого района Москвы может приехать отдохнуть на Патриаршие, так и москвич может приехать отдохнуть в Суздаль. «Наша задача за 2 года найти золотую середину, чтобы было комфортно и суздальцам, и туристам», – подчеркнул Бухаров.
Уход от «суздализации»
По мнению некоторых экспертов и местных жителей, Суздаль сегодня скорее выглядит как территория для экспонирования, а не для жизни. Город становится разобщенным, каждый заботится о том, как облагородить свой двор, не думая о контексте единого исторического и природного ландшафта. Огромные пластиковые щиты вместо невысоких деревянных заборов, реставрация, превращающая здания разных эпох в один псевдо-русский стиль, огороженные по периметру гостиницы, которые перекрывают панораму на древний Суздаль. «В какой город мы приглашаем людей: в настоящий, с тысячелетней историей, или в новодел?» – задает вопрос одна из местных жительниц.
Этот вопрос в ходе конференции привел к рассуждению о феномене «суздализации», в который каждый из экспертов вкладывает свой смысл. По мнению соорганизатора конференции Максима Привезенцева, одним из ярких аспектов суздализации является нежелание вместе обсуждать проблемы и возможности развития города, что характерно для многих малых городов России. «Это абсолютный разрыв диалога, когда есть бетонные плиты между всеми существующими в городе группами людей. Все точно знают, кто виноват, но в момент, когда мы публично хотим начать диалог, начинается новая бетонная прослойка. Каждый хочет, чтобы кто-то другой сделал эти шаги», – отмечает Привезенцев.
При этом внутри городского сообщества начинается конкуренция за внешние ресурсы. Вместо того чтобы объединиться и создавать общее пространство для туристов, местные жители и владельцы бизнеса строят высокие заборы, из-за которых не видно панорамы города. «Во всем мире количество заборов снижается, у нас – увеличивается. Мы все хотим построить комфорт внутри своей территории и не хотим строить его для других», – говорит эксперт в области маркетинговых и социальных исследований Андрей Сычев.
По его мнению, эффект синергии может быть выше, если объединиться. С ним соглашается и куратор конференции, психолог Сергей Березин. «Если удастся переломить тенденцию, когда все сообщество перестанет конкурировать внутри себя и начнет объединяться – это будет шаг в сторону от суздализации. Тогда появятся возможности комфортного пребывания здесь и туристов, и путешественников, и местных жителей», – полагает Березин.
Опыт возрождения других городов России
Создаваемые проекты по развитию Суздаля внушают надежду, ведь в России уже есть успешные примеры возрождения старинных городов – Коломна, Плес, Нижний Новгород. В каждом случае была выбрана оптимальная бизнес-модель, подходящая для развития именно этой территории.
Президент АНО Деловой клуб «Наследие и экономика» Дмитрий Ойнас рассказал, как удалось возродить Коломну, вернув пастиле титул городского бренда, и убедить людей в том, что в город стоит съездить как минимум ради нее. По мнению Ойнаса, историческое наследие является ресурсом, при работе с которым нужно задействовать локальные символы и перерабатывать их в нечто большее, включая музейные экспозиции и туристические сервисы.
В 2008 году Коломну ежегодно посещали 35 000-36 000 человек. За 10 лет преобразований (к 2019 году) туристический поток вырос в 38 раз и составил порядка 1,5 млн человек. Номерной фонд в городе вырос на 400% (580 единиц), а количество точек общепита – на 280% (74 единицы). Доходы от туризма выросли с 20 млн рублей (2008 г.) до 3,4 млрд рублей (2017 г.) в год, сообщил Ойнас.
Еще один успешный проект – Плес, уютный город на Волге с населением менее двух тысяч человек. Весомую роль в брендировании Плеса сыграли картины русского художника Левитана, который провел здесь несколько сезонов. Около 200 картин восхваляют местные пейзажи и вызывают у путешественников желание увидеть их своими глазами. В том числе после привлечения внимания к этим произведениям, к 2017 году Плес вошел в четверку самых посещаемых туристами городов России и занял первое место по числу туристов на одного жителя. При реализации проекта Плеса важным было сохранить местных жителей и дать им возможность зарабатывать.
В случае с Суздалем эксперты предлагают включить Суздальский район в стратегию развития Владимирской области и ЦФО, а не оставлять все в рамках одного города. «Тема маршрутов большого Суздаля напрашивается. Они могут быть разные: велосипедные, спортивные, лыжные, пешеходные. Если есть идея построить какие-то точки, поселки, сателлиты рядом с Суздалем – может, это и правильно, но пусть это будет в 5-10 километрах от города», – говорит старший партнер компании McKinsey Ермолай Солженицын.
Стратегия развития
Одной из основных проблем, выявленных во время дискуссии экспертов, стало отсутствие образа будущего Суздаля, разделяемого большинством. На сегодняшний день ни инвесторы, ни местные жители, ни представители музеев и объектов наследия не знают, куда движется город. Инструментом для реализации может стать общественный консенсус в виде открытого документа, который будет доступен из любой точки мира для любого человека. Подобные мастер-планы уже были запущены во многих городах мира несколько десятилетий назад и имели колоссальный эффект, отмечают кураторы конференции.
Суздаль – уникальный город, в котором объекты исторического наследия должны жить обычной жизнью, взаимодействовать с горожанами. «Сейчас стратегии развития различных малых городов говорят о том, что не единым туристом можно быть живым, необходимо создавать и креативные кластеры, и образовательные стратегии. Но упаковать это все в один Суздаль без проработки с местными сообществами было бы неправильно», – считает соорганизатор конференции Сергей Долгов.
Вопрос о том, какую из экономических стратегий выбрать, за счет чего создавать рабочие места, – остается открытым и необходимо выносить его на общее обсуждение. Кроме того, остаются вопросы по определению четких границ, в которых целесообразно рассматривать Суздаль, а также включение празднования тысячелетия города в общий мастер-план.
В качестве развития Суздаля были также предложены создание пространств для детей и креативных кластеров, которые привлекут поток творческой молодежи, разработка новых мотомаршрутов, поднятие привлекательности города для свадебных и семейных путешествий. Один из перспективных инструментов – развитие кибертуризма, через который будущие путешественники сначала смогут пройти квесты в суздальских экстерьерах онлайн, а затем захотят посмотреть на это в реальности.
Город – уникален, и к нему невозможен универсальный подход. Участники международной конференции «Одушевленный ландшафт» пришли к выводу, что результатом мастер-плана развития Суздаля должны стать 3 типа стратегии: индустриальная, оперативно-управленческая и экономическая. Важно, чтобы появились попечительские и экспертные советы, которые будут наблюдать и контролировать реорганизацию города во времени.
Сегодня кажется, что Суздаль знают все. Но для нового поколения он не является таким притягательным, поэтому уже сейчас надо рассматривать Суздаль как город, который может конкурировать за будущих туристов. Сервисы должны начать ориентироваться на актуальные потребности путешественников, иначе город перестанет быть местом притяжения. При этом важно не допустить джентрификацию, когда качество жизни на территории будет повышаться, но не все местные жители, которые являются носителями кодов местных укладов, смогут позволить себе здесь жить.
Организаторы конференции подчеркнули, что за три дня было представлено несколько сотен предложений и идей, которые ранее не были услышаны и реализованы из-за отсутствия подобной площадки для обмена информацией. Поэтому важно вести диалог и выстраивать горизонтальную коммуникацию для развития города. В первую очередь не эксперты, а местные жители, объединившись, должны выразить свои пожелания и решить, какой сценарий развития Суздаля будет наиболее оптимальным.