Десять дней пешком по Сахаре: зачем это московскому офисному работнику
Как подготовиться и чего ожидать в пешем походе по самой жаркой пустыне мираЭкспедиционный туризм — вещь увлекательная, но физически сложная и оттого многих пугающая. Трэвел-журналист решил развеять миф о недоступности походов для обычных офисных работников и без какой-либо подготовки и опыта отправился в пеший переход по Сахаре — самой большой и жаркой пустыне в мире.
За 10 дней пути мы прошли по Сахаре около 270 км — от небольшого городка Смара в Западной Сахаре (спорная территория в Северной Африке, большая часть которой находится под контролем Марокко) до Эль-Аюна — крупнейшего населенного пункта в этих местах, расположившегося практически на берегу Атлантики.
Распорядок дня выглядел примерно так: ранний подъем (с 6 до 7 утра), завтрак и сборы, выход на маршрут около 9-10 часов утра. В 13-14 часов — привал на обед и отдых (в это время солнце жжет так, что идти невозможно). По пути пейзаж десятки раз поменялся — от кинематографичных дюн до невысоких скал, выжженной каменной пустыни и засоленной растрескавшейся почвы — такыра. Благодаря проводнику-археологу узнаем в камнях под ногами наконечники стрел, копья, скребки и другие орудия труда времен палеолита. Пару раз мы набредаем на заброшенные военные базы, нехитрые домики берберов, пастухов с козами и организованные марокканскими властями верблюжьи поилки — специальные резервуары, куда несколько раз в год привозят свежую воду.
Когда я только собирался в Сахару, боялся, что буду самым неподготовленным в группе: не занимаюсь спортом, не хожу в походы, даже не набираю 10 000 шагов в день. В итоге я действительно оказался самым неподготовленным, но все равно смог преодолеть пустыню. Главное, быть готовым к лишениям и твердо верить, что дойдешь до конца маршрута.
Очищаем голову
Пеший поход — отличная психотерапия. А пустыня — идеальное место, чтобы не спеша поразмышлять о своей жизни, подумать о вопросах, решение которых откладывал в долгий ящик. Все, что нужно делать в течение дня, — идти. Первые дни ты отвлекаешься: то и дело лезешь в карман за телефоном, из головы не выходит мысль «как же я нелепо выгляжу», мозг пытается встроить пустыню в твою привычную жизнь. Но у него ничего не получается — в пустыне все кардинально отличается от того, что ты видел раньше.
Спустя пару дней вдруг осознаешь, что в голове нет ни одной мысли. Кристальная чистота разума — я слушаю, как шумит ветер, как песок переносится с одной дюны на другую, идет караван верблюдов, слышен крик какой-то птицы и тихое бормотание проводника позади.
Отключаемся от внешнего мира
На четвертый день похода окончательно пропадает связь. Кто-то бегает по соседним высоким барханам, подолгу ищет хотя бы одно деление «антенки», но я расценил это как шанс. Последний раз я по-настоящему отключался от работы в 2017 г. — тогда я уехал на три недели в Испанию, удалил с телефона все мессенджеры и запретил коллегам звонить мне по любым вопросам, кроме самых срочных. За прошедшие четыре года больше не было ни дня, когда я бы не заходил в рабочие чаты, не отвечал на письма партнеров или не давал ЦУ подчиненным.
На седьмой день пути связь местами появляется, но я намеренно перевожу телефон в авиарежим, чтобы как можно дольше не возвращаться к задачам, дедлайнам и проблемам — понимаю, что в ближайшие годы такой возможности точно не представится. Тем более коллегам честно можно сказать «я же был в пустыне, какая связь?».
Учимся выживать
Пустыня тренирует в людях множество умений, необходимых для выживания в дикой природе. Начинается все со сбора амуниции. На то, чтобы разобраться в моделях обуви, правильных рубашках, брюках, компрессионных носках, степенях защиты солнечных очков и яркости фонариков у меня ушло около двух недель и 40 000 руб. За ботинками для пустыни, разработанными специально для американских солдат, пришлось ехать на квартиру к какому-то торговцу — найти нужный размер в магазинах невозможно, все только под заказ с ожиданием от месяца.
В самой пустыне очень быстро приходит понимание, как готовить прямо в песке вкуснейшие пироги, вялить мясо, чтобы оно сохранилось на жаре хотя бы пару дней, орудовать ножом, поддерживать гигиену при полном отсутствии условий и ловить скорпионов (нужно накрыть его стаканом, перевернуть — и выкинуть куда подальше).
Оказывается, чтобы умыться, достаточно всего стакана воды, а упавший на землю кусок лепешки, кажется, становится даже вкуснее.
Обходимся малым
До поездки в Сахару я ночевал в палатке от силы раз пять. И всегда была возможность плюнуть на все и уехать в цивилизацию. Когда ближайшая цивилизация в 100 км — небольшой марокканский городок, затерянный в песках, — сбежать почти невозможно. К пятому дню путешествия все мечты о карьере, новой машине и загородном доме растворяются и на смену им приходит всего одна: съесть что-нибудь сладкое и запить колой. Ну и еще помыться. К восьмому дню мечтаешь уже только о сладком.
Самое удивительное: быстро понимаешь, что те блага, которых оказываешься лишен в пустыне, в общем-то и не нужны. С немытой головой все так же круто встречать невероятные сахарские рассветы, гладить верблюдов и наслаждаться компанией людей, с которыми тебе повезло оказаться в одном походном шатре.
Находим друзей (когда тебе уже за 30)
Экспедиция в пустыню — отдых не для слабонервных. На такой отпуск нужно решиться, собрать достаточно количество денег (стоимость нашей экспедиции — две тысячи евро без учета дороги, на логистику ушло еще столько же), запастись экипировкой, ну и просто по каким-то причинам предпочесть палящее солнце Сахары ласкающему солнышку средиземноморского побережья.
Я нашел в походе интересных собеседников: с Димой, архитектором из Петербурга, можно обсудить особенности строительства загородной недвижимости, владелец event-агентства Андрей рассказывал об особенностях организации мероприятий в ковид, инвест-консультант Саша поделился стратегиями вложения денег в новостройки Москвы, с Аней, практикующим психологом, просто приятно и спокойно по несколько часов говорить о жизни. А наш проводник — Дмитрий Алешкин, руководитель турклуба «Волчица», который побывал почти во всех странах мира, каждый вечер он делится байками о своих приключениях в местах, даже названий которых большинство из нас не слышало.
По возвращении в Москву наш чат не замолкает ни на секунду. Кажется, это главное, что я вынес из поездки: найти новых друзей в 32 года — дорогого стоит. А тут я получил «друзей под ключ» — уже проверенных в сложных условиях, с которыми выпиты десятки литров чая и прожиты плечом к плечу десятки часов. Отправиться в сахарскую экспедицию стоило бы только ради этого.