Масленица-2022: как отметить в арт-парке «Никола-Ленивец»
«В традициях ценно различие, а не единство»Никола-Ленивец – лэнд-арт-парк в Калужской области, в 4-5 часах езды от Москвы. С 2006 г. здесь проводится фестиваль ландшафтных арт-объектов «Архстояние», основанный художником Николаем Полисским. 6 марта в парке будут праздновать Масленицу.
«Хочется, чтобы она стала событием, которое объединит людей и поможет пережить происходящее в мире. Мы вынуждены скорректировать программу – сейчас нет места легкомысленному веселью. В этом году Масленица – это не праздник, не радостный карнавал, а художественное высказывание», – говорит Иван Полисский, управляющий партнер парка.
Огненная скульптура
По замыслу создателей, масленичные объекты Никола-Ленивца обретают законченную форму, только когда их охватывает пламя. «Мне не так важно, что сжигается, скорее, что получается во время сожжения – неповторимая огненная скульптура», – говорит художник Николай Полисский. В разные годы здесь жгли мост, Бастилию, разводили пламя в металлической «Жар-птице», сконструированной по принципу печки. Всем очень нравилось. Лишь один раз изящество задумки не оценили: в 2018 г. объятый огнем объект «Пламенеющая готика», буквально воспроизводящий архитектурный термин Средневековья, задел чувства христиан – хотя авторы не вкладывали в него никакого религиозного смысла.
Объект этого года – Вавилонская башня, выбранная по результатам открытого конкурса, – кажется, устраивает абсолютно всех. Более того, по словам Ивана Полисского, сына Николая Полисского, тема Вавилонской башни в этом году в конкурсных заявках была упомянута около десяти раз, но самую выразительную форму предложила молодой московский архитектор Екатерина Полякова.
23-метровый арт-объект из бруса, бревен, хвороста и сена строился на протяжении нескольких месяцев усилиями местных жителей, которые уже давно не новички в лэнд-арте. «Строительство подобного объекта – сложный процесс: нужно, используя самые простые технологии, из бросовых (не будешь же сжигать хорошие) материалов сделать большой, устойчивый, хорошо горящий объект. Этим уже многие годы, начиная с первых проектов отца, занимаются местные молодые ребята, которые решили не покидать свою деревню, а вместе с творческой командой строить странные вещи. Без них никуда: только они знают, где добыть выбранные по цвету и фактуре палки, ветки, как выстроить поддувало, внутреннюю трубу, как без лишних затрат конструировать объект в высоту». Согласно библейскому сюжету, эта башня также не будет закончена. Гости Масленицы смогут достроить ее самостоятельно, а финальную точку поставит огонь.
«Для меня сотрудничество с Никола-Ленивцем значит очень многое. Репутация у арт-парка очень хорошая – все, кого я знаю, хотели бы здесь что-то построить», – говорит Екатерина Полякова.
«Никола-Ленивец в новой России положил начало тренду привлекать на территорию мастеров искусства и архитектуры, которые создают совершенно новые по своему визуальному и культурному значению пространства. Сегодня Никола-Ленивец – это и есть то нелубочное понимание современной русской культуры, – говорит исполнительный директор Ассоциации менеджеров культуры Инна Прилежаева. – Это пространство создает сложные переживания, как акт искусства, в котором всегда есть полифония смыслов и сообщений, где каждый посетитель считывает свое – сообразно своему запросу и культурному бэкграунду».
Логика инвестора
При закрытых границах и увеличении внутреннего туризма посещаемость Никола-Ленивца ожидаемо выросла, и пандемия еще больше мобилизовала управленческую команду. «Мы работаем над увеличением жилого фонда к новому сезону, улучшаем инфраструктуру, чтобы еще лучше обслуживать тех, кто к нам приезжает отдохнуть. Резкого скачка не планируем, мы за интенсивный, последовательный рост. Он происходит каждый год в пределах 10-15% к общему объему гостей», – говорит управляющий партнер парка Юлия Бычкова. В 2021 г. Никола-Ленивец посетило 250 000 гостей.
Последние семь лет Никола-Ленивец находится на самоокупаемости и существует за счет продажи билетов, гостиничного фонда, питания и крупных мероприятий, партнеров, доноров и спонсоров. «Прибыльность проекта достигнута уже достаточно давно, другое дело, что Никола-Ленивец требует существенного доинвестирования, поскольку спрос на арт-пространства для перезагрузки устойчиво растет. Проблема, с которой мы столкнулись, заключается в том, что инвестиции обычно приходят с сокращением свободы. Как умножить инфраструктуру на два без потери собственной идентичности – очень актуальный для нас вопрос», – говорит Иван Полисский.
Инна Прилежаева отмечает, что в европейской практике часто основным критерием инвестирования денег в подобного рода масштабные проекты на природной территории становится их художественная значимость, а вопрос дивидендов отходит на второй план. «Инвестиции в логике жесткого девелопмента «каждый рубль должен вернуть столько-то», как от продажи квадратных метров, губительна. В России должен сформироваться круг филантропов, которые участвуют в развитии таких проектов не потому, что это для них бизнес, а потому, что считают их ценными», – говорит она.
По мнению создателя фестиваля «Выкса|Арт-Овраг», председателя попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие» Ирины Седых, частный инвестор, вкладываясь в искусство, обязательно имеет какие-то цели: личные или более масштабные гуманистические, направленные на общественное благо. «Архстояние» и Масленица в Никола-Ленивце за годы своего существования создали рабочие места для местных жителей и привлекли огромное число туристов в течение всего года. А туризм способствует развитию местной экономики», – считает Ирина Седых.
Старое и новое
Масленица в Никола-Ленивце в ряду других Маслениц страны стоит особняком. Концептуально это все те же проводы зимы, однако традиции здесь не столько возрождаются, сколько рождаются здесь и сейчас, в реальном времени, на глазах гостей. «Я отстаиваю позицию, что традиция – это культурный код одной деревни, а не общая культурная практика половины материка, – говорит Иван Полисский. – Понятно, что потешные драки на снежных крепостях случались часто и везде, но традиция, как нам видится, это обязательно более узкое понятие. Ценно различие, а не единство».