Как государство помогает регионам развивать инфраструктуру
На заемные средства в городах появляются школы, больницы и дорогиВ условиях санкционных ограничений и ухода иностранных компаний из страны российским регионам становится сложнее привлекать инвестиции для развития. Чтобы улучшать качество жизни населения и продолжать развивать субъекты, местные власти все чаще используют заемные средства.
Согласно исследованию Центра геодемографии и пространственного развития МГУ им. Ломоносова, с 2010 по 2020 г. в 80% небольших городов России сократилось количество жителей. В то же время вокруг мегаполисов начала формироваться зона прироста населения. Как заключают эксперты, причина этого в утрате смыслов и функций, заложенных в индустриальном прошлом, особенно в городах, построенных при заводах в советский период. Фокус жилищного строительства и экономических драйверов сместился в агломерации, говорится в исследовании.
Например, в период пандемии коронавирусной инфекции многие жители стали всерьез рассматривать малые и средние города как альтернативу мегаполисам, отмечает директор Центра геодемографии и пространственного развития МГУ им. Ломоносова Александр Панин. Но по ряду причин в настоящий тренд это не превратилось. Прежде всего из-за отсутствия качественной городской среды, к которой привыкли люди в крупных городах, пояснил эксперт.
Для развития городской инфраструктуры местным властям нередко приходится брать кредиты, чтобы повышать качество жизни местного населения. Но после того, как в конце октября 2023 г. Центробанк в очередной раз повысил ключевую ставку до 15% годовых, рыночные механизмы стали еще более невыгодными для большинства заемщиков.
Одним из решений может стать механизм использования инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) в рамках стратегической инициативы «Инфраструктурное меню». Она реализуется в стране с 2021 г. в поддержку национального проекта «Жилье и городская среда», направленного на создание комфортной и качественной городской среды.
«ИБК стали самым востребованным инструментом инфраструктурного меню для регионов. В связи с чем по поручению президента лимит средств был увеличен на 190 млрд руб. по линии специальных казначейских кредитов (СКК). Часть этих средств будет направлена на реализацию мастер-планов городов Дальневосточного федерального округа. СКК планируется направить на строительство трех образовательных объектов в Хабаровске, Якутске и Уссурийске», – приводятся слова министра строительства и ЖКХ Ирека Файзуллина на сайте правительства РФ.
По программе ИБК кредиты регионам выдаются под невысокий процент (3% годовых) и сроком возврата в течение 15 лет, объяснил «Ведомости. Городу» директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Предоставляют ИБК в рамках лимитов бюджетных кредитов и на конкурсной основе. По словам Климанова, такие «длинные» деньги выгоднее для региона в сравнении с рыночными кредитами коммерческих банков. «Это отложенная финансовая помощь, потому что при высокой инфляции основное тело кредита будет фактически съедаться за счет удешевления рубля. Поэтому отдавать потом заемные средства будет легко», – уверен эксперт.
Управляющий директор рейтингового агентства «Национальные Кредитные Рейтинги» (НКР) Андрей Пискунов добавляет, что финансирование таких сфер, как жилищное строительство и общественная инфраструктура, за счет коммерческих денег часто проблематично для небогатых регионов. «Плюс ИБК в том, что они не нагружают региональный бюджет с точки зрения обслуживания долга, так как процентная ставка достаточно низкая», – добавил Пискунов. До 2025 г. правительство РФ выделило на инфраструктурное развитие регионов 1,315 трлн руб. Больше всего средств планируется на транспортные проекты, создание инженерно-коммунальных объектов и дорожное строительство. На начало ноября 2023 г. в регионах построили почти 5 млн кв. м жилья, создали 24 500 рабочих мест и привлекли почти 500 млрд руб. дополнительных средств, заявил первый замминистра строительства и ЖКХ РФ Александр Ломакин.
Инвестиции в комфорт
Федеральный центр, желая развить инфраструктуру в регионах, мотивирует местные власти с помощью инфраструктурных бюджетных кредитов, объясняет декан факультета экономических наук НИУ ВШЭ Сергей Пекарский. Таким образом, власти получают и используют средства для улучшения качества жизни населения.
Например, в Симферополе за счет ИБК реконструировали Мраморный переулок, в Республике Адыгее появилась новая поликлиника, и население получило доступ к технологичным медицинским услугам. В Московской и Рязанской областях ввели в эксплуатацию три детских сада, в которых есть все необходимое как для повседневных игр и занятий в группах, так и для музыкальных и спортивных уроков. В Рязани строят школу на 1100 мест, которую планируют сдать к концу 2024 г. Как пояснил «Ведомости. Городу» министр строительного комплекса Рязанской области Дмитрий Василевский, с помощью таких социальных проектов население начинает жить комфортнее. «В условиях санкционных ограничений, когда доступ к финансированию может быть затруднен, ИБК становятся важным инструментом поддержки региональной инфраструктуры. Это дополнительные финансовые средства, которые найти области самостоятельно достаточно трудно», – подчеркнул министр.
В Чувашии также активно используют бюджетные кредиты для развития региональной инфраструктуры. Министр строительства, архитектуры и ЖКХ Чувашской Республики Михаил Коледа рассказал «Ведомости. Городу», что за счет средств ИБК реализуется 10 проектов комплексной застройки. Они включают строительство 52 объектов инфраструктуры, в том числе 36 коммунальных, 14 транспортных и два детских сада. В новых жилых микрорайонах одновременно строятся сети водо-, электро- и газоснабжения, канализации, тепловые сети, автомобильные дороги, а также социальные объекты. Таким образом, люди приобретают жилье в районе с уже развитой инфраструктурой. «Строительство инфраструктуры на средства ИБК снижает финансовую нагрузку на застройщиков, что повышает доступность жилья», – подчеркнул Коледа.
В Иркутске в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню» начали прокладывать 5,5 км тепловых сетей. Строительство такого масштаба ведется в городе впервые за 50 лет. Тепловая трасса, возводимая энерго-металлургическим холдингом «ЭН+ Групп», позволит присоединить предместье Рабочее к Ново-Иркутской ТЭЦ, что обеспечит район стабильным теплоснабжением и даст импульс к комплексному развитию территорий. Проект обеспечит возможности для строительства до 1,2 млн кв м жилья и не менее 10 социальных объектов, сообщил генеральный директор Байкальской энергетической компании (входит в «ЭН+ Групп») Олег Причко. «Иркутск стал одним из первых городов, который использовал возможность привлечения бюджетных средств для такого важного инфраструктурного проекта», – добавил мэр Иркутска Руслан Болотов.
Кроме того, для улучшения качества жизни в регионах обновляют и модернизируют общественный транспорт, строят новые станции метро и другую транспортную инфраструктуру. С 2021 г. в регионы поставили 442 автобуса, 130 троллейбусов, 105 трамваев, 336 вагонов метро и семь составов Московских центральных диаметров (МЦД). До конца 2025 г. планируется закупить еще около 600 автобусов, 400 троллейбусов, 280 трамваев, 470 вагонов метро и 35 составов МЦД. По словам Климанова из РАНХиГС, привлечение ИБК для развития и обновления общественного транспорта – один из значимых механизмов, существующих на данный момент.
Инфраструктурный эффект
Реализация инфраструктурных проектов приносит для региона комплексный положительный эффект, считает Сергей Пекарский из НИУ ВШЭ. К примеру, при строительстве дороги жители получают транспортную доступность, а для бизнеса повышается привлекательность места, куда ведет дорога. «В итоге растет качество жизни людей, повышается производительность труда и создаются новые рабочие места. Это долгосрочные инвестиции в развитие экономики регионов. Отдача от таких проектов будет происходить через разные каналы», – уверен Пекарский. При этом Андрей Пискунов из НКР добавляет, что монетизировать вложения получится не всегда и не сразу. «Если сопоставлять денежный поток от оживления региональной экономики с вложениями, то может потребоваться длинный промежуток времени, прежде чем выйти хотя бы в ноль», – пояснил он. Чем дешевле и длиннее деньги, которые были вложены, тем проще балансировать два встречных потока: вложения и возвратные средства в виде конкретных поступлений в бюджет, заключил Пискунов.
Сейчас в стране сложилась ситуация, когда даже регионы-доноры, у которых есть большие финансовой возможности, тоже берут бюджетные кредиты, добавляет Климанов из РАНХиГС. «Но даже при разной направленности использования средств ИБК это делается для того, чтобы повысить качество жизни населения, улучшить доступность городских объектов и транспортных услуг», – заметил Климанов. Эксперт уверен, что для реализации крупных проектов, в частности строительства северного широтного хода в ЯНАО, метро в Красноярске и Челябинске, расширения транспортной инфраструктуры в Нижнем Новгороде, необходимо привлекать дополнительные финансовые средства.
Не застройщикам, а региону
Помимо средств ИБК объекты социальной инфраструктуры возводятся по программе «Стимул». Она реализуется в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда», созданного по решению президента. Программа предполагает субсидирование строительства социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в новых жилых районах. Механизм устроен таким образом, что деньги на реализацию необходимых объектов получает регион, а не застройщик напрямую. За счет этого удается повысить доступность социальных и иных объектов для населения, сокращаются финансовые и временные издержки застройщиков, а также увеличиваются темпы строительства новых ЖК.
В рамках программы возводятся школы и детские сады, больницы и поликлиники, автомобильные дороги и инженерные коммуникации. Строят их параллельно с жильем – это сокращает время реализации новых районов, в которых есть все для полноценной жизни. Из-за того, что расходы на социальную, дорожную и транспортную инфраструктуру берет на себя государство, уменьшаются затраты на полный цикл строительства. Это снижает конечную стоимость жилья.
Всего с 2018 г. по программе «Стимул» в стране построено 45,4 млн кв. м жилья и необходимой инфраструктуры. В том числе 99 детских садов и 94 школы, шесть образовательных комплексов и центр детского творчества. Кроме того, открыли больницу, семь детских и четыре взрослых поликлиники, а также проложили тысячу километров автомобильных дорог.