Как два года пандемии изменили туризм и туристов
Коронавирус повлиял на предпочтения путешественниковВ конце 2021 г. исполнилось два года с начала пандемии новой коронавирусной инфекции. Весь мир продолжает переживать новые «волны», полные или частичные локдауны и ограничения в передвижениях по миру (а где-то – даже по стране).
Все это не могло не повлиять на туристический бизнес. Причем как на туроператоров и другие компании, которые работают в этой отрасли, так и на самих туристов, которые вынуждены были подстраиваться под новые реалии.
Как пандемия изменила турбизнес в России – в материале «Города».
Возвращение к истокам
Самое глобальное изменение, закономерно спровоцированное пандемией, – переориентация путешественников на внутренние направления. Границы оказались закрыты, но желания отдыхать и познавать у россиян меньше не стало. Такая тенденция сложилась не только в России, но и в других странах мира, где людям давали передышки от полного карантина.
«В 2021-м около 95% всех авиазаказов оформлены по России. Востребованность поездок по стране мы заметили сразу же, как только в середине лета – осенью 2020 г. ограничения на перемещения стали ослабевать. Более того, согласно показателям нашего сервиса, спрос на путешествия по России уже не только восстановился, но и превысил допандемийные показатели», – рассказала «Городу» руководитель пресс-службы сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip Елена Шелехова.
От пандемии особенно «выиграли» Краснодарский край, Северный Кавказ, Крым, Карелия, Алтай и Байкал, добавили в компании TravelAsk.
«Больше всего цены и спрос выросли на Сочи, в этом году, да и в прошлом, стоимость жилья увеличилась от 20-30% до 100%, также выросли цены на месте. Пакетные туры также росли: в зависимости от времени года, на летние и майские праздники, они были по цене Турции и увеличивались чуть ли не под 100%. В Крыму “ценник” в среднем вырос на 50%», – рассказали в TravelAsk.
На развитие внутреннего туризма повлияла также программа туристического кешбэка за путешествия по стране. Это государственная программа субсидирования поездок по России, разработанная в Ростуризме. Так, туристы могут оплатить путешествие по стране картой «Мир» и получить кешбэк в 20% от его стоимости. По некоторым данным, программа будет продлена и в 2022 г.
По мнению экспертов, пандемия способствовала популяризации новых форматов путешествий внутри страны. Например, развиваться стали пока относительно новые для России форматы – гастротуры, экомаршруты, авторские экскурсии.
«Но есть и проблемная сторона – не все туристы готовы отказаться от привычного комфортного отдыха по системе «все включено», например, в Турции. Бесспорно, юг России уже семимильными шагами развивает инфраструктуру и повышает качество сервиса, но стремиться есть куда. Считаю, что сейчас главным приоритетом должно стать укрепление доверия такой категории туристов за счет расширения зоны комфорта и исключения рисков для здоровья», – считает основатель и генеральный директор российского сервиса онлайн-бронирования гостиниц «Едем-в-Гости.ру» Дмитрий Констанжа.
Приоткрыть занавес
Тем не менее россияне не оставляют надежды отдохнуть (или совершить активное путешествие) за границей. По данным Ростуризма, в России официально открыто авиасообщение с более чем 80 странами. При этом далеко не все из них готовы принимать на тех или иных (ПЦР-тестирование, вакцинация и другое) условиях российских граждан с целью туризма.
По данным АТОР, самым популярным зарубежным направлением среди россиян остается Турция (так было и до пандемии). Это подтверждают также данные агрегаторов. Как рассказали «Городу» в Aviasales, в 2020 г. самыми популярными направлениями стали Турция, Египет и Черногория. В 2021 г. первые позиции сохранились прежними, а на третью строчку переместились ОАЭ.
Кстати, как ранее рассказывал «Город», в этом году спрос на зимние туры у россиян вырос на 30% по сравнению с 2020 г.
Цена вопроса
Жизнь в режиме ограничений не могла не подстегнуть рынок к повышению цен. Как ранее заявили в АТОР, за два года цены на туры из России за границу выросли в среднем на 25%. Дороже стали и путешествия внутри страны.
«В прошлом году мы наблюдали заметное подорожание на российских курортах. В условиях повышенного спроса все доступные варианты размещения бронировали мгновенно, и в пик сезона (июль – август) средний чек на туры на морское побережье внутри страны достигал доковидных цен на Турцию, – рассказал “Городу” CEO и сооснователь сервиса поиска и покупки туров онлайн Level.Travel Дмитрий Малютин. – Однако сейчас ситуация стабилизировалась – открытие новых направлений (и в первую очередь Египта) вернуло цены на российских курортах на уровень 2019 г. Сейчас средний чек в новогодние каникулы на российских курортах составляет 40 000 руб.».
При этом за время пандемии для россиян появилось и много доступных альтернатив, добавил эксперт.
«Курортным открытием 2020 г. была Танзания – цены на туры туда начинались от 90 000 руб. (сейчас направление недоступно для массового туризма), в этом году появились туры в Венесуэлу – от 80 000 руб. на двоих (с перелетом, проживанием, трансфером и завтраками) и выгодные предложения в Доминикане (от 120 000 руб.)», – добавил он.
Возможность сэкономить по-прежнему есть у тех, кто предпочитает выбирать туры онлайн и готовится к отпуску заранее.
Пандемийные тренды
Режим ограничений изменил не только направления для поездок, но и привычки путешественников. Например, все чаще они стараются организовывать путешествия самостоятельно, а не через турагентства.
«Во многом это произошло благодаря специализированным цифровым платформам, которые существенно расширили возможности для самостоятельной организации путешествий. Так, распространенной практикой стала краткосрочная аренда жилья на время путешествия напрямую у собственников. В ноябре количество запросов на посуточную аренду квартир в России увеличилось на 11% год к году, а загородное жилье на время поездок стали снимать на 19% чаще», – рассказал руководитель направления краткосрочной аренды «Авито Недвижимости» Артем Кромочкин.
Еще одним заметным уже сегодня тревел-трендом является совмещение работы и отдыха.
«И он объединяет в себе два направления. Первый – это bleisure (совмещение командировки и небольшого отпуска). Второй аспект связан с тем, что мы уже почти два года работали удаленно или частично удаленно. Многие покинули квартиры и перебрались на дачи и в загородные дома, а кто-то – и вовсе в другие города или даже страны», – рассказала Елена Шелехова.
Также активно набирает популярность автотуризм.
«В эпоху COVID-19 при социальном дистанцировании такой вид туризма стал как никогда актуален. По данным аналитического агентства АВТОСТАТ, более 56% автолюбителей планируют провести свой отпуск в автопутешествии по России. Путешественники готовы отправляться как по междугородним трассам, так и по внедорожью, исследуют ближайшие регионы», – добавил Дмитрий Констанжа.
Кроме того, отмечает эксперт, появилась еще одна интересная тенденция: регионы, исторически предлагающие небюджетный отдых (например Алтай, Байкал), стали составлять альтернативные по цене маршруты для массового потребителя.
«Подключились туроператоры, предлагающие доступные чартерные рейсы, и инвесторы, повсеместно строящие мини-отели и хостелы», – добавил он.